Как быстро учится. Ржавые шестеренки

В с овременном мире качественное усвоение новых знаний является одним из основных навыков. Однако многие даже не задумываются о том, как правильно учиться: исследования показывают, что большинство студентов применяют такие методы обучения, как зубрёжка, перечитывание и подчёркивание при работе с текстом, которые на деле оборачиваются лишь пустой тратой времени и усилий.

Образование - то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему учили.

Альберт Эйнштейн

На втором году обучения в университете я столкнулся с серьёзными проблемами: несмотря на то, что всё моё время было посвящено учёбе, я не мог справиться с объёмами преподаваемой информации.

Поэтому я решил найти способы повышения эффективности обучения. В результате поисков я наткнулся на книгу , авторами которой являются учёные в области когнитивистики Генри Рёдигер, Питер Браун и Марк Макдэниэл, доказавшие путём многочисленных исследований эффективность описанных ими способов запоминания.

Но, прежде чем познакомиться с основными методами усвоения знаний, давайте определим, каково значение слова «научиться».

«Научиться - значит получить знания, навыки и уметь моментально извлекать их из памяти всякий раз, когда приходится осмыслять проблему и искать способы её решения», - считают авторы книги «Запомнить всё. Усвоение знаний без скуки и зубрёжки».

Вот способы, которые, по мнению Рёдигера, Брауна и Макдэниэла, помогут вам в этом:

Припоминание новых знаний

Ещё в 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз вследствие экспериментального изучения памяти получил кривую , демонстрирующую, насколько быстро мы забываем. За очень короткий промежуток времени мы утрачиваем до 70% полученной информации, затем процесс забывания замедляется.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой, заключаются в том, что для успешного обучения необходимо прервать процесс забывания. Одним из основных методов для этого является припоминание, процесс самотестирования, при котором вы пытаетесь вспомнить изученный материал.

Как же работает данный способ? Во время изучения нового материала периодически прерывайтесь, чтобы спросить себя: «Что нового мы узнали? Каковы основные идеи? Как можно их соотнести с тем, что мы уже знаем? Как применить данные знания на практике?». Отвечая, не заглядывайте в текст. Также после прочтения смысловой части (главы, параграфа) представьте суть прочитанного и кратко изложите своими словами.

Интервальное повторение

Каким образом мы усваиваем информацию? Получая новые порции знаний, мозг связывает их с уже имеющимися, тем самым создаётся ассоциативная цепочка, для закрепления которой необходимо время. Поэтому зубрёжка и многократное перечитывание материала - не самые эффективные способы обучения.

Вместо этого учёные предлагают повторять информацию через определённый период.

Если повторить новое в течение часа после заучивания, вы сохраните половину информации. Затем следует увеличивать интервалы: повторяйте через день, через три дня, через неделю, через месяц и т. д.

Таким образом вы хорошо запомните информацию, затрачивая при этом гораздо меньше времени. В качестве инструмента можно использовать дидактические карточки или же их электронный аналог, предоставленный сервисами Quizlet , Tinycards , Anki .

Интерливинг

Психологи провели исследование, в ходе которого учащихся поделили на две группы. Первая группа изучала задачи одного типа, затем переходила к заданиям второго типа, а вторая группа осваивала задачи разных типов вперемешку.

После проведения тестирования выяснилось, что вторая группа добилась бо льших достижений. Из данного эксперимента следует вывод: независимо от того, что вы учитесь делать - различать картины художников, решать математические задачи или программировать - применение интерливинга (одновременного обучения сразу нескольким навыкам - прим. ред. ) поможет достичь отличных результатов.

Как это работает? Например, при решении математических заданий вместо того, чтобы последовательно решать задачи одного типа, поступайте следующим образом: как только уловили суть решения задачи, но не до конца разобрались в нём, перейдите к упражнению к другой теме, а затем возвратитесь к исходному. Тогда вам придётся чередовать решения различных заданий и всякий раз припоминать, как они решаются.

Мнемотехники

Как думаете, что лучше запоминается: слова или изображения? Многие ответят, что изображения, и будут правы: наш мозг мыслит образами, поэтому изображения сохраняются в памяти невероятно долго.

Если вы хотите запомнить термин, имя, идею, придумайте образ и подключите эмоции для усиления эффекта. Те, кто смотрел британский сериал «Шерлок», вспомнят, как главный герой погружается в «чертоги разума». Это отнюдь не выдумка сценаристов, а реальный приём мнемотехники, который применяли ещё древнегреческие ораторы - «Дворец памяти» .

С помощью данной техники человек способен запомнить огромное количество информации, выстраивая ассоциативные связи. Чтобы использовать «Дворец памяти», необходимо мысленно представить хорошо знакомое помещение: мебель и предметы интерьера будут служить в качестве «якоря», к которому привязываются элементы новой информации, необходимые для запоминания. Потом, когда вам потребуется эта информация, достаточно мысленно прогуляться по помещению.

Приёмы мнемотехники бывают разные: одни подключают нашу пространственную память, другие используют рифмы, третьи задействуют образное мышление.

Однако все они схожи в одном: они помогают эффективнее запоминать и при необходимости быстро извлекать знание из памяти.

Желая познакомить вас с действенными методами запоминания, я описал лишь основные принципы. Для подробного же изучения, помимо указанной «Запомнить всё. Усвоение знаний без скуки и зубрёжки», рекомендую также прочитать книги

Конкурентоспособность требует постоянного обучения чему-то новому. И будь то получение новых профессиональных навыков, изучение иностранных языков или освоение современных технологий, умение быстро обучаться может стать вашим важнейшим преимуществом.

Всех успешных людей объединяет одно важное качество: независимо от возраста и рода деятельности, они быстро осваивают что-то новое и не позволяют ошибкам или отсутствию компетенций портить себе жизнь. Возникает закономерный вопрос – как быстро учиться, если хочется достичь чего-то большего? Учёные утверждают, что есть 7 методов, которые помогают ускорить усвоение новых знаний.

Учите друга или коллегу

Если такой возможности у вас нет, представьте незримого собеседника и объясните ему новый материал или поделитесь деталями проекта, над которым вы сейчас работаете. Так вы не только ускорите процесс обучения, но и сможете быстро запомнить всю нужную вам информацию.

Записывайте заметки в бумажный ежедневник

На ноутбуке или в смартфоне делать какие-то записи быстрее и удобнее, тем более что современные девайсы всегда у нас под рукой. С этим не поспоришь. Но если вы хотите научиться быстро учиться – используйте ручку и бумагу. Когда человек записывает что-то от руки, он внимательнее слушает и лучше распознаёт ключевые тезисы. В то время как у сторонников электронных устройств процесс записи заметок превращается в бездумное стенографирование обрывков незаконченных фраз. К тому же они постоянно отвлекаются на просмотр входящих сообщений во всевозможных мессенджерах.

Разделите обучение на короткие промежутки

Не пытайтесь усвоить весь новый материал за один раз. Процесс обучения будет более эффективным, если вы научитесь разбивать его на равные отрезки времени продолжительностью по 30-50 минут. 10-20 минут будет мало, а вот час – уже слишком много. Мозг не в состоянии воспринимать массивы информации беспрерывно. Так и до выгорания не далеко. Поэтому регулярно делайте небольшие паузы. Даже после непродолжительного перерыва концентрация, а вместе с ней и продуктивность, повысятся.

Смените обстановку

Исследования показывают, что человеку легче запоминать новую информацию, если он периодически меняет обстановку. Пробуйте учиться в разных местах и условиях, экспериментируйте, прислушивайтесь к себе. Это поможет вам понять, когда вы ощущаете максимально комфортно. Ведь кому-то легче сконцентрироваться в абсолютной тишине, а кто-то, наоборот, заряжается энергией в переполненном офисе. К тому же какие-то предметы, люди или даже события будут у вас ассоциироваться с определёнными навыками или информацией. Благодаря этому, вам станет легче их запомнить.

Позвольте себе вздремнуть

Чтобы усвоить выученное, мозгу необходимо периодически отдыхать. Также ему нужен сон. Недавно в журнале PsychologicalScience были опубликованы результаты исследований, проведённых во Франции. Для эксперимента добровольцев разделили на две группы и в течение 2-х занятий учили переводить 16 слов с французского языка на кисуахили. Уроки для первой группы проводились утром и вечером одного и того же дня. А вот вторая часть участников занимались вечером, затем они отправились спать и только утром продолжили обучение. Результаты испытаний показали, что те, у кого была возможность выспаться, могли запомнить порядка 10 слов, а те, кто обучался на протяжении одного дня без перерыва на сон, смогли перевести в среднем 7,5.

Разнообразьте процесс обучения

На первый взгляд это звучит немного странно, но вы не сможете запомнить больше, если будете постоянно повторять одно и то же. Попробуйте немного менять методику во время каждого повторения материала – это поможет вам учиться быстрее. Чтобы убедиться в справедливости этой рекомендации, был проведён ещё один эксперимент: двум группам студентов поручили освоить одну и ту же задачу на ПК. Те, кто на втором уроке применяли тот же метод, выступили хуже, чем их оппоненты, которые использовали модифицированную методику. Напрашивается вывод: если ваш основной инстинкт – это развитие, изменяйте свой подход к обучению на разных занятиях.

Скажите многозадачности «нет»!

Человек не может оставаться продуктивным и выполнять работу по-настоящему качественно, если он занимается несколькими проектами одновременно. Он постоянно отвлекается, ему сложно сконцентрироваться, А мозг, вынужденный разрываться между разными задачами, хуже воспринимает информацию, поэтому вам и не удаётся быстро освоить новый навык.

Относитесь к обучению, как к вызову самому себе. Расставьте приоритеты и не распыляйтесь. Раскрывайте свой потенциал и становитесь ещё лучше!

Мы учимся всю жизнь, начиная с детского возраста и заканчивая глубокой старостью. Игра на гитаре, новое программное обеспечение, воспитание ребенка - мозг человека постоянно впитывает знания, правда, происходит это с разной скоростью. В детстве информация усваивается очень быстро, но чем старше мы становимся, тем труднее учиться.

Ниже вы увидите несколько способов, которые помогут хакнуть свой разум и заставить его работать быстрее и лучше.

Техническое обслуживание

Как и любой сложных механизм, мозг требует регулярного обслуживания, и, если вы не пренебрегаете этим, он сможет справиться с любой задачей. Несколько полезных привычек помогают держать мозг в идеальном состоянии, так что процесс обучения будет проходить быстрее и проще.

Занимайтесь спортом

Я не доверяю ни одной мысли, которая пришла не во время движения.

Отвлекайтесь от учебы

Нельзя каждый день заниматься только одним делом - работой или учёбой. Важно периодически отвлекаться на что-то другое, чтобы мозг за это время подвёл итоги и переработал информацию.

Если вы решите завести хобби, выбирайте деятельность, связанную с концентрацией и координацией рук и глаз, например жонглирование. Одно исследование показало, что жонглирование положительно влияет на работу мозга. Правда, положительные следствия проходили сразу после того, как люди бросали новое хобби.

Веселитесь

Смех - это лучший способ расслабиться и избежать эмоционального выгорания, особенно когда вам приходится учиться в ускоренном темпе. Доказано, что смех помогает находить решение проблем и проявлять креативность.

Как облегчить сам процесс познания?

Разминка для мозга

Прежде чем погрузиться в работу, можно немного развлечься, попутно настроив мозг на работу. Например, можно мысленно подбирать рифмы для слов или решить несложную задачку. Такой разогрев помогает расслабиться и настроиться на восприятие более сложных вещей.

Учиться вместе

Если ваше обучение напоминает штурм крепости, можно найти кого-нибудь для поддержки. Будь то группа, клуб или приятель - в команде проще сосредоточиться на материале и сделать сам процесс обучения более организованным.

Robert E. Kennedy Library at Cal Poly /flickr.com

Обустройте место

Окружающая обстановка очень важна для обучения. В идеале помещение должно быть чистым, тихим и свежим, но не помешает и разнообразие. Например, в хорошую погоду можете попробовать поработать в парке или в уютном кафе. Единственное, что не стоит смешивать, - обучение и . Даже если она очень удобная, кровать подсознательно ассоциируется со сном и отдыхом, так что вам будет труднее сосредоточиться .

Метапознание

Большинство советов, как улучшить процесс обучения, завязаны на метапознании. Это понятие можно определить как искусство осознания собственного сознания. Вы оцениваете своё мышление, свою способность выполнить задачу и цели, которые для этого подойдут.

Нужно отстраниться от первого впечатления о материале и оценить, насколько быстро вы усваиваете знания, есть ли какие-то проблемы и способы учиться более продуктивно.

Делайте одну вещь за один раз

Многозадачность - это настоящий талант, но, к сожалению, она снижает эффективность работы. Если одновременно выполнять несколько дел, невозможно полностью сконцентрироваться на них, так что время, нужное для решения задачи, увеличивается.


Не бойтесь неудач

Группа исследователей из Сингапура обнаружила, что люди, решающие сложные математические задачи без инструкций и помощи, чаще всего не справлялись. Однако в процессе они находили интересные идеи, которые помогали им в дальнейшем.

Это можно назвать «продуктивной неудачей» - когда опыт, полученный в процессе решения, не раз помогает в будущем. Так что не бойтесь ошибок: они вам пригодятся.

Проверьте себя

Не ждите последнего экзамена - почаще проверяйте себя сами или попросите друга, чтобы устроил вам небольшой тест. «Продуктивные неудачи» работают только с поиском решений, а если вы провалите экзамен, для которого требовалось механически запоминать материал, вашему обучению это не поможет, только помешает.

Сокращайте материал

Полезно дополнять свои конспекты визуальными элементами: графиками, диаграммами или картами.

Думайте, где это можно применить

Очень часто при изложении фактов и формул упускается сфера их применения. Сухие знания быстро забываются, и, если вы хотите надолго запомнить что-либо, постарайтесь самостоятельно найти этому применение в реальной жизни. Знание о том, как, где и зачем применять факты в реальной жизни, надёжно закрепят информацию в вашей памяти.

Применяйте разные методы

Чем разнообразнее источники получения знаний, тем больше вероятности, что они останутся в вашей памяти.

Согласованная работа разных областей мозга улучшает восприятие и сохранение информации.

Например, это может быть чтение статей, прослушивание аудиоматериалов, просмотр видео, написание или перепечатывание вручную, проговаривание вслух. Главное, не делайте всё одновременно.

Связывайте с уже имеющимися знаниями

Если вам удастся мысленно связать ваши знания с тем, что вы выучили раньше, это поможет учиться быстрее и эффективнее. Не оставляйте знания обособленно - встраивайте их в большую картину мира, которая есть в вашем мозгу.

У вас всё получится

Будьте в себе и знайте, что у вас всё получится. Не только потому, что это правда, но и потому, что вера в силу своего интеллекта действительно увеличивает его .

Тим Феррис написал интересную книгу «Шеф-повар за четыре часа». По мысли автора, есть методики, позволяющие быстро овладеть любыми навыками. Можно не соглашаться с установками Ферриса, но подход кажется интересным и заслуживает внимания.

В популярной книге под названием «Шеф-повар за четыре часа» ее автор Тим Феррис повествует, как можно научиться готовить. Однако не только этим полезна данная книга. Феррис делится тем, как быстро овладеть любым навыком, будь то экзотический язык, жонглирование или запоминание карт за ограниченное время.

1. Базовая система, состоящая из 4 принципов, что применяется абсолютно к любым навыкам

  • Анализ – это первый принцип, который заключается в поиске минимальных изучаемых объемов информации, с которых стоит начать процесс приобретения знаний или умений. На данном этапе очень важно найти именно те «кирпичики Лего», которые станут базисом.
  • Отбор, заключающийся в поиске 20% дел, на которых стоит сконцентрироваться для получения 80% результата (всегда держите в памяти закон Парето , это важно в любых начинаниях, в том числе и для того, чтобы быстро научиться чему угодно).
  • Пошаговая последовательность представляет собой порядок, которому нужно следовать при обучении.
  • Мотивация на будущее – это определение реальных стимулов, которые будут заставлять вас двигаться к конечной цели. Так как быстро научиться чему-либо удается не всегда, стоит запастись терпением и разжечь в себе желание достичь конечного результата.

2. Проанализируйте задачу

Многие люди отказываются от выполнения какой-то задачи по причине того, что им нужно переработать для этого огромный массив информации. В первую очередь следует понять, на чем нужно сосредоточиться, а после разбить основную задачу на небольшие составные части.

3. Начните с тех методов, которые можно применять достаточно быстро

Очень скучно и неинтересно получать навык, позволяющий спрягать глаголы. Выраженный результат за короткий промежуток времени здесь невозможен.

Однако если вы вспомните и выучите такие вспомогательные глаголы, как «хотеть», «иметь» и «быть», вы достаточно быстро приобретете этот навык и освоите весьма функциональную часть языка. Полезные микропобеды позволят вам поддержать «боевой дух» и сделают процесс обучения быстрее и эффективнее.

4. Поиск наиболее простых составных частей сделает прогресс быстрым

В качестве примера Тим Феррис приводит процесс изучения японского языка, который включает 1945 иероглифов, огромная часть из которых состоит из пятнадцати черточек. Сегодня японцы применяют лишь двести четырнадцать ключей, с которыми справиться в разы проще. Более того, их изучение открывает ясный путь для дальнейшего совершенствования своих знаний.

5. Найдите личность, которая использует определенное умение или делится им с другими людьми долгие годы

Вам не обязательно искать самого лучшего эксперта. Достаточно выйти на контакт с тем, кто близок к изучаемой вами теме. Вам придется найти весомый аргумент для того, чтобы побеседовать с ним.

Задайте эксперту вопрос, как бы он обучал конкретному навыку людей без особых способностей. Не будет лишним узнать о малоизвестных хороших мастерах своего дела. Также можно спросить, как этот человек видит двухмесячные курсы по конкретному предмету для тех, кто готов был бы выложить за это семизначную сумму.

6. Двигайтесь по пути развития по принципу «минимальной эффективной дозы»

Небольшие шажки легче приобретают формат привычки (вспомните правило 20 минут). Так вы повышаете свои шансы не забросить начатое.

Многие, кто стремится сделать сразу все, отказываются от первоначальной затеи. Если вы беретесь за большой проект, ваш запал моментально пропадает. Небольшие качественные шаги не требуют много усилий, при этом позволяя увеличить продуктивность процесса обучения на длительной временной дистанции.

При изучении английского языка выбирайте наиболее популярные слова. Изучайте их ежедневно по несколько слов. В процессе обучения кулинарному искусству лучше сконцентрироваться на наиболее распространенных приемах приготовления.

7. Не стоит забивать кратковременную память чересчур объемными единоразовыми заданиями

Лимит кратковременной памяти – один из главных барьеров на пути освоения каких-либо навыков или знаний. Данный отдел памяти нужен для решения первоочередных задач, и он достаточно быстро заполняется.

Перегружая ее, вы начинаете совершать больше ошибок. Вот почему лучше делать небольшой прогресс за раз, дабы он полноценно уложился в вашем мозгу. После этого можно двигаться дальше.

8. Пробуйте новые методы в альтернативу старым известным способам

Многие знают способ разжигания костра по принципу «шалаша». Что удивительно, существует иной метод, который заключается в том, что слой маленьких веток кладется на крупные палки, после чего вся «конструкция» прикрывается газетой.

Подобная схема разведения огня работает ничем не хуже «шалаша». Более того, она требует меньшего регулирования, что делает ее более эффективной.

Смена методики зачастую помогает найти более простое решение. Быстрое обучение неразрывно связано с поиском новых неосвоенных путей.

9. Исключите максимальное количество возможных вариантов

Человек старается найти максимум информации об изучаемом предмете. Создайте список всех самых весомых вариантов и данных. В результате вы сможете оперативно принять решение и потеряете немного времени на поиск, который зачастую забирает немало ресурсов.

10. Примите тот факт, что самодисциплина свойственна далеко не каждому, после чего сделайте реальные ставки с учетом провала вашего проекта

Независимо от того, насколько сильно вы мотивированы и насколько качественный вы создали план действий, каждому человеку свойственно отсутствие самодисциплины. Вот почему нужно учитывать вероятность возможной неудачи. Одним из методов является применение психологии человека, в особенности нежелания проигрывать.

К примеру, вы можете заключить сделку с собой о выполнении какого-либо дела, которое вы терпеть не можете, в том случае, если ваш труд окажется безрезультатным.

11. Тщательно следите за ключевыми аспектами процесса познания

Процесс обучения имеет пределы – это факт. В самом начале вы полны энтузиазма и потребляете много информации. Однако это истощает силы, после чего процесс замедляется из-за высокой нагрузки.

Когда вы постигаете основы, процесс обучения останавливается. Если это произошло – вы достигли критической точки. Вам следует щепетильно следить за этим, предусматривая все заранее.

12. Оцените, как ваш мозг фиксирует новые знания

Наш мозг лучше всего учится на начальном и конечном этапе занятия. Поэтому нужно разбивать процесс на две части, дабы сократить время в середине.

Также нужно помнить об эффекте Рестрофф, который заключается в том, что объект, который выделяется из массы сходных элементов, запоминается гораздо лучше. Вот почему стоит разделять монотонные занятия небольшими перерывами. Ну и нельзя забывать о конусе обучения Эдгара Дейла.

13. Подумайте об определенной безопасности

Тим Феррис в качестве примера рассказывает об инвесторе Уоррене Баффете , который знаменит тем, что приобретает ценные бумаги по цене, которая ниже номинала.

По этой причине можно предположить, что миллиардер с большой вероятностью останется на плаву тогда, когда ситуация на рынке ухудшится. В процессе обучения нужно практиковать такой же подход.

Нужно удостовериться, что, если у вас не выйдет ничего, вы все равно получить существенный результат. Убедитесь, что вам удастся избежать худших провалов и получить пользу от ваших усилий. При этом неважно, какое благо вы получите в итоге.

14. Учитесь у правильных выдающихся людей

Майкл Фелпс не является достойным примером, поскольку этот человек обладает хорошими физическими данными и большим спортивным опытом. Лучше обращать внимание на тех людей, которые ничем не выделялись, а после стали выдающимися личностями. Именно они владеют техниками, которые вы можете использовать для себя.

Таким образом, Тим Феррис дает ценные советы о том, как быстро научиться чему угодно, независимо от выбранной сферы. Следуя вышеперечисленным принципам, каждый может легко и достаточно быстро приобрести навык в любой области.

Количество новых знаний, появляющихся с каждым днем сложно переоценить. Возникает необходимость в скором усвоении новой информации. В этом посте мы разберем, как учиться быстрее и эффективнее, узнаем немного о работе нашей памяти, найдем несколько лайфхаков и вооружимся инструментами, повышающими нашу продуктивность в учебном процессе.

То, что вы учите, должно вам быть интересно. Простая истина. Иначе информация будет заходить долго, тяжело, со скрипом. Надолго не задержится. И в скором времени растворится в пучинах подсознания. Да и весь учебный процесс заберет больше сил и энергии, чем обычно.

Не заставляйте себя изучать то, что не представляет для вас интереса. Пустая трата времени. Ответьте себе на вопрос: действительно ли вам это нужно? Если сомневаетесь, то, видимо, вы зашли не туда. Меняйте сферу деятельности, где будете получать удовольствие как от работы, так и от обучения. Так вы сможете учиться быстрее и эффективнее.

Чистота разума

Каждый день нас бомбардируют тонны информации. Социальные сети, реклама, уведомления на мобильных устройствах. Наш мир утонул в информационном шуме. Постарайтесь свести к минимуму потоки лишней информации. Это позволит легче сосредотачиваться, меньше отвлекаться и учиться быстрее. Разум нужно держать в чистоте.

Мозг вам не помойка, и нечего кидать в него что попало. Татьяна Черниговская , профессор, нейроученый.

Как учиться быстрее и эффективнее. Теория и практика

Обучение должно включать теорию и практику. Настоящее знание и истина рождаются при гармоничном соединении этих составляющих. Если практика без теории еще может дать какое-то представление о предмете изучения, то теория без практики имеет мало смысла. Мы формируем модели, которые впоследствии не можем легко спроецировать в реальности. Это близко к информационном шуму.

Для того, чтобы учиться быстрее и эффективнее, мы должны выполнять практические действия для создания адекватных моделей изучаемых нами объектов. Рекомендуется в течение 72 часов после знакомства с теорией переходить к практике. Качество усваиваемых знаний увеличивается в несколько раз.

Внешнее хранилище информации

Может показаться, что память человека не имеет границ. Это действительно так. Но вместе с тем довольно сложно обеспечить достоверность и целостность информации на протяжении долгого времени. Не стоит надеяться только на свой мозг. Тупой карандаш острее любой острой памяти.

Ментальные карты

На мой взгляд, самым удобным и эффективным инструментом для сохранения информации на внешнем носителе являются . Принцип их построения схож с тем, как работает человеческая память. Сущности одного объекта связываются между собой с помощью ассоциаций.

Спустя долгое время достаточно посмотреть на хорошо составленную ментальную карту для освежения ассоциаций в собственной памяти. Как результат – мы способны быстрее вспомнить то, что изучали ранее.

Ментальные карты хороши для систематизации информации. Если чувствуете, что в голове “каша”, то пришло время составить ментальную карту по изучаемому объекту.

Если необходимо усвоить информацию из разных источников, либо она преподносится на лекции, то удобно вести записи с помощью метода Корнелла. Тетрадный лист разделяется на 3 зоны. В первой мы пишем краткий тезис. Во второй раскрываем его суть в нескольких предложениях. Повторяем так несколько раз в зависимости от размера информационного блока. А в третьей части подводим резюме для нескольких тезисов вместе. Обычно резюме делается для глав, разделов, параграфов и т.д.

Конспект по методу Корнелла

Получившийся конспект поможет быстро освежить память перед экзаменом и вспомнить основные идеи и тезисы, о которых говорил лектор.

Чек-листы

Если во время изучения появились какие-либо алгоритмы, то пришло время для . Можно быть уверенным, что каждый пункт списка будет выполнен и не забудется. Закрепляется правильная последовательность действий в памяти. Каждый “проход” по чек-листу укрепляет нейронные связи в мозге. Как результат – быстрое запоминание сложных алгоритмов.

Если вы начнете использоваться все эти 3 методики в своем учебном процессе, то заметите, что учиться стали быстрее и эффективнее. А какие техники во время обучения используете вы?

Кривая забывания. Повторение

В 1885 году Герман Эббингауз получил кривую забывания.

Закономерности памяти

Она показывает, как мы запоминаем информацию и как она забывается с течением времени. Также Эббингауз заметил несколько закономерностей:

  • большая доля информации забывается в течение первых 20 минут после обучения;
  • осмысленная информация запоминается в 9 раз быстрее;
  • с увеличением количества повторений их эффективность уменьшается;
  • заучивание информации сразу эффективнее, чем по частям, например, на заучивание стихотворения уйдет меньше времени, если учить его сразу целиком;
  • отрезки информации, находящиеся в начале и конце, заучиваются быстрее тех, что в середине;
  • если человеку интересна информация и он знает, что она пригодится, то обучение проходит быстрее и эффективнее.

Методика запоминания на длительный срок

Благодаря кривой забывания Эббингауза была создана техника для запоминания информации на длительный временной период. Для этого необходимо повторить информацию 5 раз.

  1. Сразу после окончания изучения
  2. Через 20 минут после 1
  3. Через 24 часа после 2
  4. Через 48 часов после 3
  5. Через 72 часа после 4

А как учитесь вы и какие методики используете?



Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.