Цветы в храме: зеленые – на Троицу, белые – на Пасху. Флористика в храмах - обучение Украшаем храм цветами к пасхе

Декоративно-прикладное искусство развивается в разных направлениях. Одно из них - храмовая флористика. Для специалистов, работающих в этой отрасли, важно сочетать профессиональные навыки и умения с духовными усилиями. Недостаточно просто взять в руки список допустимых в храме цветов и изучить правила сохранения их свежести на продолжительный срок. Эта работа должна выполняться с молитвой и любовью.

Главная задача

Церковная флористика ставит перед собой множество задач, но главная из них - гармония цветочного декора с архитектурными особенностями, и резьбой. Важно учитывать, что культовые святыни украшают не только цветы, но и богатые оклады, многочисленные драпировки, вышитые ризы и платы.

Необходимо, чтобы храмовая флористика подчеркивала взаимосвязь человека и природы. Она должна раскрывать красоту мира, сотворенного Творцом, и подводить к мысли, что человек часть этого мира.

Живой материал или искусственный

Никаких запретов на декорирование храмов не существует. Если нет возможности или средств использовать живые растения, то букеты и гирлянды могут быть составлены из тканевых или бумажных цветов. Но все-таки предпочтение следует отдавать живому, поскольку один живой цветочек наделен большей благодатью, чем целая охапка искусственных украшений.

Что используется для составления храмовых композиций

Храмовая флористика - это не только букеты в вазах. Украшения выполняются в виде венков, гирлянд, живых цветущих стен и арок. В качестве основы обычно используют флористические оазисы. Для плетения гирлянд берут зелень рускуса, аспарагуса, туи или еловые лапы. Каркасы для гирлянд и арок выполняют из проволоки различной толщины и жесткости.

Виды цветов

Флористы никогда не используют в композициях ядовитые цветы и растения с сильным дурманящим запахом. Это правило соблюдается неукоснительно. Также воздерживаются от колючих растений. При использовании в украшениях роз, у них полностью удаляют шипы. Принято воздерживаться от использования экзотических видов, таких как протея и антуриум.

Храмовая флористика отдает предпочтение розам, тюльпанам, лизиантусам, аммарилисам, не пахнущим лилиям, нарциссам, герберам, онитогалуму, дендробиуму, ирисам, гладиолусам, гипсофиле, хризантемам.

Цветочные композиции часто дополняют ягодами рябины или калины - как живыми, так и засушенными. В большом количестве используются ветви различных деревьев.

Какие места в храме принято украшать цветами

Православная церковь, в отличие от протестантской и католической, не приветствует слишком обильные и пышные цветочные украшения. Поэтому (храмовая флористика) обязана соблюдать баланс между скромностью и потребностью выразить По традиции цветами украшают не только сам храм, но и территорию вокруг него.

Перед началом работы всегда советуются со священником храма. Он объясняет предпочтения в выборе материала, цветовой гаммы и мест для декорирования. Цветочные украшения размещают вокруг наиболее почитаемых икон, украшают выносной крест, потолочные и настенные светильники и подсвечники. Кроме того, не забывают про плащаницу, двери и дверные проемы, входы и арки. Всегда уделяется внимание Раке со святыми мощами, аналою и Царским вратам.

Украшение храма к святым праздникам: Рождество

Все святые праздники имеют устоявшиеся особенности, которые соблюдает церковная флористика. К Рождественским праздникам, например, в храмах обязательно ставят пышную ель. А в оформлении используют большое количество еловых ветвей и небольшие деревца в вазонах. Допустимо заменить молодые деревца конусообразными цветочными композициями. Цветы в композициях желтого или белого цвета. Они должны символизировать чистоту и создавать атмосферу чуда. Все выполняют в едином стиле, создавая общую композицию внешнего и внутреннего убранства.

Вербное воскресение

В этот день также активно задействуется храмовая флористика. Вербное воскресенье отмечается за 7 дней до Пасхи. Оно символизирует вход Господень в Иерусалим. В праздничном убранстве используются пальмовые ветви и пушистая верба. В этот праздник веточки вербы освящаются, и прихожане уносят их домой. Вербные букетики не выбрасывают, а засушивают и сохраняют. Часто в воде веточки выпускают корни, тогда вербу высаживают в удобном месте.

Пасха

На Пасху храмы украшают особенно тщательно. Используют пышные композиции в белой или красно-белой цветовой гамме. Часто букеты дополняют оранжевыми цветами. Флорист должен выразить в ярком убранстве храма всенародное ликование, наполнившее сердца христиан.

Часто с обеих сторон от располагают композиции в форме яйца, которое является основным символом праздника. Вход в храм украшают приветствием «Христос Воскресе!», которое составляют из живых цветов, закрепленных во флористическом оазисе.

Троица

Традиционно на Троицу в убранстве храмов преобладает зеленый цвет. Используются зеленые ветви березы, луговые травы и полевые цветы. Праздничное убранство храма выглядит пышным и многоцветным, создавая ощущение свежести.

Богородичные праздники

Украшение на все праздники Богородицы выдерживаются в бело-сине-голубой гамме. Это связано с тем, что в этот день состоит из этих же тонов. Плащаница украшается синими цветами, подчеркивая возвышенность и сердечность отношения к Царице Небесной. Цветком непорочной Богородицы считают лилию. Флористы дополняют композиции белыми розами, гипсофилой, хризантемами и фрезией.

Соответствие внутреннего убранства храма с цветовой гаммой облачения священнослужителей - одно из основных правил храмовой флористики. Это первое, о чем рассказывают новичкам в этой отрасли. Украшение также зависит от финансовых возможностей прихожан. Флористам приходится учитывать, какую сумму может потратить храм на декорирование. В маленьких церквях большую часть зеленых украшений (ветвей лиственных и хвойных деревьев) прихожане собирают самостоятельно.

Мастер-класс «Украшение храма на Пасху» с подробным описанием и фото:

Что нам для этого понадобится:
1. Оазис флористический зеленый, 8 штук (один берите запасной).

2. Нож канцелярский.
3. Шпажки длинные по 15 см, бамбуковые, 1 уп.
4. Анкор-лента.

5. Аспидистра, 1 уп.

6. Гвоздика. На такую композицию у нас пойдет более 200 штук, поэтому обращайте внимание на количество их в упаковке. Возьмите лучше больше, чтобы потом не ломать голову, где взять недостающие цветы.
7. Секатор.
8. Деревянная опора. Ее можно купить в любом хозяйственном магазине (к примеру, подойдет держак для лопаты) или строительном гипермаркете. Смотрите, чтобы по диаметру подошла к подсвечнику.

2 . Готовим цветы
После покупки нужно обрезать все листики на стеблях и косо укоротить каждый стебель на 1-2 см, поставить отпаиваться в воду комнатной температуры, которая должна быть не холодная и не теплая, чтобы находились там не менее 6-7 часов.
По истечении времени берем гвоздику и секатором снова косо обрезаем ножку, оставляем стебель около 4-5 см. Просмотрите цветы, при необходимости оборвите засохшие лепестки.

3 . Готовим оазис

В глубокую емкость с водой кладем оазис. Не потопляем его!
Ждем пока он сам пропитается водой. Вынимаем. Так готовим все кирпичики.

4 . Крепим оазисы к опоре (держак, черенок)

Берем 2 оазиса и ставим их с одной стороны палки и еще 2 — напротив.
Серединку в оазисах вырезаем канцелярским ножом (режется все очень легко, как по пластилину), прислоняем к палке и фиксируем их анкором. Лента клейкая, не бойтесь, ничего не отпадет. Это первый ярус.
Для второго яруса — берем 1 кирпичик оазиса и внутрь него в центре, вставляем 2 шпажка с разных концов. Шпажки вводим не полностью, а до половины. Берем теперь этот кирпичик и ставим его (предварительно вырезав серединку) сверху над 1 оазисом с первого яруса. Тоже самое делаем с остальным 3 кирпичиками.
Как видим, с помощью шпажки верхние слои 4 оазисов зафиксированы с нижними 4-мя. Но для надежности их нужно тоже зафиксировать анкором.
Эту же действие повторяем для третьего яруса.

Пасхальное яйцо из цветов

5. Проверьте еще??раз все ли прочно держится, ничего не отпадает, чтобы потом не волноваться, что где-то может что-то улететь.

6. С помощью ножа аккуратно придаем форму яйца нашей конструкции.
Обрезаем оазис по бокам и сверху. Режется все очень легко.

7. Берем лист аспидистры и сгибаем его пополам (не переламываем!), верхушку подгибаем под низ, скрепляем степплером.

Теперь вставляем снизу в оазис. Таким образом размещаем все листья по кругу. Наша композиция будет выглядеть так, будто находится на траве. Когда закончили с аспидистрой, переходим к гвоздикам
.

8 . Намечаем контуры яйца: в оазис сверху и по бокам вставляем гвоздики. Все цветы должны находиться на одной высоте. Далее заполняем все пространство по оазису. Цветы располагаем так, чтобы между ними не проглядывала основа оазиса.

А вот и сама композиция.

Все очень очень легко, не так ли?

Информационный отдел Хабаровской епархии

Глядя на красоты православных храмов, на золоченые кресты и купола, на внутреннее убранство, на отблеск икон часто даже в голову не приходит мысль о том, а кто же причастен к этому благолепию? А люди, стоящие рядом с нами на Богослужении? Кто это? Наша новая рубрика «Один день из жизни» посвящена людям, о которых нечасто или вообще не прочитаешь ни в газетах, ни на известных сайтах. Храмовые флористы, звонари, сестры милосердия, многодетные мамы, волонтеры… Итак, наш первый герой – Евгения. Знакомьтесь.

Нежный запах цветов и разбросанные на полу листья – через несколько часов начнется праздничная служба, и икону посреди храма украсит венок сине-белых хризантем. Это результат работы флориста Евгении Сириновой, которая отзывается о своем послушании храмового флориста как о «ремесле, переходящем в искусство».

Меня зовут Евгения, и я закончила художественно графический факультет педагогического института в Хабаровске. Сразу после обучения стала работать флористом, чем и занимаюсь уже 15 лет. У меня есть семья: муж и двое детишек. В храм попала «случайно», хотя сейчас понимаю, что ничего случайного нет. Помогала флористу храм украшать на праздник, а потом моя подруга переехала в другой город, а я осталась тут. Скажу честно, работа флориста в храме, отличается от «обычной» работы флориста. Во-первых, в храме всегда используется определенный цвет на определенный праздник: на Рождество - белый, на Пасху - красный, на богородичные праздники - синий. Во-вторых, оформление подчинено определенной задаче, то есть, украшение делается не просто ради украшения, а всегда несет в себе определенную смысловую нагрузку. Цветы - символ рая, и на каждом празднике они напоминают людям об этом.

Мой сегодняшний день начался утром, цветы уже привезли вечером, а я захватила с собой необходимые мне для работы инструменты: флористический нож, краску, пиафлор (специальная губка).Поскольку украшения нужны к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, то и икону нужно украсить в бело-синей гамме. В наличии у нас белые хризантемы, поэтому часть цветов я крашу специальной краской.

После можно переходить к украшению иконы. Есть специальная губка – пиафлор, ее напитывают водой, выкладывают возле иконы и крепят на нее соцветия. После того, как венок готов, я сделаю два букета, которые тоже украсят праздничную икону.

Говоря о своем любимом цветке, я всегда задумываюсь. Вообще, цветы для флориста теряют свою индивидуальность, они для него материал для творчества, больше важны цветовые сочетания, чем просто сорт. В прошлом году на Пасху храм оформили только гвоздикой. Красная, персиковая, бежевая, оранжевая - вся теплая гамма радовала прихожан всю пасхальную неделю. Получилось красиво и душевно, несмотря на сложившийся стереотип о гвоздике, как о «траурном цветке».

Кстати, наш храм назван в честь святой княгини Елизаветы, которая при жизни очень любила лилии, поэтому на престольный праздник храм украшаем именно этими цветами.

Помимо творческой работы, у меня есть и творческое хобби: я делаю флористические коллажи для себя и для друзей. Например эти коллажи из природных материалов выполнены в технике терра.

Православные прихожане, посетив храм или собор во время престольных или особых церковных праздников, обращают внимание на внутреннее убранство.Но многие из людей замечают, что украшение цветами храма на Пасху или Рождество, Вербное Воскресенье или Покров, Троицу или Благовещение Пресвятой Богородицы имеют различия.

Отличия в декоре зависят от основного цвета праздника и внутреннего интерьера церкви. Для Богородичных праздников главный цвет – голубой, для Рождества Христова – белый, для Вербного воскресенья и Троицы – зеленый, для Пасхи – белый и красный.

При этом растения, которые флористы используют для оформления храмов, должны подчеркивать внутренний интерьер и не оскорблять чувства верующих.

Особое значение в Православии придается празднику Воскресения Христова. Поэтому храмовая флористика на Пасху ставит перед собой сложные задачи: как гармонично оформить Дом Божий, как отобразить православную символику и как не отвлекать людей от устремления к Богу.

Поэтому пробуем разобраться в вопросе «Как украсить храм на Пасху?». И начнем с того, что узнаем какие требования к флористическому оформлению предъявляются в православной церкви.

Правила украшения храма на Пасху

В отличие от богатого и роскошного убранства католических храмов, в православных церквях допускают цветочные украшения, но в менее пышном исполнении. При этом украшать разрешается далеко не все предметы в храме.

Строгих норм украшения не существует, но существуют некоторые ограничения и требования к оформлению дома Божьего. Поэтому на сегодняшний день негласные правила по украшению выглядят следующим образом:

  1. Цветочного оформления должно быть в меру, поскольку чересчур богатый интерьер будет отвлекать от молитв;
  2. Не желательно декорировать цветами большое количество икон в храме, а украшать лучше особенно чтимые иконы, икону к Празднику, иконы у Царских врат;
  3. При составлении композиции цветы не должны заслонять иконы и другие церковные атрибуты;
  4. Желательно использовать в композиции не более трех видов цветов;
  5. Не стоит выбирать для украшения сильно-пахнущие растения, чтобы не вызвать у прихожан плохого самочувствия;
  6. Растения не должны быть ядовитыми или опасными для людей;
  7. В праздничной пасхальной палитре в большей степени должны использоваться белые, красные, желтые и оранжевые оттенки;
  8. При украшении икон симметричными композициями нужно использовать зеркальное соответствие как по длине и высоте, так и по цвету и размеру цветов;
  9. По форме работы нужно выполнять круглыми, прямоугольными или треугольными;
  10. Композиция должна выглядеть гармоничной в целом.

Следуя этим правилам можно приступить к флористическому оформлению храма.

Но стоит отметить, что праздник Пасхи допускает небольшое отклонение от указанных правил и позволяет оформлять храмы и соборы чуть более пышно, чем в другие крупные праздники.

Это связано с тем, что праздник выступает символом возрождения, воскрешения, он выражает самые светлые людские чувства и говорит о вечной жизни и спасении для всех людей.

На Пасху наиболее часто украшают Плащаницу, Царские врата, элементы иконостаса, раки с мощами, особо почитаемые иконы, вход в храм и арки, некоторые церковные атрибуты, решение об оформлении которых принимает отец-настоятель.

Плащаница – это особенная святыня в православии. Она представляет собой холст, на который нанесено изображение Иисуса Христа, лежащего во гробу. Вокруг этого плато совершаются важные религиозные обряды как до наступления Великого Воскресения Христова, так и после него.

Плащаница устанавливается на постамент после выноса из алтаря во время Великой Субботы. Это возвышение располагается в центре храма, поэтому декорирование цветами не просто красиво подчеркивает религиозный рисунок, но и позволяет и совершать богослужения рядом, и молиться прихожанам.

В оформлении плащаницы цветами на Пасху традиционно используют белые растения. Дополняют их цветами розовой, красной или бордовой гаммы. Флористы располагают растения другой гаммы достаточно редко, на таком расстоянии, чтобы лишь создавать небольшие акценты, но не нарушать основной цвет.

Во флористике при составлении композиций используют цветочный прямоугольный орнамент, который чаще создают из амариллисов, гвоздик, гербер, лилий, роз и хризантем, чем из калл и тюльпанов. Разбавляют цветочный декор зеленью или ягодами, например, гипсофилой или гиперикумом. Красные ягодки последнего символизируют капли крови Христа.

Украшение плащаницы цветами на Пасху допускает и дополнительные декорации рядом с Плащаницей в виде ваз, корзин и цветочных постаментов. Вазы и постаменты подбирают белого цвета и наполняют их высокими цветами, такими как гладиолусы, ранункулюс, розы и хризантемы с остроконечной зеленью.

Декорирование плащаницы также зависит от пожеланий священнослужителей. Так некоторые священники просят создавать цветочные композиции с таким количеством цветов, которое будет символизировать 33 года, прожитых Иисусом Христом. Какие виды украшения создают, смотрите в галерее ниже.

Украшение плащаницы живыми цветами на Пасху, фото и картинки:

Центральным элементом иконостаса выступают Царские Врата. Именно на них обращается взор любого человека, входящего в храм.

Царские врата представляют собой двери, ведущие в алтарь, и символизируют вход в Царствие Божие. Именно поэтому их принято украшать на различные праздники цветами.

Украшение церкви на Пасху предполагает больше использование живых растений, но возможно и добавление искусственных элементов, например, в виде декоративных листьев, плюща.

В зависимости от архитектурной формы Царские врата можно украсить как небольшими цветочными букетами, так и арочными длинными композициями. Также врата могут быть украшены по бокам стоячими композициями в вазах или пасхальными яйцами на подставке.

Украшение может быть выполнено и в виде длинной цветочной гирлянды, которая будет возвышаться не только над вратами, но и над иконами, расположенными рядом.

Наряжают вход в алтарь композициями из георгин, гвоздик, лилий, роз, тагетисов и хризантем, дополненных такой зеленью как гипсофила, папоротник, рускус и салал. Украшением могут служить и другие цветы с зеленью. Варианты декора представлены в галерее.

Оформление царских врат цветами на фото:

Не только Царские врата, но и Иконостас в целом можно украсить цветами. При оформлении последнего отталкиваются от храмовой архитектуры.

Декорировать иконостас можно с помощью букетов в вазах, отдельных цветочных композиций, а также гирлянд, которые отличаются по техникам плетений.

Выполнить сложные гирлянды начинающему флористу нелегко, но профессионалы могут создавать настоящие цветочные шедевры. Самое главное для флористов создать ритмическую структуру с чередованием элементов, с заданным направлением листьев и цветов вверх и в сторону от центра.

По техникам различают следующие цветочные гирлянды:

  1. Традиционная композиция – это плотное черепичное плетение коротко нарезанных цветов на основу с помощью проволоки;
  2. Ампельная композиция – цветы помещают в пробирки с жидкостью и тейпируют на плетях из ампельных растений или длинных ветках;
  3. Вытянутая рыхлая композиция – выполняется на губках-оазисах, переплетенных между собой и закрепленных на сетке или раме;
  4. Букетная композиция – небольшие букетики помещаются в пластиковые или металлические емкости жидкости, затем их крепят на раму. Сложность заключается в декорировании емкости, чтобы ее было не видно;
  5. Композиция со смешением техник – цветы помещаются в губку-оазис или пробирку, а затем вплетаются на основу зеленью.

Выбор цветов для гирлянды зависит от избранной техники. Например, для первого и третьего варианта подойдут различные мелкоцветковые растения – альстромерия, астры, гвоздики, гортензия, лимониум и другие.

Примеры украшения иконостаса представлены на фотографиях:

Иконы и раки с мощами

Иконы и особо чтимые гробницы с мощами – это предметы, которым уделяет много внимания храмовая флористика. Пасха – это великое событие для православного мира, во время которого принято украшать цветами эти церковные святыни.

На Пасху в первую очередь украшают икону к празднику, которая носит название Воскресение Христово. Помимо данной святыни украшают и иконы иконостаса, а также особо значимые храмовые иконы, перечень которых у каждой церкви свой.

Как же оформляют иконы? Их принято украшать в большинстве случаев с помощью цветочных рамок в форме буквы П или квадрата, реже в форме овала или полуовала, для иконостаса украшение выполняют в виде арочной формы или гирлянды.

Для создания цветочных форм берут цветы с крупными бутонами, такие как георгины, розы, ромашки, хризантемы и дополняют их крупной и мелкой зеленью, фруктами, маленькими цветочками или ягодами.

Рисунок можно выполнить и из одноименных цветов в виде двух линий, например из гвоздик, с буквенным орнаментом ХВ, обозначающим сокращенные слова «Христос Воскресе».

Кроме икон на Великий праздник декорируют раки с мощами святых. Их драпировка зависит от внешней формы гробницы и возможности крепления для цветов.

Цветочные композиции могут быть совершенно разных форм. Это и прямые в виде линий или прямоугольников, и изогнутые в виде извилистой дорожки, и букеты в вазах, и гирлянды в виде лиан, обвивающих полностью основу ковчега и купол над ней.

Цветы могут также висеть в виде садов Семирамиды, спускаясь сверху купола вниз и создавая необычную картину. Для создания висячей композиции лучше всего подходят лизиантусы, орхидеи и некоторые виды ампельных растений.

Помимо икон и рак с мощами святых украшают и различные церковные атрибуты, что дополняет атмосферу Великого праздника.

В каждом храме находится множество церковных атрибутов, которые или служат необходимым предметом церковного интерьера, или применяются во время богослужений. Но некоторая храмовая утварь украшается во время праздников.

Украшение храма на Пасху предусматривает добавление цветочных композиций на следующие атрибуты:

  1. Аналой – особый деревянный столик-подставка, на который устанавливается икона, крест или кладется церковная книга. Аналой принято украшать рядом стоящими композициями, например, треугольными. Дополнить аналой с двух сторон могут и пасхальные яйца из цветов;
  2. Выносные свечи оформляют снизу небольшими цветочными букетиками, в состав которых входят несколько крупных цветов, к примеру – герберы или розы, дополненные мелкими соцветиями или различной зеленью;
  3. Крест , один из важных предметов в православии, кладут на постамент и окружают цветами, создавая крестоообразную или овальную форму с помощью губки-оазиса. Чтобы выделить крест лучше выбирать крупные цветы и обрамлять их большими листьями зелени. Например, хорошее сочетание – это гвоздики с листьями аспарагуса или розы с листьями папоротника;
  4. Подсвечники оформляют вьющимися растениями с добавлением крупных бутонов цветов, обрамляют лентами и нитями бусин. Украшение может состоять также из маленьких букетиков с мелкими соцветиями, также дополненных декором в виде лент, тесьмы, бусин и небольших пасхальных яиц;
  5. Паникадило – это главная люстра в храме, которую часто украшают во время Пасхи. Люстра имеет круглую многоярусную форму, но в основном цветами украшают нижний ярус. Для этого создается цветочный венок, например из хризантем и зелени, и подвешивается снизу паникадила. Украсить люстру могут и подвесные композиции в виде небольших букетов или цветочных шаров.

Также церковный зал можно украсить различными подвесными элементами в виде пасхальных яиц, цветочных гирлянд на стенах и других композиций.

Существуют различные мастер-классы по оформлению храмовой утвари в церкви, одни из них более простые, другие более сложные, но мы рассмотрим урок: как изготовить крупное пасхальное яйцо – символ Великого праздника.

Мастер-класс «Изготовление пасхального яйца для украшения храма»

Один из интересных мастер-классов по оформлению храма на пасху цветами – это изготовление большого пасхального яйца.

Для выполнения данной работы понадобятся определенные материалы и инструменты:

  1. Флористическая губка-оазис в количестве восьми штук;
  2. Канцелярский нож;
  3. Лента флористическая Анкор;
  4. Секатор или остро-наточенные ножницы;
  5. Бамбуковые палочки длиной пятнадцать сантиметров несколько упаковок (зависит от количества штук в упаковке);
  6. Гвоздики красного цвета в количестве не менее 200 штук;
  7. Гвоздики белого цвета в количестве не менее 80 штук;
  8. Листья аспидистры в количестве нескольких упаковок;
  9. Деревянная опора-подставка;
  10. Церковный подсвечник;
  11. Степлер со скобами.

Последовательность действий по изготовлению будет следующая:

  1. Берем деревянную опору и вставляем ее в подсвечник;
  2. Подгоняем опору до необходимой высоты: снизу – по длине подсвечника, сверху – по длине трех устанавливаемых губок-оазисов;
  3. Подготавливаем гвоздики: удаляем все листья, укорачиваем стебель на 2 см, ставим в воду 20-25 градусов на 7-8 часов;
  4. После завершения времени стебель цветов косо подрезаем секатором, оставляя на стебле 4-5 см длины, удаляем старые лепестки на бутоне;
  5. Берем емкость, заполняем ее водой, укладываем губку-оазис и ждем, когда она сама полностью погрузится в воду, после этого вытаскиваем ее. Пропитываем таким образом все губки;
  6. Создаем первый ярус композиции. Для этого: устанавливаем по две губки с двух сторон от опоры, удаляем середину у губок канцелярским ножом и ставим рядом с деревянной опорой, закрепляем лентой-анкором;
  7. Создаем второй ярус композиции. Для этого: берем одну губку-оазис и в центр помещаем две бамбуковые палочки до середины их длины. Затем вырезаем середину губки, там где должна быть расположена опора, и производим фиксацию с помощью ленты-анкора;
  8. Ставим второй ярус на первый и делаем тоже самое еще с тремя губками;
  9. Проверяем фиксацию, при необходимости дополнительно укрепляем анкором;
  10. Данную конструкцию обрезаем ножом, создавая картинку в виду яйца;
  11. Берем аспидистру и аккуратно сгибаем напополам, скрепляя края скобами, ставим по нижнему краю формы-оазиса;
  12. Берем гвоздику красного цвета и плотно заполняем цветами по кругу снизу вверх созданную форму, чтобы не оставалось пустого пространства;
  13. Дополняем форму пасхальной надписью в виде двух букв «ХВ» из белых гвоздик.

Такую композицию не сложно исполнить своими руками, единственно, что она потребует – это несколько часов на исполнение.

Кроме данного мастер-класса интересный и познавательный уроки по созданию флористической композиции для храма представлен на видео:



Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.