Ребенок все время опаздывает что делать. Опоздания в школу, как с этим бороться? Ребенок понимает причинно-следственные событийные связи

Пунктуальность в широком смысле слова — это не только способность приходить на встречу вовремя. Это еще и умение планировать свое время — и усилия, которые потребуются на дорогу и достижение поставленной цели.

Ребенок изначально привыкает, что его водят за ручку родители или воспитатели и контролируют выполнение ежедневных задач, — но рано или поздно это меняется, ведь никто из нормальных, здравомыслящих родителей не желает выращивать инфантильного человека, который не в состоянии запланировать свое собственное время — следовательно, и уважать чужое.

Как научить ребенка понимать и принимать течение времени — и для начала хотя бы не опаздывать, чтобы потом уметь совершать более сложные действия с этой капризной, неуловимой — и неумолимой — субстанцией?

Разберитесь с временными рамками

Многим детям очень непросто понять, как практически приложить цифры с часов к реальной жизни. Как понять, что такое “через час”? Пять минут — это много или мало? А пять секунд? Для дошкольника эти категории становятся привычными постепенно: например час — это столько, сколько мы едем на дачу или смотрим конкретный фильм. А пятнадцать минут — это столько, сколько занимает дорога до супермаркета пешком.

Как только ребенок начинает проявлять хоть какой-то интерес к часам, суткам, календарям — пора инициировать беседы о времени. Это может произойти в различном возрасте — все зависит от степени самостоятельности ребенка и от отношений со временем, принятым в семье в принципе. У кого-то подобное происходит в 5 лет, а другим может быть не интересно до 9.

Сделайте изучение времени наглядным

Испытанный многими поколениями мам во всем мире простой способ — сделать или купить модель часов, на которой можно крутить стрелки, и научить ребенка делать это. Разумеется, есть электронные часы — и некоторые из них даже способны озвучивать текущее время голосом, но нам же важно объяснить сам принцип времени, верно? Именно на часах с круглым циферблатом и стрелками проще всего изучить и понять цикличность времени.

Понадобится и календарь на знакомом ребенку языке — такой, на котором обозначены недели с обозначением выходных отдельным цветом, месяц и год. Важно обращать внимание малыша на разницу между молодым и старым месяцем на небе, научить узнавать длительность месяца по костяшкам пальцев, понимать, что значит слово “високосный” — и откуда это слово вообще взялось. Наблюдение за закатом и рассветом, подсчет дней до важного события — дня рождения или Нового года, поездки к морю или к любимой бабушке в деревню — все это помогает постепенно начать осваиваться во времени и ориентироваться в нем общепринятыми категориями.

Осознайте собственные особенности

В принципе почти никогда не опаздывают и очень любят держать все под контролем люди слегка тревожные — чаще они приходят за 10-15 минут, и подобное качество проявляется с детства.

Опаздывать время от времени же свойственно почти всем: среди них и очень тревожные люди — эти слишком много мечутся, суетятся и в результате забывают что-либо взять, тогда им приходится возвращаться обратно, — и те, кто совершенно беспечен от природы — им, наоборот, все равно. Подумаешь, встреча назначена на час тому назад, а я еще дома со свежевымытой головой.

Научиться не опаздывать, если задаться такой целью, может любой — важно для начала осознать, какие проблемы на эту тему свойственны вам лично или вашему ребенку? Стоит задать себе вопрос: как конкретно я опаздываю и почему именно? Не могу быстро собраться с утра — может быть, это нужно делать с вечера? Не замечаю, что сижу в соцсетях заполночь и не высыпаюсь — возможно, нужно ставить будильник не только на пробуждение, но и на отход ко сну?

Причин может быть множество — нужно каждую из них рассмотреть отдельно, составив при необходимости детальный список. Просто давить на ребенка — или винить себя — не получится: нужно осознание корней проблемы, а для этого должны быть просмотрены все причинно-следственные связи.

Оцените способность ребенка к планированию

Как понять, что ребенок готов самостоятельно планировать собственный учебный день и держаться в заданных рамках? Есть несколько прямых и косвенных признаков.

Часть жизни ребенок проводит отдельно

Перемещается из школы в секцию, самостоятельно ходит в гости к бабушке, посещает различные мероприятия и так далее — бессмысленно предлагать ребенку самостоятельно планировать его утро, если вы живете за городом и выезжаете в город все вместе на семейной машине.

В случаях, когда ребенок не делает сам уроки и не гуляет самостоятельно, он не принимает никаких ключевых решений относительно времени и пытаться принудить его к этому довольно глупо.

Ребенок понимает причинно-следственные событийные связи

Очень важно, чтобы в ребенке созрело понимание по принципу “если — то…”. Пока этого нет, он будет жить одним моментом, не понимая, что, не закончив играть в определенное время, он не успеет дальше выполнить домашнее занятие, потом опоздает на занятие в секции и так далее. Шуметь на него “быстрее и скорее” — значит, включать белый шум, это попросту бесполезно.

Ребенок любит то, что он делает

Если в школу он ходит через силу, потому что там нелюбимые учителя и одноклассники, которые его травят, — может быть, стоит задуматься для начала о переводе его в более комфортные условия или рассмотреть альтернативные формы обучения, а потом уже прорабатывать его пунктуальность? Учиться планировать — хотя бы в детстве — нужно то, что вызывает как минимум нейтральные эмоции.

Действуйте постепенно

Сначала вы планируете жизнь всей семьи — и ребенка тоже, затем планируете вместе с ребенком, потом он делает это сам и вы периодически его контролируете, и уже потом он в состоянии полностью запланировать все сам.

Установите будильник на ключевые шаги

Да, для копуш это вполне реальный выход. Обратите внимание ребенка на то, что от подъема до состояния “стоим готовые у дверей” проходит пять звонков, например. Первый звонок — сигнал в подъему, встаем. Второй — время выходить из ванной. Третий — садимся завтракать. Четвертый — убрали грязную посуду в мойку и отправились одеваться. Пятый — с вещами на выход.

Такая стратегия работает гораздо эффективнее, чем если вы просто бегаете суетливо по дому и постоянно всех поторапливаете. Со временем ребенок может подобрать себе любимую музыку в заданных временных интервалах и в конце концов будет точно знать, сколько времени занимает определенное действие.

Включайте обратный отсчет

Научитесь вместе с ребенком рассчитывать время, начиная с конца. Например: мультфильм, который ты хочешь посмотреть, начинается в восемь. К этому времени должны быть закончены все домашние дела. Сейчас — половина пятого. На уроки у тебя обычно уходит два часа, и ты еще хотел успеть погулять. Значит, тебе нужно сесть за домашнее задание в пять, тогда у тебя будет 50 минут на то, чтобы погулять и успеть вернуться с прогулки.

Иногда ребенок может начать бунтовать: “Нет, я успею это сделать за полчаса”. Даже если вы отчетливо понимаете, что это не так, — дайте ему возможность ошибиться: поставьте таймер или засеките время начала действия. Несколько ошибок подобного рода — и он научится рассчитывать свое время более реалистично.

По такому принципу можно рассчитывать время, которое необходимо заложить на любое действие — дорогу, уроки, визит к другу.

Повесьте доску с маркером или мелом

Такой инструмент нужен для детей, которые учатся планировать количество дел на весь день. Это может быть сменный лист бумаги, приколотый на видном месте — например на холодильнике, — доска с маркером или мелом. Важно, чтобы ребенок мог писать самостоятельно и отчетливо видел список.

Плюсами и минусами можно отмечать то, что уже сделано или перенесено, там же можно проставлять время, на которое запланировано действие. Чаще всего даже самые беззаботные дети становятся гораздо взрослее и ответственнее относятся к своим планам, правда, на первых порах стремятся составлять длиннющие списки из 100 пунктов. Со временем они приучаются более спокойно оценивать свои возможности и потребности.

Научите ребенка использовать телефон

Речь о самых простых напоминалках — будильник не так-то легко таскать с собой где-либо кроме дома, да и дома это может быть затруднительно, с телефоном же мы почти не расстаемся. Приучите ребенка ставить себе напоминалки на ключевые события дня: среди них очень может найтись место и такому важному пункту, как “позвонить маме, что доехал”, например, — подобная выработанная привычка порядочно сэкономит нервы всем членам семьи.

Научите ребенка пользоваться бумажным ежедневником

Та же доска с маркером, только в миниатюре: многие взрослые признаются, что никак не научатся вести ежедневник. Они забывают вписывать туда важные дела, ленятся отмечать нужное время, и в результате страдает их профессиональная деятельность. Красивый и удобный ежедневник, подобранный с учетом интересов и возраста ребенка, поможет научиться планировать свой день самостоятельно с самых ранних пор — и во взрослом возрасте реальной проблемы удастся избежать.

Материал подготовила: воспитатель Л.Т. Агафонова, г. Санкт-Петербург, Приморский район, ГБДОУ № 75.

Как не опаздывать в школу и детский сад: 11 советов родителям

Ответственность за опоздания ребенка полностью лежит на плечах родителей. Если опоздание разовое, возможно, виноват механизм будильника, внезапно вышедший из строя, или соседи, которые не давали вам и малышу спать всю ночь. Но если опоздания стали систематическими или, хуже того, ежедневными, если вы каждый день даете себе обещание встать пораньше и собраться побыстрее, хорошо покушать с утра, но малыш бойкотирует сборы, остается без завтрака и одевается на бегу, значит проблема куда серьезнее. Если вы хотите вырваться из «утреннего форс-мажора»: череды лихорадочных сборов, спешки и стыда от опозданий на первый урок или на зарядку в садике, вам пригодятся советы психологов.

Опоздание – это нарушение дисциплины

Развивайте в себе и своем ребенке самодисциплину. Самодисциплина состоит в способности действовать независимо от желаний и эмоций. Чтобы это качество окрепло, придерживайтесь нескольких правил:

  • соблюдайте порядок в доме,
  • следите за собой,
  • старайтесь сдерживать обещания,
  • выполняйте план, который себе наметили на день, неделю, месяц,
  • найдите себе пример для подражания (близкого человека или известную личность, которые, по вашему мнению, демонстрируют железный контроль над собой),
  • убеждайте себя в том, что вы дисциплинированный человек, находите этому многочисленные подтверждения в своих поступках.

Если вам удается следовать этому плану, ваш малыш обязательно переймет ваши способности к самодисциплине и вскоре приятно удивит вас.

Соблюдайте режим дня всей семьей

Ребенок и взрослые должны трудиться и отдыхать в едином ритме, ложиться спать и есть в одно и то же время каждый день. Нарушение распорядка дня более чем на час чревато тем, что наши внутренние часы сбиваются, мы начинаем испытывать стресс и теряем работоспособность. Для начала составьте график на будние дни и выходные, который считаете для себя и малыша оптимальным. В нем необходимо учесть физиологические потребности: 9-10 часов сна для ребенка, 7-8 часов сна для себя, 3-4 разовое питание, гигиенические процедуры, учебу или игры. Обсудите график с ребенком, учитывайте его пожелания: выделите время для игр, творчества и занятий, прогулок, кружков и секций.

Настроение с утра программируется с вечера

Ранним утром настраивайте себя и ребенка на позитивный лад. Ласка, объятия и нежность – лучшее, что вы можете использовать, когда будите ребенка. Уделите внимание общению с малышом, а не включайте телевизор. Старайтесь как можно меньше конфликтовать и избегайте напряжения. Стресс с утра может стать причиной рассеянного внимания и раздражительности в течение всего дня. Чтобы с утра не суетиться, а посвятить время более приятным вещам, заранее просыпайтесь, по максимуму собирайтесь с вечера.

Обязательные утренние ритуалы

До 7-10 лет ребенок еще не может себя организовать, а отказ от утренних ритуалов (умывание, уборка кровати и так далее) может сформировать у ребенка нездоровые привычки. С утра родителям нужно не только собраться самим, но и собрать и скоординировать действия малыша, который может в любой момент замечтаться, заиграться и забыть обо всем. Не забывайте, что ребенок тогда будет все делать по порядку и с охотой, когда вы сами вместе с ним каждый день проделываете одни и те же процедуры: делаете зарядку, чистите зубы, принимаете душ, завтракаете здоровой пищей, тщательно причесываетесь, одеваете опрятную одежду, ухаживаете за обувью и так далее.

Ребенок нуждается во внимании и помощи

Отличный способ ничего не перепутать и не забыть с утра – табличка с утренними рутинами. Если ребенок еще не читает, можно все действия нарисовать в виде понятных картинок или символов (зубная щетка, расческа). Не стоит рассчитывать, что малыш будет все это проделывать самостоятельно, без вашей помощи и контроля. На момент пробуждения ребенка большую часть своих дел вы уже должны завершить, за счет этого появится возможность уделить ему внимание. За успешное и быстрое утреннее приготовление обязательно похвалите ребенка и поощрите его.

Вставайте раньше, раньше ложитесь

Даже самая тщательная организация процесса не поможет, если вы или ваш ребенок не выспались. С утра рассеянное внимание и плохое самочувствие могут сыграть с вами злую шутку. Да и сам будильник после 3-4 часов сна может быть вами невольно проигнорирован. Доказано, что хронический недосып оказывает губительное влияние на организм человека, и особенно он вреден для растущего организма. Ребенок нуждается в 1-3 дополнительных часах сна, поэтому не может лечь одновременно со взрослыми и встать вместе с ними. Будильник заводите так рано, как необходимо, чтобы без спешки сделать все дела. Обычно 30-60 минут достаточно, чтобы собраться в школу или сад, если большая часть дел переделана, а вещи собраны уже с вечера.

Будильник можно использовать как таймер

Будильник может быть полезен и при планировании. Ставьте его, например, на время выхода из дома (или минут за 5 до этого), заводите будильник, чтобы точно знать, когда необходимо перейти к завтраку. Для этих целей можно использовать кухонный механический или электронный таймер.

Точно рассчитывайте время

Рассчитывайте время без преувеличений. Время на зарядку, завтрак, дорогу до школы должно соответствовать истине. Не надейтесь, что успеете добежать за 3 минуты, если обычно тратите около 10. Кроме того, к общему времени всегда лучше прибавить минут 10-15 на форс-мажор (разлитое на школьную форму молоко, исчезнувшие куда-то очки и так далее).

Сначала собраться, а потом уже развлекаться

Выпить теплый какао и посмотреть любимый мультфильм – отличный план на утро, но только после того, как вы и малыш будете полностью готовы к выходу (останется только одеться, обуться и взять портфель или любимую игрушку). Если вдруг вы забудетесь и опомнитесь за пять минут до выхода, вы, скорее всего, не опоздаете. Одевайтесь до завтрака и приучайте к этому ребенка.

Готовьтесь с вечера

Максимум дел нужно завершить еще с вечера и приготовить себе все необходимое для утренних сборов. Одежда должна быть подобрана и аккуратно вывешена на стул или вешалку, аксессуары, заколки и все необходимые вещи должны лежать на виду, меню завтрака также продумывайте с вечера и готовьте продукты, которые для этого необходимы. Портфель собирайте с вечера, школьную форму отглаживайте заранее. С вечера готовьте ребенку ланч-бокс с полезными и вкусными продуктами для дневного перекуса.

Упрямству – бой

Утреннее упрямство детей – бич многих родителей. Почему-то именно в спешке и после пробуждения малышу больше всего нравится капризничать и лениться. Наказывать и ссориться с утра – не самый лучший выход. Лучше всего переводить капризы в шутку. Постарайтесь отвлечь малыша, шутите, вовлекайте его в соревнования и удивляйте малыша нестандартными предложениями («Твоя кофта будет скучать по тебе, если ты ее не оденешь, может, она сможет поехать в школу в твоем портфеле?»).Если упрямство никак не удается победить, уверенно и спокойно, даже если и против его воли, умойте, оденьте и обуйте ребенка и посадите его за завтрак. Предупредите, малыша, что завтра он сможет проделать все это самостоятельно, если у него будет хорошее настроение, а вы будете рады поощрить его помощь и хорошее поведение, например, посещением зоопарка в выходные (но обещание нужно обязательно выполнить, если малыш станет покладистым).


Хорошие привычки, в том числе и пунктуальность, стоит формировать с самого детства. Если ваш ребенок регулярно опаздывает в школу и на дополнительные занятия и не умеет распоряжаться своим временем, эта проблема не решится сама по себе. Почему так происходит и как «подружить» ребенка с часами, для «О!» рассказывает психолог Светлана Пятницкая.

Почему ребенок привык опаздывать

У детской непунктуальности много причин, некоторые из них не зависят от самого ребенка. Например, темперамент: есть дети, медлительные от природы. У ребенка также может быть синдром нарушения внимания, который также характеризуется медлительностью, неспособностью быстро переключаться, и в этом случае нужно не торопить его, а обратиться за помощью к неврологу. Среди других причин — привычка все делать в последний момент, неразвитое чувство времени, плохой пример родителей, которые сами опаздывают, но не переживают по этому поводу, не будят ребенка вовремя. Опоздания в школу или на секцию могут быть также проявлением скрытого и нежелания ходить на занятия.

Как ему помочь

Начните с себя

Если в вашей семье опаздывают не только дети, следует и подавать младшим хороший пример. Кроме того, вы можете сформулировать сами для себя, почему вы хотите вырастить пунктуального человека. Например, так: «Я хочу, чтобы к 2030 году мой ребенок приходил в университет или на работу вовремя, чтобы он ценил свое и чужое время, чтобы у него была репутация ответственного человека. Что я делаю для этого уже сейчас? Что будет, если я пущу все на самотек? ». Ответы на эти вопросы помогут вам понять, как решать проблему с опозданиями. Многое вы можете сделать уже сейчас.

Живите по плану

Соблюдайте режим дня. Привычка ложиться спать и просыпаться в одно и то же время хорошо формирует так называемые внутренние часы.

Готовьтесь к новому дню. Соберите вместе с вечера все необходимое к школе или саду: положите в сумку книги и тетради, проверьте, сделаны ли уроки и другие задания, выглажена ли форма.

Планируйте всю неделю. В выходные решите, чем будете заниматься на неделе: например, после занятий во вторник пойдете в музей, а в субботу — в гости. Накануне каждого дня детализируйте эти планы: что нужно купить перед походом в гости, как удобнее идти с занятий в музей. Будьте последовательны: планируйте каждый день.

Ищите причину опоздания вместе с ребенком

Выпишите в два столбца последствия опозданий. В левый — что можно потерять, если быть непунктуальным: «Друзья обижаются», «Учитель не пустил в класс», «Плохо написал контрольную». Сюда же выписать более конкретные минусы этого: «Теперь не с кем гулять», «Стал хуже учиться», «Быстро бежал и сильно устал». В правом столбце запишите плюсы опозданий: «Поспал подольше», «Не пришлось идти на нелюбимый урок». Дополните этот столбец уже сами, с позиции взрослого человека: «За лишние 5 минут выспаться нельзя», «На занятия все равно надо ходить». Обсудите все записанное с ребенком. Этот анализ поможет установить скрытые причины поведения малыша, разобраться с тем, что ему дают опоздания, а чего лишают, и как с этим бороться. Выход всегда есть.

Развивайте чувство времени

Это процесс небыстрый, такая работа должна вестись поэтапно с самых ранних лет. К 3 годам дети уже отличают утро от ночи, а день от вечера, и знают, в какое время суток спят, а когда играют. К 4−5 годам ребенку известны времена года и их признаки. В 5−6 лет — месяцы и дни недели. К первому классу детей надо знакомить с часами, минутами, секундами. Делать это можно так: «Когда я говорю „один“, проходит секунда, „два“ — уже две. Когда досчитаю до 60, пройдет целая минута!». Научите ребенка определять время по часам: «Часовая стрелка толстая и короткая, она показывает, который час. Минутная тоньше и длиннее, а самая тонкая и быстрая — секундная, смотри, как она бежит!». Эти знания нужно использовать на практике: «Ты хочешь поиграть? Хорошо, у тебя есть 15 минут. Когда маленькая стрелка будет на этой цифре, а большая — на этой, я напомню тебе об окончании игры», «Твой мультфильм покажут в 12 часов: когда две большие стрелки будут вместе на 12».

Купите несколько песочных часов: на минуту, три и пять. Покажите ребенку, как они работают, и предложите за минуту помыть свою тарелку и чашку, за три — умыться и почистить зубы, за пять — нарисовать картинку. Засекайте вместе время на привычные действия: сколько занимает дорога до школы, как быстро можно собрать форму для плавания.

Используйте визуализацию

Нарисуйте круг, поделите его на сектора по 5 минут и отметьте, за какое время можно проснуться и встать, одеться с утра, умыться, позавтракать, дойти до школы. Эта диаграмма красноречиво продемонстрирует ребенку, что он попросту не успеет в школу, если проспит или будет долго собираться.

Перед какой-либо деятельностью полезно строить предположения, сколько времени она займет: «Как думаешь, за сколько мы успеем решить этот пример?», а также сколько его потребовалось в реальности: «Сколько ты качался на качелях?». Так вы поможете ребенку лучше чувствовать время, а в результате и ценить его.

Утренняя суета по сборам в школу не должна доходить до безумия. Следуйте нашим советам, чтобы вовремя доставлять ребенка в школу.

1. Разложите школьную одежду накануне

Приготовьте одежду своего ребенка рядом с кроватью, включая брюки и даже носки.

2. Держите обувь в одном месте

Найдите место, где всегда будут стоять обувь, отличный вариант рядом с входной дверью. Прививайте ребенку привычку ставить обувь в положенном месте.

3. Укладывайте ребенка спать вовремя

Это может быть легче сказать, чем сделать.

4. Просыпайтесь раньше детей

Когда ваш ребенок или дети спят, сделайте ланчи, поместите домашнее задание в рюкзаки и проверьте, есть ли достаточно молока на утро.

5.Купите будильник

Когда ваш ребенок начнет ходить в школу, купите ему будильник.

6.Помогайте ребенку

Помогите ребенку причесать волосы и почистить зубы. Во всяком случае, она почувствует не только чувство выполненного долга, но и спасет ваше драгоценное время.

7.Проведите простой завтрак

Не чувствуйте себя виноватым, если завтрак является простым. Хороший вариант — завтрак из здоровых злаков, йогурта и кусочков фруктов.

8.Соберите запасной пакет

Упакуйте расческу, повязку для волос, косметику, бутылку воды или сока.

9. Сделайте перерывы

Дайте выходные в будние дни. И, иногда, допускайте вариацию школьного графика.

10. Уделите время объятиям

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодняшняя статья будет посвящена проблеме, которая может затрагивать многие семьи, а именно, как себя вести, если ребенок опаздывает, что делать в подобной ситуации.

Причины

Сложности с утренним пробуждением часто становятся причинами опаздывания в школу

Очень важно вовремя выявить причины, по которым малыш систематически или периодически опаздывает, и начать бороться с ними еще в детском возрасте.

Родители должны понимать, что по мере взросления постоянные опоздания не будут приводить ни к чему хорошему. У молодого человека возникнут проблемы не только в школе, но и в университете, на работе, у него могут появиться сложности даже в устроении личной жизни.

На самом деле причин, по которым ребенок не вовремя приходит на первый урок может быть много, давайте рассмотрим основные из них.

  1. Если ваш ребенок опаздывает в школу, возможно причина не только в нем. Некоторые родители и сами могут постоянно злоупотреблять своим временем. Задумайтесь, может и вы опаздываете на работу и уже давно пришло время это изменить в своей жизни, тем более вы видите, как ваше поведение влияет на поведение чада.
  2. Важно соблюдать режим дня . Чем раньше вы приучите малыша ложиться спать в одно и то же время, кушать, бодрствовать, тем легче ему будет приучить себя к пунктуальности, и вовремя отправляться в школу.
  3. Готовьте ребенка с вечера, собирайте портфель, проверяйте наличие чистой выглаженной одежды, почищенной обуви. Убедитесь в том, что он сделал все свои утренние дела с вечера.

Мой сын по утрам ухаживает за своими питомцами: кормит кота, улитку, муравьев. Эти действия он не может совершить с вечера. Именно поэтому просыпается заранее, чтобы вовремя выйти в школу.

  1. Попробуйте вместе с малышом выяснить, по какой причине он опаздывает. Объясните ребенку, что своими действиями он сможет добиться того, что:
  • его не впустят в класс;
  • он не успеет написать контрольную, начавшуюся со звонком;
  • он расстроит учителя;
  • своим поздним заходом в кабинет и раскладыванием вещей помешает другим детям;
  • на него обидятся друзья, которые хотели пообщаться перед началом занятий.



Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.