Подросток проблемы с компьютером. Причины, симптомы и лечение зависимости от компьютерных игр

В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами. Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.

Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны. Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни. А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?

Диагноз или увлечение?

Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список. Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр. Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

По статистике, 12 из каждых 7000 человек зависимы от онлайн компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook признались, что чувствуют игровую зависимость.

Самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. В 2005 году в Китае умерла от истощения девочка-подросток. Она несколько суток играла в World of Warcraft. Годом позже в Башкирии от эпилептического приступа, развившегося на почве многосуточной игры за компьютером, скончался 17-летний парень. Печальную статистику можно продолжать и дальше, ведь такие случаи в последнее время происходят все чаще.

Не секрет, что переигравшие в кровавые «стрелялки» школьники могут устраивать побоища и в реальной жизни. Расстрелы и резню эпизодически устраивают американские и японские школьники.

Увлечение компьютерными играми само по себе не опасно. Но когда оно переходит в зависимость? Основные признаки того, что ваш ребенок – игроман или жертва интернет-зависимости:

  • Он стал меньше общаться на отвлеченные темы . Все разговоры — вокруг любимой игры.
  • Его не интересует учеба, он перестал посещать секции, или делает это крайне неохотно.
  • Все свободное время ребенок проводит за компьютером. Любые попытки заставить его выключить технику приводят к скандалу. Попытки родителей ограничить время за монитором вызывают у ребенка приступы плача, ярости, истерики.
  • Ребенок стал более раздражительным, у него часто и без причины меняется настроение – от возбужденности он легко переходит к депрессивной хандре.
  • Он не умеет контролировать свое время, проведенное за компьютером. Говорит, что поиграет два часа, а просидеть может гораздо дольше.
  • Ребенок перестал следить за собой — без напоминания он может забыть умыться, почистить зубы, переодеться.
  • У него не осталось друзей. Он почти ни с кем не общается.
  • У вашего чада «пробелы в памяти». Страдает краткосрочная память, он может не вспомнить, что говорил или обещал несколько часов назад.

Если вы в этом списке обнаружили хотя бы три совпадения, это повод принять срочные меры. В интернете сейчас существуют специальные тесты, позволяющие после заполнения анкеты понять, насколько велик риск развития компьютерной зависимости. Они во многом субъективны, и не позволяют провести стопроцентную диагностику, но общее представление о проблеме составить помогут.

За компьютером любят посидеть почти все дети. Но почему у одних развивается зависимость, а у других- нет? Почему одним детям легко провести коррекцию поведения, а другим – трудно? Все дело в личных особенностях вашего отпрыска – в его темпераменте, уровне самооценки, типе организации нервной системы.

Если подросток не уверен в себе, у него мало общения вне дома – с огромной долей вероятности он может стать зависимым от онлайн-общения. Там он найдет то, чего ему недостает в жизни.

Дети с высоким уровнем тревожности, страхами часто «подсаживаются» на героические компьютерные эпосы. Им нравится идентифицировать себя как всемогущего персонажа игры, который одной левой убивает полчища монстров. В этом случае ребенок как бы компенсирует недостаток смелости и решительности в реальности.

Разработчики игр все это отлично знают, и с каждым годом все более совершенствуют свой продукт – качественный звук, 3D- графика, эффект присутствия… Все создается для того, чтобы внутри игры человек чувствовал себя «по-настоящему». Детская психика более лабильна, их легче увлечь, чем взрослых, они быстрее верят в происходящее. Именно поэтому на каждого взрослого, страдающего компьютерной зависимостью, в нашей стране сейчас приходится более 20 детей с такой же проблемой.

Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества – сопереживание, любовь, честность.

Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:

  • Дети, страдающие от дефицита внимания. Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае – любовь и участие в жизни ребенка.
  • Дети - холерики и дети - меланхолики. Их мировосприятие и без компьютеров особенное. Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.
  • Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие- скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.
  • Дети, не приученные беречь время. Если малыша с детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с большим удовольствием.
  • Дети, страдающие комплексами. Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем - победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: гастрит, нарушение осанки, геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость, дисплейный синдром.

Существует несколько способов помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости. Но следует учитывать степень пристрастия. В некоторых случаях родители могут помочь своему чаду самостоятельно, а в некоторых нужна помощь специалистов.

Воспитательная беседа

Отличный способ на самой начальной стадии зависимости. Он важен, чтобы понять причины пристрастия. Почему ребенку по ту сторону монитора лучше, чем с вами? Самая распространенная ошибка – начать читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его. Попробуйте стать «соратником».

Проведите вечер вместе с отпрыском в его любимой игре. Поиграйте с ним, пообщайтесь. Пусть он расскажет вам обо всех персонажах и их возможностях. По ходу виртуальных приключений аккуратно выпытывайте у ребенка, почему ему нравится быть этим героем, а не другим? Зачем ему столько оружия? С кем он борется? Контакт будет налажен, возможно, не с первого раза. Но когда вы для себя поймете, что привлекает сына или дочь в игре, то сможете спланировать его досуг несколько иначе, включив в него то самое, недостающее.

Сегодня это самый распространенный способ борьбы с компьютерной зависимостью и у детей, и у взрослых. Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной, виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.

Если взяться всей семьей с искренним желанием что-то изменить в своей жизни, то результат будет положительным. Главное условие- родители должны быть готовы внести перемены в свой собственный образ жизни, в свои привычки и характер. Услуги психоаналитика не слишком дешево обходятся. Но этот метод эффективен, когда зависимость давно перешагнула начальную стадию.

Лечить компьютерную зависимость при помощи гипноза психотерапевты начали около десяти лет назад. Опыт наработан достаточный. Гипнолог вводит ребенка в транс (с согласия родителей) и аккуратно дает ему психо-установки на безразличие к компьютерным играм и общению в Интернете. Примерно так кодируют алкоголиков.

Однако не стоит думать, что гипноз – это панацея. Во-первых, не все люди поддаются гипнозу, а во-вторых, симптомы зависимости могут исчезнуть, но вот их скрытые причины останутся. И тогда ребенок, из жизни которого ушли компьютерные игры, начнет заполнять пустоты чем-то другим. Не факт, что чем-то хорошим и полезным. На смену компьютерной зависимости могут прийти другие патологические состояния – от воровства до наркотиков.

Нередко для избавления от компьютерной зависимости (особенно на «запущенных» стадиях) используют медикаментозное лечение. Препараты, которые отпускаются строго по рецепту, назначает врач. Обычно, это происходит в случае выявления у ребенка расстройств личности, депрессии, тревожного состояния. Специалист назначает антидепрессанты, седативные препараты.

Надо сразу сказать, что одними таблетками и уколами от компьютерной зависимости избавиться нельзя, поскольку они лечат опять же последствия, а не причину. Как ни крути, а без психологической помощи и реабилитации здесь не обойтись. Да и употребление психотропных препаратов никогда еще не приносило большой пользы детскому организму.

  • Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику. Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.
  • Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.
  • Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.
  • Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип «мы - команда».

  • Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.
  • Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.
  • Обозначьте ребенку круг его обязанностей . Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.
  • Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.
  • Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.
  • Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от «танчиков» и «войнушки», но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.

Врага нужно знать в лицо

Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать, какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.

В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life, Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и подростки с головой уходят в «World of Tanks ».

«Танки» не столь кровавы, как «Splatterhouse», где оторванные конечности, содранная с врагов кожа — это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в «Танки» требует денежных вложений – ведь технику нужно улучшать («прокачивать») . Где ребенок возьмет деньги? Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла. Я видела взрослых мужчин, которые большую часть своих доходов «вкладывают» в танки, не задумываясь о том, что у них семьи, дети, обязательства. Что же говорить о подростках? Не пожалейте времени, поинтересуйтесь, во что играет ваш ребенок, попробуйте сыграть сами, максимально узнайте врага в лицо.

Если у ребенка интернет-зависимость, начеку нужно быть каждый день. Мошенники, педофилы, извращенцы всех мастей в последнее время подстерегают детей не в подворотне у дома, а в Интернете. Посмотрите, в каких группах в социальных сетях состоит ваш ребенок. Не попал ли он в так называемую группу смерти? Это сообщества, где подростков готовят к совершению суицида. Нет ли среди его контактов незнакомых вам взрослых людей?

Было бы несправедливо все без исключения компьютерные игры записать во вредоносные. Безусловно, есть обучающие игры, развивающие логику, мышление, память.

Так, мой старший сын в свое время изучал английский алфавит. Ему в этом помогал Винни-Пух из игры с пометкой 3+. Когда я заметила, что сынок в 3 классе вместо уроков сосредоточенно уничтожает из дробовика очередную партию окровавленных зомби в «Left 4 Dead», а на вопрос, куда пойдем в выходной, отвечал: «А можно я дома останусь?», вопрос был поставлен ребром – или сейчас, или никогда. Сын к тому моменту, к слову, весил под 70 кило, страдал ожирением первой стадии, и ни в какие секции ходить не хотел в принципе. Стоило отвернуться, как он хватал свою тарелку с ужином и шел есть за компьютер. В качестве подарка к праздникам просил новую игру или очередной диск с продолжением игры…

Так я привела его в кадетскую школу, где он надел военную форму, научился бегать и подтягиваться, прыгать с парашютом и разбирать автомат Калашникова. Поначалу, капризничал, конечно, неимоверно, страдал и сетовал. Когда в пятом классе он заявил, что будет военным, мы почти и не удивились. Сейчас ему 17. Он с отличием заканчивает Ставропольское президентское кадетское училище. Изучает три иностранных языка. Этим летом намерен поступать в высшее военное училище. Его мечта — стать разведчиком.

Ровесников, которые свободное время проводят за компьютерными играми, называет не очень печатным словом и удивляется, как он сам мог столько времени сидеть за компьютером. Сейчас я благодарна судьбе, что смогла вовремя разглядеть симптомы начала зависимости, и быстро ее блокировать. Сейчас приглядываюсь к среднему сынишке. Пока о зависимости речи не идет, но я всегда наготове.

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу — оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.

Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок . Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Общайтесь с родителями других детей, попавших в цепкие виртуальные лапы, делитесь опытом. Победить эту зависимость можно и нужно. Но сделать это реально лишь всем вместе, объединив усилия.

Посмотрите следующие видео GuberniaTV и Первого канала о компьютерной зависимости у детей.


Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

Спасти подростка от компьютера

Подростковый возраст с 10 до 15 лет очень важен для всей жизни человека. В эти годы происходит перестройка организма. Не только физиологическая, когда под действием гормонов начинается половое созревание, но и психологическая: идёт закладка будущей личности, созревание эмоциональной и интеллектуальной сфер. Ребёнок, как губка, впитывает всё, что происходит вокруг него, зачастую не подвергая критике, и из этой информации формирует свою модель поведения с окружающими его людьми.

11 лет назад с детским психотерапевтом Еленой Остапенко мы поднимали в газете “Городские новости” проблему воспитания подростков. За прошедшее десятилетие выросли совсем другие дети. И проблемы, с которыми сталкиваются родители, отличаются от тех, которые возникали тогда. И, пожалуй, главные проблемы связаны с компьютерным общением и использованием всевозможных гаджетов.

Нынешнее поколение детей всё больше отдаляется от своих родителей, занятых взрослыми проблемами. Основная цель современных мам и пап — заработать побольше денег, чтобы семья, в том числе и ребёнок, ни в чём не нуждалась. Деньги дают возможность как следует отдохнуть, чтобы восстановить силы для дальнейших трудовых подвигов. Зацикливание родителей на материальном благополучии ведёт к тому, что подростки тоже пытаются жить взрослой жизнью и учатся воспринимать материальные блага как главное в жизни.

Но они ещё не готовы к взрослой жизни, ни физически, ни морально, поэтому не справляются с завышенной планкой. А частые неудачи могут привести и к снижению самооценки, и к противоправному поведению, и к депрессии. Родители же за материальными сторонами жизни зачастую не видят духовных проблем подростка, не понимают, что поломки как физического, так и психологического здоровья ребёнка как раз возникают из этих проблем.

Учёные фиксируют, что у современного ребёнка уровень концентрации внимания снизился в десятки раз по сравнению с данными 10—15 летней давности. Они неспособны долго фокусировать внимание на какой-то одной проблеме. Такое наблюдается у малышей: двухлетний ребёнок может рисовать, слушать сказку пять, максимум, десять минут, потом хватается за что-то другое. У современного подростка также рассеяно внимание — часто он не в состоянии решить поставленную задачу, переключаясь на другое, более лёгкое и интересное. Это связано с обилием информации, обрушивающейся на подростка. Старое классическое мышление, когда надо понять суть вещей, тормозит процесс обработки вала информации. Чтобы защититься от информационных перегрузок, мозг пошёл по пути клипового мышления. Это феномен современного бешеного темпа жизни. Современные дети вынуждены существовать в условиях Гая Юлия Цезаря: одновременно совершать несколько дел, но с той разницей, что не достигают в них больших успехов, а рискуют сорваться, заболеть.

В подростковом возрасте меняются приоритеты. Это в дошкольном возрасте мама и папа были главными в жизни. Теперь главными становятся друзья. А у многих нынешних подростков главный друг — компьютер. При этом у них довольно быстро формируется компьютерная зависимость, особенно у мальчиков. А родители не успевают объяснить своему чаду, что компьютер — только средство для облегчения жизни. Отгораживаться от реальности, уходить в виртуальные миры очень вредно для психологического здоровья в первую очередь. Желательно вовремя найти возможность контролировать общение своего ребёнка с компьютером и гаджетами.

Есть те, для кого компьютер помощник, то есть полезный инструмент для деятельности, кто умеет “гуглить9rdquo; — находить ответы на насущные вопросы в Интернете. Это подростки, не тратящие времени на изобретение велосипеда, растущие прагматиками. Что ожидает таких в будущем? Учёные считают: если такой ребёнок разовьёт концентрацию внимания — станет лидером с самостоятельной позицией, если не сможет — станет “внешними мозгами босса”, будет чётко выполнять чужие распоряжения, фильтровать всю внешнюю информацию, определяя, что важно, что нет.

Если же компьютер становится для подростка главным приоритетом в жизни, а также если начинают формироваться серьёзные проблемы со здоровьем (причём получить их можно буквально за два-три года сидения за компом), нужно срочно принимать меры. О каких проблемах с физическим здоровьем здесь идёт речь? Ухудшение зрения — так называемые “стеклянные глаза”, когда уменьшается частота моргания; нарушение осанки — разные степени сколиоза — искривление позвоночника; слабость мышечного корсета тела, также ведущая к сколиозу, остеохондрозу из-за длительного пребывания подростка в сидячем положении. Это неполный перечень физических заболеваний. А что касается психики? Для здоровья подростка с его несозревшими функциями компьютерная зависимость опасна. В последние годы её приравнивают к наркомании, ею стали заниматься не столько детские психологи, сколько наркологи.

Общее влияние компьютера на ребёнка, который день и ночь сидит за ним, может проявиться в развитии сосудистых нарушений. Симптомы — головные боли, быстрая утомляемость, снижение зрения, ухудшение памяти и концентрации внимания. В крайних случаях может дойти до обмороков и приступов эпилепсии в крайних случаях.

Особенно опасна компьютерная зависимость, если у детей плохая наследственность, то есть у кого-то из родителей также имеется зависимость от компьютера, алкоголя, наркотиков или проблемы с нервно-психическими заболеваниями.

В зоне риска по компьютерной зависимости дети, на большую часть дня остающиеся без присмотра родителей, зачастую контролирующих своё чадо только посредством сотового телефона. Хотя бы в выходные дни, когда вы дома, понаблюдайте за поведением ребёнка.

При уже сформировавшейся зависимости подростка (и взрослого) невозможно оторвать от компьютерных игр. Почему? Главная причина в том, что игрок уходит в иллюзорный мир, где у него свои достижения, где он добивается высоких результатов, в отличие от реальной жизни. Затем — играет уже в силу привычки, потому что так жить проще, для него это — своеобразная разрядка или уход от проблем. Похожие процессы происходят при любых зависимостях. Происходит подмена обычной жизни объектом зависимости. К тому же, зависимый человек меры не знает.

В норме с пятого по седьмой класс (11—14 лет) непрерывно можно заниматься на компьютере 20 минут. В 15—16 лет — 25 минут. Подчёркиваем — непрерывного взора на экран. По длительности в день занятия и игры должны составлять: в 11—13 лет — один час, для старших — полтора часа. Перерыв между непрерывным временем за компьютером — 15 минут, за которые нужно попить воды и активно подвигаться, например, на скакалке поскакать.

Ваш ребёнок в зоне риска по компьютерной зависимости, если:

Он всё время проводит за компьютером или гаджетами (планшетом, сотовым телефоном, айфоном и др.), стал замкнутым, необщительным.

Хорошее настроение у ребёнка только за компьютером. Если его отвлекают, он раздражается, становится агрессивным.

Плохо спит. Часто снятся кошмары.

Худеет, потому что вовремя не ест, не может оторваться от компьютера.

Разговаривает компьютерными терминами.

Забросил привычные занятия — например, перестал гулять или звонить друзьям.

Вы заметили, что он ворует у вас деньги.

Забросил привычные занятия — например, перестал гулять или звонить друзьям. Сузился круг интересов.

Скрывает от вас, сколько времени проводит за компьютером. Начинает врать, самое популярное враньё: “Готовлюсь к контрольной”.

Общеизвестный факт: зависимый человек меры не знает. И относится это не только к людям, зависимым от алкоголя, наркотиков или табака. К сожалению, “порабощают9rdquo; людей, в том числе подростков, и компьютеры, и гаджеты. В частности, компьютерные игры. О зависимости подростков от компьютеров и гаджетов рассказывает психотерапевт Елена Остапенко.

Иногда взрослые считают, что компьютерные игры — средство беззаботной жизни родителей. Мол, сидит ребёнок целый день дома, не шляется с плохой компанией, и это хорошо. На самом же деле, с головой погружаясь в виртуальный мир, дети теряют ориентиры, забывают, как общаться с людьми, как вести себя в реальной жизни. А мир-то этот — сплошное насилие и жестокость: разделайся с теми, кто тебе неприятен и враждебен. Олицетворяя себя с героями ролевых игр, подросток начинает вести себя соответственно и неудачи в игре воспринимать как катастрофу. Отсюда враждебность против любого, кто будет мешать игре.

А в реальной жизни начинаются конфликты со сверстниками и педагогами, резко падает успеваемость, вообще пропадает интерес к учёбе. Психологи называют такую ситуацию “дезадаптацией9rdquo;. А основной причиной дезадаптации подростка считают влияние Интернета. Если сразу не принять меры, заканчивается это либо резкой агрессией ко всему окружению, либо тяжёлой депрессией, вялостью, апатией. И в том и в другом случае развиваются нарушения эмоциональной саморегуляции: подросток не в состоянии себя контролировать. Сам он вряд ли может справиться с этой ситуацией, нужна профессиональная психологическая помощь.

Компьютерные игры делятся на ролевые и неролевые. К неролевым играм относят: головоломки, игры на быстроту реакции, как правило, без сюжета, азартные игры — компьютерный вариант карточных игр, рулетки и игровых автоматов. Они не так опасны.

Из ролевых игр больше всего засасывают те, в которых геймер — на компьютерном жаргоне, тот, кто много играет в видеоигры, — видит мир глазами компьютерного героя. Через какое-то время игрок начинает терять связь с реальностью. Он практически переносит себя в виртуальный мир. Пройти игру становится для него смыслом и целью жизни.

Слово “гаджет9rdquo; пришло к нам от английского gadget, переводится как “прибор, приспособление”. Это небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. В настоящее время к гаджетам относят любые цифровые аппараты, размеры которых позволяют подсоединить их к персональному компьютеру, смартфону или надеть на руку. Они позволяют выполнять сразу несколько функций — например, часы могут быть и секундомером и плеером и радиоприёмником, а авторучка фотоаппаратом. Смартфоны, планшеты, музыкальные плееры и приставки служат для развлечения.

Психологи полагают, что всеобщая одержимость гаджетами ведёт к эпидемии психических расстройств. Самые заядлые пользователи социальных сетей, прежде всего подростки, демонстрируют признаки нарциссического расстройства личности, выраженное в чересчур завышенном ощущении собственной значимости, постоянной нужде говорить только о себе, чтобы окружающие одобряли его и восхищались. Отсутствие лайков (бесплатные сердечки в сетях — способ выразить своё одобрение, положительное отношение к чему-либо, будь-то группа, фотография, песня и так далее) вызывает стресс. За всем этим скрывается низкая самооценка и отсутствие истинных ценностей.

Те, кто не выпускает из рук смартфон, начинают страдать зависимостью от гаджета: чувствуют себя без него не в своей тарелке. Они каждые пять минут достают свой смартфон для подтверждения связи с окружающим миром.

Сотовые телефоны порой вызывают фантомные вибрации: человек ощущает вибрацию телефона, хотя тот не подаёт никаких сигналов.

А постоянное заглядывание учеников в “Википедию9rdquo; по любому, даже самому простому вопросу снижает способность детей к нормальному, обычному процессу поиска ответа. Ведь просто прочитать чей-то готовый ответ проще.

При развитии зависимости у подростка от компьютера и гаджетов взрослые обычно поступают радикально — пытаются запретить ему играть на компьютере. Но нужно понимать: если мы лишаем ребёнка чего-то значимого для него, необходимо найти этому замену. В подростковом возрасте слово “нельзя9rdquo; говорить неприемлемо — сразу возникает протест. Нужно искать индивидуальные варианты решения возникшей проблемы.

Больше времени проводите вместе, выезжайте на природу, чаще посещайте вместе места, где много его сверстников, например каток. То есть включитесь в жизнь подростка непосредственно, а не дистанционно. Когда родители являются для чада значимыми людьми, когда в семье существует тёплая доверительная атмосфера, тогда у подростка и не возникает желания уйти в компьютер. Запишите ребёнка в спортивную секцию или театральную студию. Если не можете справиться сами, обращайтесь к специалистам, психологам, психиатрам, наркологам.

Запрещать пользоваться компьютером совсем нельзя. Мы живём в век технологий, и знания в этой области будут необходимы в будущем. Компьютер — незаменимый помощник в учёбе. У школьников сейчас широкое поле деятельности: различные презентации, рефераты. Главное не переусердствовать! Необходимо контролировать время, которое подросток проводит за компьютером.

Семейный психолог Катерина Мурашова провела эксперимент. Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине без средств коммуникации (мобильные телефоны, Интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд занятий: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Детям разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записав время и причину его прекращения.

Психолог полагала, что эксперимент будет безобидным. Результаты ошеломили: из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь трое — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые “панические атаки”. У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение “шевеления9rdquo; волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Прекратив эксперимент, 14 подростков сразу полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все практически сразу включили музыку или засунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы, которые возникли в ходе эксперимента, исчезли сразу после прекращения эксперимента…

Интернет зависимость у подростков – довольно распостраненная проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений. Безусловно, нельзя отрицать, что компьютер может принести массу пользы для ребенка – это бесценный источник информации, учебного материала, увлекательных книг, фильмов, способ найти новых друзей по всему миру и т.д. В сети несложно найти редкие и ценные книги, которые мало у кого есть дома. Многие игры несут в себе довольно значимый развивающий потенциал – к примеру, логические игры и головломки превосходно развивают способность анализировать, находить связи и восстанавливать логические цепочки. Общение в социальных сетях позволяет улучшить комуникатывные навыки и выучить иностранные языки.

Увы, все эти замечательные возможности компьютера имеют обратную сторону в виде стойкой зависимости подростков от компьютера. Мы говорим о подростках, потому что они, в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию таких психологических расстройств, но не следует забывать, что зависимость от компьютера может развиться и у младших школьников, и у взрослых людей.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимоть от социальных сетей или игровую зависимость.

Игровая зависимость у подростков

Наиболее опасными психологи считают ролевые игры. Особенно те, в которых игрок видит игровой мир не со стороны, а как бы глазами своего героя. В таком случае уже после нескольких минут игры у игрока наступает момент полного отождествления себя с игровым героем.

Довольно опасными считаются игры, в которых требуется набрать большое количество очков – они также могут провоцировать развитие игровой зависимости у подростков.

Зависимость подростков от социальных сетей

Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности.

Признаки интернет зависимости у подростков:

  1. Потеря контроля над предметом зависимости, ребенок перестает контролировать себя и время нахождения перед компьютером.
  2. «Доза» (то есть время нахождения за компьютером) постепенно увеличивается.
  3. Преобладание «тоннельного» мышления. Все мысли только об игре или социальной сети и том, как побыстрее добраться до компьютера.
  4. Отрицание наличия проблемы, категорический отказ от помощи.
  5. Недовольство реальной жизнью, ощущение пустоты в реальном мире.
  6. Проблемы с учебой.
  7. Игнорирование близких, друзей, лиц противоположного пола, интерес концентрируется только на предмете зависимости.
  8. Расстройства сна, кардинальное изменение режима.
  9. Агрессия в случае недоступности предмета зависимости, невозможности «употребить».

Как видите, компьютерная зависимость у подростков проявляется так же, как и любой другой вид зависимости (наркомания, алкоголизм, игромания и т.д.) и избавиться от нее бывает так же трудно. Именно поэтому так важна профилактика каких бы то ни было зависимостей у подростков. Если ребенок отказывается идти к психологу за помощью (а именно так обычно и бывает), родители сами должны обратиться к специалистам за консультацией. Ведь семья – это одно целое. Зависимость кого-то из ее членов неизбежно отражается на всех остальных. И в то же время, начав изменять себя, вы можете помочь своему ребенку вернуться к нормальной жизни.

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Профилактика компьютерной зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и духовная связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.

Покажите ребенку разнообразие жизни, развлечения, не связанные с компьютером. Проводите время с детьми, гуляйте с ними в парке, ходите на каток или в походы, постарайтесь наладить дружественные отношения. Найдите для себя и своих детей источник приятных эмоций, не связанный с компьютером.

И самое главное – любите своих детей и не забывайте показывать им это.

В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами. Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.

Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны. Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни. А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?

Диагноз или увлечение?

Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список. Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр. Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

По статистике, 12 из каждых 7000 человек зависимы от онлайн компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook признались, что чувствуют игровую зависимость.

Самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. В 2005 году в Китае умерла от истощения девочка-подросток. Она несколько суток играла в World of Warcraft. Годом позже в Башкирии от эпилептического приступа, развившегося на почве многосуточной игры за компьютером, скончался 17-летний парень. Печальную статистику можно продолжать и дальше, ведь такие случаи в последнее время происходят все чаще.

Не секрет, что переигравшие в кровавые «стрелялки» школьники могут устраивать побоища и в реальной жизни. Расстрелы и резню эпизодически устраивают американские и японские школьники.

Увлечение компьютерными играми само по себе не опасно. Но когда оно переходит в зависимость? Основные признаки того, что ваш ребенок – игроман или жертва интернет-зависимости:

  • Он стал меньше общаться на отвлеченные темы . Все разговоры - вокруг любимой игры.
  • Его не интересует учеба, он перестал посещать секции, или делает это крайне неохотно.
  • Все свободное время ребенок проводит за компьютером. Любые попытки заставить его выключить технику приводят к скандалу. Попытки родителей ограничить время за монитором вызывают у ребенка приступы плача, ярости, истерики.
  • Ребенок стал более раздражительным, у него часто и без причины меняется настроение – от возбужденности он легко переходит к депрессивной хандре.
  • Он не умеет контролировать свое время, проведенное за компьютером. Говорит, что поиграет два часа, а просидеть может гораздо дольше.
  • Ребенок перестал следить за собой - без напоминания он может забыть умыться, почистить зубы, переодеться.
  • У него не осталось друзей. Он почти ни с кем не общается.
  • У вашего чада «пробелы в памяти». Страдает краткосрочная память, он может не вспомнить, что говорил или обещал несколько часов назад.

Если вы в этом списке обнаружили хотя бы три совпадения, это повод принять срочные меры. В интернете сейчас существуют специальные тесты, позволяющие после заполнения анкеты понять, насколько велик риск развития компьютерной зависимости. Они во многом субъективны, и не позволяют провести стопроцентную диагностику, но общее представление о проблеме составить помогут.

Причины

За компьютером любят посидеть почти все дети. Но почему у одних развивается зависимость, а у других- нет? Почему одним детям легко провести коррекцию поведения, а другим – трудно? Все дело в личных особенностях вашего отпрыска – в его темпераменте, уровне самооценки, типе организации нервной системы.

Если подросток не уверен в себе, у него мало общения вне дома – с огромной долей вероятности он может стать зависимым от онлайн-общения. Там он найдет то, чего ему недостает в жизни.

Дети с высоким уровнем тревожности, страхами часто «подсаживаются» на героические компьютерные эпосы. Им нравится идентифицировать себя как всемогущего персонажа игры, который одной левой убивает полчища монстров. В этом случае ребенок как бы компенсирует недостаток смелости и решительности в реальности.

Разработчики игр все это отлично знают, и с каждым годом все более совершенствуют свой продукт – качественный звук, 3D- графика, эффект присутствия… Все создается для того, чтобы внутри игры человек чувствовал себя «по-настоящему». Детская психика более лабильна, их легче увлечь, чем взрослых, они быстрее верят в происходящее. Именно поэтому на каждого взрослого, страдающего компьютерной зависимостью, в нашей стране сейчас приходится более 20 детей с такой же проблемой.

Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества – сопереживание, любовь, честность.

Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:

  • Дети, страдающие от дефицита внимания. Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае – любовь и участие в жизни ребенка.
  • Дети - холерики и дети - меланхолики. Их мировосприятие и без компьютеров особенное. Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.
  • Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие- скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.
  • Дети, не приученные беречь время. Если малыша с детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с большим удовольствием.
  • Дети, страдающие комплексами. Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем - победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.

Последствия

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: гастрит , нарушение осанки , геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость , дисплейный синдром.

Помощь

Существует несколько способов помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости. Но следует учитывать степень пристрастия. В некоторых случаях родители могут помочь своему чаду самостоятельно, а в некоторых нужна помощь специалистов.

Воспитательная беседа

Отличный способ на самой начальной стадии зависимости. Он важен, чтобы понять причины пристрастия. Почему ребенку по ту сторону монитора лучше, чем с вами? Самая распространенная ошибка – начать читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его. Попробуйте стать «соратником».

Проведите вечер вместе с отпрыском в его любимой игре. Поиграйте с ним, пообщайтесь. Пусть он расскажет вам обо всех персонажах и их возможностях. По ходу виртуальных приключений аккуратно выпытывайте у ребенка, почему ему нравится быть этим героем, а не другим? Зачем ему столько оружия? С кем он борется? Контакт будет налажен, возможно, не с первого раза. Но когда вы для себя поймете, что привлекает сына или дочь в игре, то сможете спланировать его досуг несколько иначе, включив в него то самое, недостающее.

Психоанализ

Сегодня это самый распространенный способ борьбы с компьютерной зависимостью и у детей, и у взрослых. Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной, виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.

Если взяться всей семьей с искренним желанием что-то изменить в своей жизни, то результат будет положительным. Главное условие- родители должны быть готовы внести перемены в свой собственный образ жизни, в свои привычки и характер. Услуги психоаналитика не слишком дешево обходятся. Но этот метод эффективен, когда зависимость давно перешагнула начальную стадию.

Гипноз

Лечить компьютерную зависимость при помощи гипноза психотерапевты начали около десяти лет назад. Опыт наработан достаточный. Гипнолог вводит ребенка в транс (с согласия родителей) и аккуратно дает ему психо-установки на безразличие к компьютерным играм и общению в Интернете. Примерно так кодируют алкоголиков.

Однако не стоит думать, что гипноз – это панацея. Во-первых, не все люди поддаются гипнозу, а во-вторых, симптомы зависимости могут исчезнуть, но вот их скрытые причины останутся. И тогда ребенок, из жизни которого ушли компьютерные игры, начнет заполнять пустоты чем-то другим. Не факт, что чем-то хорошим и полезным. На смену компьютерной зависимости могут прийти другие патологические состояния – от воровства до наркотиков.

Медикаменты

Нередко для избавления от компьютерной зависимости (особенно на «запущенных» стадиях) используют медикаментозное лечение. Препараты, которые отпускаются строго по рецепту, назначает врач. Обычно, это происходит в случае выявления у ребенка расстройств личности, депрессии, тревожного состояния. Специалист назначает антидепрессанты , седативные препараты.

Надо сразу сказать, что одними таблетками и уколами от компьютерной зависимости избавиться нельзя, поскольку они лечат опять же последствия, а не причину. Как ни крути, а без психологической помощи и реабилитации здесь не обойтись. Да и употребление психотропных препаратов никогда еще не приносило большой пользы детскому организму.

  • Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику. Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.
  • Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.
  • Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.
  • Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип «мы - команда».

  • Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.
  • Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.
  • Обозначьте ребенку круг его обязанностей . Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.
  • Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.
  • Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.
  • Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от «танчиков» и «войнушки», но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.

Врага нужно знать в лицо

Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать, какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.

В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life, Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и подростки с головой уходят в «World of Tanks ».

«Танки» не столь кровавы, как «Splatterhouse», где оторванные конечности, содранная с врагов кожа - это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в «Танки» требует денежных вложений – ведь технику нужно улучшать («прокачивать») . Где ребенок возьмет деньги? Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла. Я видела взрослых мужчин, которые большую часть своих доходов «вкладывают» в танки, не задумываясь о том, что у них семьи, дети, обязательства. Что же говорить о подростках? Не пожалейте времени, поинтересуйтесь, во что играет ваш ребенок, попробуйте сыграть сами, максимально узнайте врага в лицо.

Если у ребенка интернет-зависимость, начеку нужно быть каждый день. Мошенники, педофилы, извращенцы всех мастей в последнее время подстерегают детей не в подворотне у дома, а в Интернете. Посмотрите, в каких группах в социальных сетях состоит ваш ребенок. Не попал ли он в так называемую группу смерти? Это сообщества, где подростков готовят к совершению суицида. Нет ли среди его контактов незнакомых вам взрослых людей?

Было бы несправедливо все без исключения компьютерные игры записать во вредоносные. Безусловно, есть обучающие игры, развивающие логику, мышление, память.

Так, мой старший сын в свое время изучал английский алфавит. Ему в этом помогал Винни-Пух из игры с пометкой 3+. Когда я заметила, что сынок в 3 классе вместо уроков сосредоточенно уничтожает из дробовика очередную партию окровавленных зомби в «Left 4 Dead», а на вопрос, куда пойдем в выходной, отвечал: «А можно я дома останусь?», вопрос был поставлен ребром – или сейчас, или никогда. Сын к тому моменту, к слову, весил под 70 кило, страдал ожирением первой стадии, и ни в какие секции ходить не хотел в принципе. Стоило отвернуться, как он хватал свою тарелку с ужином и шел есть за компьютер. В качестве подарка к праздникам просил новую игру или очередной диск с продолжением игры…

Так я привела его в кадетскую школу, где он надел военную форму, научился бегать и подтягиваться, прыгать с парашютом и разбирать автомат Калашникова. Поначалу, капризничал, конечно, неимоверно, страдал и сетовал. Когда в пятом классе он заявил, что будет военным, мы почти и не удивились. Сейчас ему 17. Он с отличием заканчивает Ставропольское президентское кадетское училище. Изучает три иностранных языка. Этим летом намерен поступать в высшее военное училище. Его мечта - стать разведчиком.

Ровесников, которые свободное время проводят за компьютерными играми, называет не очень печатным словом и удивляется, как он сам мог столько времени сидеть за компьютером. Сейчас я благодарна судьбе, что смогла вовремя разглядеть симптомы начала зависимости, и быстро ее блокировать. Сейчас приглядываюсь к среднему сынишке. Пока о зависимости речи не идет, но я всегда наготове.

Другие крайности

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу - оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.

Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок . Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Общайтесь с родителями других детей, попавших в цепкие виртуальные лапы, делитесь опытом. Победить эту зависимость можно и нужно. Но сделать это реально лишь всем вместе, объединив усилия.

Прыщи у мальчиков

  • Компьютерная зависимость
  • Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни. Задача взрослых - показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

    Но, тем не менее, родители продолжают бить тревогу. Вот одно из писем:

    Всё было хорошо, но в конце года в октябре у меня заболел сын (студент 5 курса). Нервный срыв, компьтерная зависимость, сейчас лежит в психодиспансере. Там не лечат, а колят какие лекарства и убивают человека. Домой забирали сына, но справиться с ним не можем, он убегает из дома.
    Сейчас не знаем с мужем, как жить дальше, как совмещать работу и следить за больным? С такой болезнью столкнулись впервые.

    ЧТО ТАКОЕ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, И КАКОВО ВЛИЯНИЕ ОНЛАЙН ИГР НА ПОДРОСТКОВ?

    В научном сообществе по сей день не утихают споры: причислять ли к разряду наркотической зависимости онлайн игры или нет. Большинство специалистов абсолютно за, что совершенно не удивительно. Игры по сети в последнее время захватили умы человечеста. Пользователей одной только знаменитой виртуальной игры MMORPG «World of Warcraft» уже более 4 миллионов человек в мире, причем это только люди, играющие на официальных серверах. Что же касается геймеров, использующих пиратские серверы, то их, пожалуй, еще больше. А ведь многие играют параллельно сразу в несколько онлайн игр, ежедневно часами просиживая за компьютерными играми. В чем же заключается опасность это невинного на первый взгляд развлечения?

    Оно затягивает, у человека развивается игровая зависимость. Игроки забывают обо всем: забывают есть, спать, об обязанностях перед близкими, о детях. Взрослые игроманы теряют работу, поскольку оказываются не в силах прервать игровой процесс, чтобы пойти на работу, теряют семьи, поскольку виртуальный мир для них становится не менее реальным, чем настоящий. Но особенно пагубно влияние онлайн игр на подростков: студентов массово отчисляют из престижных вузов, за то, что они не приходят на экзамены – им некогда, они целой группой убивают монстра, не смея «подвести других», из отличников дети становятся двоечниками. За большие и вполне реальные деньги игроки приобретают виртуальные предметы друг у друга, «необходимые» в игре.

    Чтобы «прокачать» своего виртуального героя они тысячами отправляют деньги на сервера, предоставляющие онлайн игры. Начинают выпрашивать, а потом и воровать средства, у родителей для начала. Очень хорошо, если человеку удастся вовремя опомниться и прекратить этот бесконечный игровой марафон. А если нет, если не сможет избавиться от зависимости от компьютерных игр? Куда его заведет игромания, во что выльется?

    Чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким. Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д.

    Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве. Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться.

    Признаки компьютерной зависимости у подростков

    Итак, признаки интернет-зависимости у подростков таковы:

    Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон;
    Из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе;
    Подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей;
    Интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером. Вы замечаете, что подросток стал более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.

    Как избавиться от игровой компьютерной зависимости?

    Инструкция

    1. Для успешного избавления от компьютерной зависимости необходимо осознание самим человеком наличия проблемы. Поэтому приготовьтесь к долгим беседам. Не стоит терять терпение, если ребенок не идет на контакт. У человека, страдающего подобной зависимостью, резко возрастает агрессия и неприятие окружающего мира. Поэтому обратитесь за помощью к психологу. Или психотерапевту.

    2. Возможно, специалисту будет проще вызвать подростка на откровенный разговор. Для успешного лечения разберитесь, почему зависимость возникла. Что вы о нем знаете? Очень часто ребенок погружается в компьютерные игры, страдая от одиночества. У него нет друзей, родители уделяют мало внимания. Реальный мир представляется сплошным негативом, и подросток ищет спасения в играх.

    3. Оградите ребенка от возникновения стрессовых ситуаций. Это касается и вашего общения. Не требуйте невозможного, ваш ребенок болен и не сможет излечиться за один день. Для возвращения подростка к реальности, попытайтесь донести до него, что в этой жизни много положительных сторон.

    4. Не пренебрегайте психологической помощью. Занятия в тренинговых группах помогут подростку наладить общение со сверстниками. Также после прохождения курса лечения, повысится самооценка, и, возможно, появятся новые увлечения.

    5. Вспомните, до того как зависнуть перед монитором, ваш ребенок имел какие-то увлечения? Было бы неплохо, если бы вы предоставили ему возможность продолжить любимые занятия. Это могут быть любые виды спорта, танцы, пение, походы на байдарках или пейнтбол.

    6. Ни в коем случае не отключайте интернет. Если подросток еще не готов к лечению, вы спровоцируете приступ агрессии, который может закончиться плачевно. Нередки уходы из дома и попытки суицида. Если ребенок уже проходит лечение под наблюдением психолога, лишение интернета может спровоцировать новый виток болезни. Подросток снова замкнется в себе, и вызвать его на откровенность будет сложнее.

    Современный ритм жизни заставляет многих людей проводить большую часть дня в интернете, и дети тому не исключение: уроки, внешкольные проекты, дополнительное образование. Однако если бы дети и подростки пользовались компьютером только в учебных целях, то вряд ли это считалось бы психологической проблемой. А вот зависимость от компьютера и интернета – серьезная угроза здоровью и младшего поколения.

    Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с реальностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты. Чаще об интернет-зависимости говорят, подразумевая бесцельное времяпрепровождение в интернете (переписка, игры, переход от одной новости к другой), однако иногда и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.

    Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или (и) психологическую сферу деятельности».

    Компьютерная зависимость формируется так же, как никотиновая или алкогольная, несмотря на то что самого химиката нет. Казалось бы, это чисто , но она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью химические процессы.

    Можно выделить три вида детской и подростковой компьютерной зависимости:

    1. Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в режиме онлайн.
    2. Зависимость от социальных сетей. Предполагает замену реального общения на виртуальное, пристрастие к социальным сетям, чатам, форумам, знакомствам в интернете.
    3. Веб-серфинг, то есть бесцельное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, хаотичное поглощение информации либо познавательная деятельность в сфере программирования и телекоммуникаций или другой профессиональной сфере.

    Риски

    Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:

    • нарушенное чувство реальности;
    • нарушенное и ощущения времени, вплоть до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на несколько дней забывать про еду, сон и другие нужды);
    • потеря самоконтроля и , возможности руководить своими поступками;
    • потеря критического ;
    • снижение активности и работоспособности;
    • проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.

    Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во , чем нередко провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет свои особенности, что нередко влияет на мировоззрение и систему , пересмотр взглядов на себя и мир.

    Причины зависимости

    Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

    У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

    • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
    • трудностей в семье;
    • сложностей в обучении;
    • при непринятии себя.

    Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

    Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты. Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя эта причина больше свойственна взрослому населению (о компьютерной зависимости у взрослых читайте ).

    Что привлекает подростка

    Компьютерная игра или другая деятельность в интернете привлекает подростка тем, что создает укромный уголок, мир, в который нет никому доступа, особенно родителям. Кроме того, компьютерная игра и виртуальное пространство:

    • абстрагирует от реальности и дарит ощущение реалистичности происходящего;
    • снимает какую-либо ответственность;
    • дарит множественные шансы на исправление ошибок или прохождение новой жизни;
    • позволяет принимать любые решения, не боясь их последствий.

    Признаки зависимости

    Не стоит впадать в панику, если поведение ребенка не изменилось, успеваемость в школе не страдает, настроение стабильное и свойственное ему. Вероятно, он вынужден проводить много времени за компьютером, но зависимостью не страдает.

    Стоит начать волноваться при следующих условиях:

    • Ребенок или подросток проводит за компьютером больше времени, чем раньше, и больше 6 часов в неделю.
    • Ребенок предпочитает реальному общению виртуальное, а прогулкам – игру на компьютере, пропускает школу, чтобы остаться дома и посидеть за компьютером.
    • Изменились привычки ребенка, отмечаются нарушения сна и изменение или потеря аппетита.
    • Наблюдаются перепады настроения (от уныния до эйфории), неадекватные и агрессивные реакции на просьбы, особенно на все, что связано с компьютером.
    • Нарастает эмоциональная отстраненность и реакция оппозиции в отношении не только родителей, но и друзей.
    • Вне компьютера и виртуального общения ребенок не может расслабиться, чувствует тревогу, думает о том, что его ждет в сети, норовит проверить страницу.
    • Ребенок не делится тем, чем занимается в интернете или во что играет. Ставит множественные пароли, скрывает свою активность, чистит историю.
    • Наблюдается феномен персонификации или одушевления компьютера, вплоть до разговоров с ним.

    Кроме того, отмечается ухудшение внимания и памяти, резкая смена круга общения, отказ от прежних увлечений и занятий, необоснованные и , перепады состояний от вялости до возбуждения.

    Профилактика зависимости

    Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:

    1. Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение медиаграмотности. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье .
    2. Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
    3. Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте , организуйте совместную активную .
    4. Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
    5. Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.

    Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную.

    Как бороться

    Если заниматься профилактикой слишком поздно, необходима реабилитация ребенка, то стоит обратиться к психологу. Дело в том, что самостоятельные манипуляции типа наказаний или установки «родительского контроля» не решают проблемы. Ребенок просто научится искать доступ в интернет в другом месте, возможно, сбежит из дома.

    Проблема компьютерной зависимости не может быть решена, если социальная среда не безопасна для ребенка, не интересна (не соответствует его , возрасту, способностям, потребностям, интересам), если между родителями и детьми сложились неблагоприятные отношения и если ребенок испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Таким образом, устраняется компьютерная зависимость только за счет получения ребенком удовольствия и удовлетворения от реальной жизни. Но этот вопрос требует строго индивидуального рассмотрения ситуации.

    

    Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.