Сколько лет учатся в школе израиле. Частные школы в израиле

Как и большинство остальных сфер жизни, образование в Израиле имеет свою специфику. Для приезжего многие его особенности могут показаться дикостью. Но оценивать отрасль стоит по ее результатам, а они очевидным образом впечатляют даже критиков.

Израильский образовательный опыт можно назвать уникальным. В настоящее время достижения государства в данной сфере высоко ценятся и на международном уровне. Поэтому можно считать, что обучение в этой стране принесет свои ощутимые плоды, если смириться со многими нюансами. В чем же заключается особенность образовательной системы?

Первое, что может шокировать русских мамочек - учеба в Израиле для деток начинается в очень юном возрасте. Буквально спустя три месяца после рождения малыш уже попадает в сад. Это объясняется минимальным декретным отпуском: он оплачивается на период до 14 недель плюс можно взять еще 12 недель, но тут уже родительница не получит оплаты.

Садики бывают частными, которые обходятся в оплате дешевле, чем труд няни. Есть и учреждения, где можно получить субсидии от государства. Здесь каждая семья платит по своим возможностям, но количество мест для маленьких подопечных ограничено.

Хотя большинство израильтян отдают деток в садики в первые месяцы жизни, по закону обязательным является поступление в группу, которая подготавливает ребенка к школе. Это возраст 5-6 лет, когда малышей уже учат считать, писать, читать. Отличительная черта системы - в Израиле деток воспитывают исключительно лаской и любовью, а к наказаниям предпочитают не прибегать.

Школьное обучение по израильским законам

Есть свои особенности и в дальнейшем обучении ребенка. Школьное образование в Израиле длится на протяжении 12 лет. Однако обязательным считается освоение программы в период с 6 до 16 лет, как указывают образовательные законы государства. Дальше ребенок решает сам, продолжать ему учебу или нет.

Специфика еврейского календаря предопределяет сроки школьных каникул. Здесь они привязаны к праздникам Песах, Суккот, Ханука. Поэтому традиционно дети отдыхают около трех недель в апреле, семь дней осенью и еще неделю в декабре.

Начальный этап обучения стартует для ребенка в шесть лет, согласно законам государства. Здесь он осваивает грамматику и письмо, математику и историю, музыку и рисование. Дети обычно находятся в школе с восьми утра и до часа дня. Причем на дом им ничего не задают.

С 12 лет начинается промежуточная ступень. Здесь требования к ученикам выше, но в учет берутся и индивидуальные особенности. Детей делят на несколько групп, в зависимости от успеваемости.

Третий этап под названием тихон длится с 15 и до 18 лет. Детям предоставляют право выбора направления в обучении и уровня освоения программы. Есть и обязательные предметы, и профессиональные курсы. Некоторые школы предлагают отучиться еще в течение двух лет после 12 класса, чтобы получить конкретную специальность.

Израильские вузы и разные уровни обучения

Анализируя высшее образование в Израиле, нельзя не заметить его неоднородную развитую структуру. Здесь есть учебные заведения разного уровня и направленности. В итоге обучение доступно практически всем слоям населения.

Один из вариантов продолжения учебы после школы - поступление в колледж. Он может быть академическим и педагогическим, инженерным и экономическим. Но отличительная черта - здесь получают конкретные знания, которые можно применить на практике.

Система высшего образования здесь устроена по широко распространенному принципу. Она делится на три уровня:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.

В зависимости от направления, студент получает диплом бакалавра после 3-5 лет учебы. Далее два-три года нужно потратить на получение магистерской степени. После сдачи дипломной работы и экзаменов можно продолжить обучение в докторантуре. Учеба длится еще от двух до четырех лет, а завершается защитой диссертации и реализацией научно-исследовательского проекта.

Восемь вузов государства готовы предоставить условия для получения всех трех степеней. Но многие колледжи имеют право выпускать бакалавров.

Что важно знать об израильском образовании мигрантам

Если переезд в Израиль планируют выходцы из России, им предстоит подготовиться к определенным сложностям. Например, здесь не примут российский аттестат о среднем образовании или диплом ПТУ. Для таких мигрантов обязательным является обучение на одной из подготовительных университетских программ. Они еще именуются «мехинами».

Такие курсы рассчитаны на освоение базовых предметов, после чего приезжий может изучать конкретную специальность. По итогам мехины нужно пройти психометрический тест. Также мигрантов проверят на знание иврита и английского языка.

Чтобы поступить в один из вузов государства, нужно набрать определенный минимум во время сдачи психометрического курса. Он составляет 400 баллов из максимально возможных 800.

Что касается знаний иврита, то требования к его уровню разнятся, в зависимости от выбранного направления. Традиционно факультеты психологии, юриспруденции и медицины требуют более глубокого понимания языка: это уровень «хей-вав». Остальные вузы государства ограничиваются минимумом «гимель-далет».

Интересно, что для учебы на инженерных факультетах будущим студентам нужно сдать экзамен по физике и математике, который является платным. Если есть желание стать артистом, художником, певцом, предстоит подготовить творческую работу.

Сколько стоит учеба для иностранцев

Чтобы освоить программу бакалавриата, приезжему нужно подготовиться материально. Поскольку такова политика государства, что местным жителям обучение обходится на 25% дешевле. В среднем, сумма к оплате составляет в пределах 11-35 тысяч шекелей в год. Вуз выпишет конкретный счет, в зависимости от его расположения и направления.

Магистратура обходится иностранцам еще дороже. Здесь минимальная стоимость годового курса составляет 13 тысяч шекелей. Но перед поступлением в ведущие вузы израильского государства нужно рассчитать собственные финансовые возможности, исходя из сопутствующих трат. Ведь дополнительно придется оплачивать крышу над головой.

Если есть возможность устроиться в общежитии, на жилье будет уходить от 600 шекелей ежемесячно. Квартиры стоят дороже в разы, но здесь можно рассчитывать на совместную аренду. Дополнительно предстоит платить за транспорт, питание, услуги службы безопасности и медицинскую страховку.

Еще одна специфика образовательной системы государства - обучающиеся сами покупают себе учебники и пособия. Также они обязаны внести регистрационный взнос в Союз студентов.

На определенную финансовую поддержку могут рассчитывать иностранцы, приехавшие по программе о возвращении. Особенно талантливые аспиранты получают стипендии в отдельных вузах, если демонстрируют выдающиеся успехи.

К счастью, закон не ограничивает права иностранного студента на подработку. На это не нужно даже получать специального разрешения.

Поступить в среднюю школу Израиля иностранец может после процесса натурализации – получения вида на жительство или гражданства. Образование в стране предлагается светское и религиозное, платное и бесплатное, а для желающих совершить ознакомительную поездку предусмотрен безвозмездный тур.

Израильская школа – для кого открыты двери?

На образование в Израиле тратится около 10% от ВВП в год, что примерно втрое больше российского финансирования. Одной из причин мощной финансовой поддержки школ является абсорбция – процесс вливания новых детей в иную бытовую обстановку, язык и культуру. Израиль – государство, которое предлагает всем евреям рассеяния и соответственно их детям начать жизнь на своей исторической родине. Поэтому важнейшим условием поступления в школы Израиля будет намерение репатриации. Обучение на период отпуска, командировки одного из родителей невозможно. В последнем случае предусмотрено поступление в школу при посольстве РФ в Тель-Авиве (улица Геула, дом 32).

Для длительного (без визы можно находиться не более трех месяцев в году) пребывания в Израиле потребуется наличие одного из документов:

  • временного вида на жительство;
  • постоянного вида на жительство;
  • даркона – паспорта гражданина этой страны.

Получение вида на жительство категории B1 (рабочая виза), выдаваемого на один год, обычно не дает право на устройство ребенка в школу. Потребуется либо получение категории А1, либо намерение исполнить израильский «Закон о репатриации» от 1950 года, дающий право поэтапно получить гражданство. Эта возможность распространяется на любого еврея, а также на его ребенка, внука, супруга, супругу. Принадлежность к национальности подтверждается документально и только по женской линии: требуется доказать, что в роду была (есть) женщина-еврейка.

Существует еще один путь натурализации – гиюр. Это процедура духовного превращения любого человека нашей планеты в еврея, где в основе такой трансформации лежит искреннее желание будущего гера (прошедшего гиюр) полностью приобщиться к еврейству. Потребуется не менее года занятий у себя на родине для успешной сдачи экзаменов. После принятия гиюра гер обладает всеми правами на репатриацию.

Система школьного образования в Израиле

В стране существуют три типа школ: государственные, с религиозным уклоном (харедим) и государственно-религиозные. Максимальный срок обучения составляет 12 лет, и разделен он на три цикла:

  • начальный (6-12 лет, с 1 по 6 классы);
  • средний (12-15 лет, с 7 по 9 классы);
  • старший(15-18 лет, с 10 по 12 классы).

Независимо от выбранного родителями типа обучения, школьное образование в Израиле ведется на иврите. Исключение составляют две категории: арабские и русские. Первые предназначены преимущественно для эмигрировавших в страну арабов, а русские школы в Израиле являются частными и входят в систему дополнительного, а не обязательного образования. Некоторые начальные школы на русском языке, например, «Гордон» в Петах-Тикве, пытаются изменить план обучения для бывших репатриантов, введя русский язык как обязательный, помимо иврита и английского.

Обучение начинается, как и в России, 1 сентября, правда, дарить цветы учителям необязательно. Отличием от наших школ является и отсутствие домашнего задания в младшей группе: весь учебный процесс происходит непосредственно на уроке. Обучение бесплатное, но потребуется покупка формы, тетрадей, учебников и письменных принадлежностей. Учебная нагрузка на первоклассника составляет 31 урок в неделю (суббота – единственный выходной, пятница короткий учебный день). Летние каникулы – июль и август, а весной и осенью ученики отдыхают по 18 дней.

Оценивается успеваемость по 100-бальной шкале, где отечественной тройке соответствуют примерно 50 баллов. При желании родителей, после второго года обучения, их дети могут сдать экзамены на перевод в спецшколу для одаренных. Ее окончание считается более престижным результатом.

Альтернативы государственным школам

Принципиальное отличие религиозных и государственно-религиозных средних учебных заведений состоит в более углубленном изучении Танаха (Торы). Многие из израильтян относятся к категории ортодоксальных иудеев, поэтому изначально предпочитают для детей подобное обучение.

Существуют частные школы-интернаты, их около двухсот, и обучение в них платное: средняя цена 1200 шекелей в месяц (около 300$). Помимо высокой стоимости недостатком будет и отсутствие обязательного транспорта – автобуса. Родителям придется встречать и забирать ребенка самостоятельно. В частные школы входят учреждения с традиционным образованием, с экологическим уклоном, антропософским. Последние, так называемые вальдорфские школы в Израиле, строят учебный процесс на принципах, описанных в трудах философа Рудольфа Штайнера. Сегодня работают 22 таких заведения, где помимо общих знаний пропагандируется поиск себя, своей духовности, ее преобладание над материальным началом.

Работают в стране и демократические школы. Свое наименование они получили за право учеников участвовать по принципу большинства в формировании учебного процесса. Демократические школы более доступны по цене (около 160$ в месяц), и сюда часто переводят детей, которые не смогли найти общий язык со своими сверстниками в государственных учебных заведениях.

Отдельно от всех существуют школы системы Шуву. Их насчитывается около семидесяти, вместе с детсадами, и основное предназначение – помочь репатриантам в адаптации. Здесь происходит постепенное устранение привычного образа жизни, праздников, например, новогодней елки, и их замена на аналогичные израильские. Обучение дешевое, работают «продленки», летние лагеря.

Сложности обучения

Записаться в Израиле в государственную школу можно только по месту жительства. Частные, демократические, системы Шуву принимают без привязки к прописке. Из документов понадобятся (при наличии) паспорт гражданина Израиля или теудат зеут – удостоверение личности. Сложности могут возникнуть психологического и языкового характера. Для решения личных проблем по желанию родителей предлагается воспользоваться услугами детского психолога. Постичь непривычный иврит детям проще, чем родителям, особенно с начальной школы. Поможет и дополнительная лингвистическая учеба в Израиле: посещение курсов или ульпанов.

Отдельной программой обучения детей является система НААЛЕ. Она предлагает старшеклассникам, чьи родители имеют право на репатриацию, завершить обучение в Израиле и получить багрут – аттестат зрелости. Он признан во всем мире и является хорошим шансом поступить в престижный вуз.

Ученик школы НААЛЕ в Израиле сохраняет свое гражданство, но получает особый статус, как учащийся, от МВД страны. Принимаются старшеклассники, закончившие в России 8 или 9 классов, но прошедшие у себя на родине предварительные экзамены. Обучение, проживание, питание, медстраховка для ученика бесплатны. Компенсируется частично и телефонная связь с родителями – старшеклассники находятся в Израиле одни. После года обучения оплачивается авиаперелет домой на время каникул.

Ознакомительная поездка перед репатриацией

В Израиле действует программа Таглит, которая предлагает молодым людям еврейского происхождения посетить страну с 10-дневным визитом. Место проживания значения не имеет, важно лишь подтверждение еврейства и возраст от 18 до 26 лет включительно. Программа бесплатная, существует при поддержке правительства с 1999 года. Во время поездки гостей знакомят с историей, культурой страны, проводят для них экскурсии по известным местам на всей ее территории. Обязательно внесение залога(100$), который возвращается после завершения тура.

При наличии еврейских корней или просто искреннего желания стать частью израильского народа, проблем с поступлением ребенка в школу не будет. Родителям гарантируются высокое качество образования, разнообразные программы и финансовая доступность обучения их детей.

При муниципалитетах и местных советах действуют консультационные психологические службы. Консультанты этой службы помогают родителям в выборе подходящего учебного заведения в зависимости от наклонностей или проблем ребенка. В каждой школе работает педогог-психолог , который проводит консультации с учениками и родителями.

В израильских школах, начиная с 4-го класса, каждый класс избирает представителей в совет учащихся школы, который совместно с коллективом педагогов участвует в принятии реше ний по многим школьным вопросам.

Дошкольное воспитание в Израиле

Израильская система дошкольного воспитания принимает детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. В 6 лет дети начинают посещать школу. Детские сады принадлежат муниципалитетам, женским организациям, крупным предприятиям, религиозным организациям, а также частным лицам. Детские сады, как и вся система просвещения в Израиле, бывают как светскими, так и религиозными.

Возраст

Детское учреждение

Часы работы

6 мес. – 3 года

Семейные ясли (мишпахтон )

7.00-16.00

6 мес. – 4 года

Продленный детский сад (маон )

7.00-16.00

3 – 5 лет

Муниципальный детский сад (ган тром-хова )

7.30-13.00 или 15.00

5 лет

Старшая подготовительная группа (ган хова )

8.00-13.00

Все детские сады в Израиле платные, кроме старшей подготовительной группы, которая по "Закону о всеобщем обязательном образовании" обязательна для посещения, это как бы "нулевой" класс школы в рамках системы дошкольного воспитания.

Какие есть детские сады

Продленный детский сад - маон

Продленные детские сады – маоны – предназначены для детей в возрасте от 6 месяцев до 3-4 лет. В некоторые продленные сады принимают детей только с полутора лет, в других есть ясельная группа для самых маленьких. Сады работают шесть дней в неделю, в течение всего года, кроме праздничных выходных дней и летних каникул в последние 2 недели августа. Дети находятся в них с 7.00 до 16.00 часов, получают завтрак, горячий обед, полдник и спят после обеда. Обычно сад располагается в помещении с собственным участком, где все приспособлено для игр и прогулок детей.

При многих садах организована подвозка детей в сад и домой за дополнительную плату. Кроме занятий с воспитательницей – чтения, рисования, пения, прогулок, игр – в яслях организуются занятия ритмикой и музыкой, для которых приглашается учительница музыки.

Большинство маонов принадлежит двум всеизраильским женским общественным организациям. Есть также сады, принадлежащие частным лицам либо религиозным организациям. В сельской местности и на поселениях маоны обычно относятся к местным органам самоуправления.

Семейные ясли – мишпахтон

Семейные ясли (мишпахтон) – это частный небольшой детский сад непосредственно на дому у воспитательницы. Воспитательницы таких садиков проходят специальную профессиональную подготовку. Условия, в которых содержатся дети, – площадь, оборудование, количество игрушек, программа воспитания и развития детей – должны соответствовать установленным критериям. Иногда мишпахтон расположен в частном доме с участком, часть которого выделяется под детский сад, иногда просто в городской квартире.

Моя мама работает в российской школе уже 30 лет. Я знаю, как устроена эта система не понаслышке - я вырос в школьной атмосфере. В детстве знал всё, что происходит в учительской, а в университете все разговоры с мамой сводились к разговорам о школе.

Вот уже несколько лет мы живем в Израиле, и моя старшая дочь уже учится во втором классе. Я постараюсь рассказать, что больше всего впечатлило мой, еще порядком русский менталитет, в израильской системе школьного образования.

1. Ган хова (обязательный детский сад) у нас был при школе. По законам Израиля, все малыши с 5 лет обязаны ходить в ган хова. В нашем случае этот садик находился не просто в здании школы, а в крыле, где учились первоклассники. Во время перемен, они вместе играли, рисовали или гуляли.

2. В 6 лет мы пошли в первый класс. Воспитательница, которая была в садике, стала нашей первой учительницей, а детки-первоклассники на переменах играли с новыми детками из садика ган хова.

3. Хочется отметить, что под понятием "1 класс", в Израиле понимают "первая параллель", а учебные год нумеруются буквами. Такие образом, 1 класс в Израиле будет кита алеф, 2 класс - кита бэт, 3 - кита гимель, и т.д. в порядке еврейского алфавита. Если в школе несколько классов в одной параллели, то их будут различать по номерам, т.е. кита алеф 1, кита алеф 2, кита бэт 1 и т.д.

4. Учеба начинается 1 сентября, как и в большинстве стран, но праздничные дни не переносятся. Если праздник выпадает на выходной, то дополнительный выходной никто не дает.

5. Вместо школьного звонка играет веселая современная песня на иврите. Дети бегут на урок и подпевают. Песня меняется 3-4 раза в год.

6. Во время линейки школьники сидят на асфальтированной площади, никто не заставляет их стоять смирно целый час. Только, когда играет Гимн Израиля, все встают и подпевают.

7. Все праздники считаются по еврейскому календарю, который может сильно отличатся год от года. Отдельных каникул в израильской школе нет. Все каникулы - это еврейские праздники, к которым могут добавить несколько дополнительных дней. Самые большие праздники из них это Ханука (декабрь) и Пейсах (март-апрель).

8. В большинстве школ большой ухоженный двор, деревья, газон, спортивная площадка, лавочки и т.д. Дети на переменах играют в футбол, скачут на скакалках, играют в напольные шашки и т.д. На перемену можно попросить различный инвентарь. Учителя тоже часто выходят во двор, пьют кофе и смотрят за детьми.

9. В некоторых школах на крыше устанавливают солнечные батареи или солнечные бойлер для нагрева воды, но в нашей школе такого нет.

10. Телефоны в школе запрещены, т.е. совсем нельзя доставать из рюкзака во время уроков. Во время перемен можно пользоваться телефоном только для звонков родителям. Играть или смотреть видео категорически запрещено. Учитель может отобрать гаджет, а родителей вызовут в школу.

11. Большинство детей не носят рюкзаки, а возят их на колесиках. Учебников много, они тяжелые, зачем "ломать" детскую спину?

12. Существует не очень строгая, но обязательная школьная форма. Однотонная футболка с символом школы и однотонные штаны: лосины, джинсы (не рваные), брюки и т.д. В пятницу форма одежды любая: юбки, платья, рваные джинсы, футболки с открытым животом и т.п. Девочки любят наряжаться.

13. Во всех школа шестидневка. Учеба начинается с воскресенья и заканчивается в пятницу. Пятница - короткий день. Суббота (шаббат) - выходной. Домашнее задание на выходные не задают, т.к. это считается праздник, в который нельзя работать.

14. Еще они факт: все дети в школе застрахованы от несчастных случаев 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Исключение составляют только летние каникулы.

15. Кстати, летние каникулы в Израиле всего 2 месяца. Дети полноценно учатся до конца июня.

16. Почти каждое утро, после звонка на первый урок, директор школы выходит и встречает всех учеников, которые опоздали, спрашивая их, почему они не пришли вовремя?

17. На ближайших к школе пешеходных переходах перед первым и последними уроками дежурят 6-ти-классники. Они не пускают малышей через дорогу, пока все машины не остановятся.

18. Когда утром идет сильный дождь, то вместо детей выходит директор школы и останавливает машины, чтобы провести детей.

19. Моя дочка учится на первом этаже, а уже с третьего класса (кита гимель) будет учиться на втором. Недавно девочка из третьего класса сломала ногу и не может подниматься на второй этаж. В школе приняли решение поменяется классными кабинетами: теперь временно моя дочь учится на втором этаже, а класс той девочки на первом. Это очень высокий показатель уважения к детям.

20. В последний учебный день прошлого года, учителя устроили детям сюрприз. Во дворе школы были установлены 5-6 надувных батутов. Дети были на седьмом небе от счастья!

21. Первые 6 лет - это начальная школа и учащиеся учатся, в основном, по рабочим тетрадям, которые покупаются за счет родителей.

22. 1-2 раза в год вся школа выезжает на тиюль. Тиюль - это, как правило поход на природу. Малыши на целый день, а дети постарше - с ночевкой. Еще 1-2 раза в год дети выезжают в театр или музей.

23. Отношение к израильтян к школьникам описан в . Удивительный случай, очень трогательно, рекомендую почитать всем.

Дополняйте меня в комментариях, пишите о своей школе.

А сегодня отправляется в Тель-Авив, чтобы выяснить, как устроены школы в Израиле.

Меня зовут Алия, в Израиль я приехала 10 лет назад. Сейчас я мама троих школьников, причем, старший сын закончил девятый класс русской посольской школы, а младшие - восьмилетняя Лиза и пятилетняя Катя - учатся в частной англоязычной школе Табита в Тель-Авиве. Школьная жизнь здесь начинается рано, уже с пяти дети обязаны посещать какое-то образовательное учреждение, за этим следит Министерство Образования.

Как устроена школа

Большинство израильских детей до старших классов ходят в школу рядом с домом - они здесь есть в каждом микрорайоне, а уже на последние два года обучения могут перейти в школу с каким-либо особым уклоном. Мы же изначально выбрали частную школу, потому что хотели, чтобы у детей был . В интернациональных школах (и в государственных израильских тоже) от детей меньше требуют. Их, в первую очередь, пытаются заинтересовать. Учителя не устают их хвалить за самые маленькие успехи и отмечать в первую очередь их сильные стороны, а не исправлять слабые. Еще одна особенность интернациональных школ - это очень пестрая среда, в которой растут дети.

У моих девочек одноклассники из еврейских и арабских семей Израиля, из Словении, Италии, Англии и Америки. У Темы в начальной школе один лучший друг был из Дании, два других - из Непала и ЮАР. Но оборотной стороной этого стали болезненные расставания. Так как большая часть учеников - дети дипработников или журналистов, сотрудников международных организаций, то в стране они, как правило, не задерживаются дольше двух-трех лет. Сколько слез было пролито по поводу отъезда друзей!

С другой стороны, дети растут без каких-либо национальных или религиозных предрассудков. Хотя английская Табита, так же, как и иерусалимская англиканская международная школа считаются христианскими, здесь с большим уважением относятся к разным традициям. В нашей школе отмечают и Рождество, и Пасху, и Пурим, и Хануку, и Песах. Кроме того, поздравляют и детей из мусульманских семей с исламскими праздниками и даже дают им освобождение от физкультуры на время Рамадана, ведь постящимся нельзя пить.

Домашнее задание

Когда Тема был маленьким, у него были сложности с грамотностью. Раз в неделю классе в третьем он получал задание: и использовать их для написания небольшой истории. Тема писал захватывающую историю на страничку, а надо сказать, что он в этом - непревзойденный мастер, и все 10 искомых слов были написаны верно, но остальные слова надо было еще расшифровать.

Он мог написать слово, не угадав в нем ни одной буквы (английский язык иногда позволяет такие фокусы). Даже местоимение «I» (я) он мог изобразить как «uy», например. Я с ужасом зажмуривалась, увидев эти письмена. В русской школе ему влепили бы двойку за такую работу.

Мисс Тина же, подчеркивала все словарные слова, написанные верно, и оставляла такие комментарии: «Отличная работа», «Прекрасная история», «Артем, ты большой молодец!» и что-нибудь в этом роде. И потом еще при личной встрече обязательно отмечала, какой , какие великолепные истории он придумывает. И, конечно, домашнее задание в интернациональных частных школах не требует долгих часов сидения над тетрадкой. Да и тетрадок-то нет.

Например, детям выдают листочки с готовыми примерами, часто они снабжены иллюстрациями. В клеточку надо просто вписать ответ. Таким образом, за пять минут Тема успевал решить 10 задач и примеров и пойти гулять. В российской школе, куда он перешел в четвертом классе, надо выводить «Домашняя работа, задача номер 52, стр. 10, у Васи - 5 ябл. », и так далее, и мой ребенок мог час со слезами сидеть над одной простейшей задачей, которую он давно решил в уме, но вот написать все это аккуратно, отступая нужное количество клеточек в каждом месте, представлялось ему почти невыполнимой повинностью.

У девчонок все примерно то же самое, хотя они пока с серьезными домашними заданиями не столкнулись. Правда, даже пятилетней Кате учительница выдает на дом какие-то листочки, которые надо заполнять - писать буковки и циферки по точкам, например, но на проверку это приносить не надо. Это делается для себя.

На собрании в начале года учительница второго класса у Лизы вообще объявила родителям, что она против домашних заданий и считает, что школьникам в этом возрасте лучше ходить вечером на кружки или просто гулять на площадке. Правда, некоторые родители тут же начали возражать и требовать, чтобы хотя бы их детям что-нибудь задавали. Честно говоря, с трудом удержалась, чтобы не кинуть чем-нибудь в этих «энтузиастов».

Чем кормят в школе

История со школьной едой оказалась для меня отдельным испытанием. В школах, куда ходят или ходили мои дети, обедов нет, надо что-то приносить с собой. Причем, как отдельно отмечается в школьных правилах, это должна быть питательная здоровая еда, а не шоколадные батончики. И это - большая проблема, потому что школьный день длится с 8:00 до 14:30. Поскольку утром в сонного ребенка плотный завтрак не впихнешь, они уже к первой большой перемене в 10 утра успевают очень проголодаться. Но вот что дать с собой пяти- или восьмилетнему ребенку, чтобы хватило на два перекуса? Бутерброды мои дети не особенно едят. Были испробованы блинчики, пирожки, сырники, даже пельмени.

Большую часть всего это они возвращают в неизменном виде, так как стесняются есть то, что выглядит непривычно для их одноклассников. Тема в юные годы не отличался аппетитом и ежедневно возвращал мои любовно приготовленные сэндвичи нераспечатанными или со следом робкого укуса. Однажды мы не проверяли его сумку в течение недели и в воскресенье вытащили оттуда пять одинаковых бутербродов на разной стадии разложения.

Девочки уходят утром с рюкзаками, забитыми припасами - как в недельный турпоход. И не факт, что все пройдет гладко. Были случаи, когда мне звонили учителя и требовали срочно привезти Кате что-нибудь поесть, потому что она «…плачет и не хочет даже пробовать то, что вы ей положили». Речь шла о домашнем пирожке с мясом. Лизина учительница однажды специально мне написала, что Лиза очень грустная и ее это беспокоит.

Я ответила, что может быть, она просто голодная, потому что уже несколько дней она не успевала съесть свой обед за получасовой брейк.

«Алия, скажите ей, что я разрешаю есть на уроке. Ничего страшного, главное, чтобы она чувствовала себя хорошо!».

В общем, я считаю, что российская традиция школьных обедов - это большое благо для родителей и детей. Здесь нам этого очень не хватает. Даже в , куда ходила Катя, не было организованного питания. Поэтому родители по очереди готовили еду на всю группу (15 человек) и привозили к ее обеду. Наша русская гречка с гуляшом шла на ура - по итогам года родители даже объединили свои рецепты в отдельную книгу, в которой были и суши, и курица в кокосовом молоке и еще много всякой экзотики.

Школьные традиции

Каждый год в школах обязательно проходят благотворительные ярмарки, праздничные концерты. Обязательное осеннее мероприятие - Международный день еды, когда выходцы из разных общин готовят национальные блюда и угощают ими всех желающих. Русские блины, украинские вареники и белорусские драники пользуются неизменным спросом и заканчиваются первыми. На этих ярмарках я серьезно расширила свои гастрономические познания. Огранизация процесса лежит на родителях, при этом, абсолютно никаких обязательств нет, и всегда находятся желающие поучаствовать - например, напечь тазик пирожков на всю школу. Я редко бываю вовлечена в это, потому что очень занята на работе, и никто меня за это не осуждает. Школа часто проводит мероприятия, которые должны сплотить всю общину. Например, в конце учебного года есть традиция - совместный поход в аквапарк. Приходят не только ученики, но их родители и братья-сестры. Очень интересный опыт! Можно увидеть мило общающимися группу русскоязычных мам в красивых купальниках и водостойком макияже и арабских - в буркини и хиджабах.

Как попасть в хорошую школу

Попасть в школу не так-то просто. Набор детей, которые в сентябре придут в подготовительный класс, проходит в январе. Собеседование с каждым ребенком (а этом малыши четырех-пяти лет) длится не меньше получаса. Конкурс довольно солидный - по три человека на место. Причем, даже тот факт, что старшие братья и сестры учатся в той же школе, не дает особенных привилегий. Сильная часть программы - языки. Преподавание , значительная часть преподавателей - носители языка. С подготовительного класса дети изучают также иврит (он как раз легко дается, потому что звучит на улице) и арабский.

Я уже в прошлом году столкнулась с тем, что не могу проверить домашнее задание у своей первоклассницы - когда открываю тетрадку с арабской вязью и даже не знаю, откуда начать читать. С пятого класса подключается еще один дополнительный иностранный язык, испанский или французский.

Математика с одной стороны проще, а с другой - сложнее, чем в русских школах. Например, уже на второй год обучения они проходят умножение и простые дроби. На третий - отрицательные числа.

Как проходят родительские собрания

Родительских собраний в российском понимании нет. Раз в четверть проходят встречи с учителем, на которых за 15 минут преподаватель рассказывает про сильные и слабые стороны ученика, советует, на что обратить внимание. С первых таких встреч я выходила, раздувшись от родительской гордости, пока не поняла, что хвалят почти всех. Главная задача учителя - найти, за что. В конце года выдают Student Report - подробный отчет, в котором отражается весь прогресс и успехи за школьный год. Детализация успехов очень подробная. По каждому предмету дается отдельная табличка, где по четырехбалльной шкале оценивается каждый необходимый навык. Например, умение правильно писать цифры - удовлетворительно. Умение складывать в пределах десяти - хорошо. Отдельно даются рекомендации на лето.

Почему дети так любят школу

У меня сложилось ощущение, что в этой системе образования больше принимают во внимания различия между детьми. Тем, кто , дают толстые книги на дом. Тем, кто не очень - потоньше, с большим количеством картинок и меньшим количеством текста. Если ребенок скажет, что он не хочет выступать на утреннике - никто его не будет заставлять. Материал стараются подать так, чтобы малышам было интересно. Надо сказать, что они любят ходить в школу.

Маленький Тема, бывало, даже пытался скрыть, что заболел, чтобы его не оставили дома. И просил, горя в температурном жару: «Мама, дай мне чеснок, я съем его и сразу выздоровею. Я никак не могу пропустить завтра школу - у меня там доклад про медведей».

Девчонки требовали, чтобы я отправила их на каникулы в школьный лагерь. Ведь там друзья и весело. Кстати, когда однажды Лиза заболела на свой день рождения, весь класс написал ей открыточки. Мы получили 25 карточек с примерно таким текстом: «Лиза, возвращайся скорее, нам тебя не хватает. Ты хороший друг и очень красивая девочка».



Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.