Йога духовная составляющая. Духовные принципы йоги

Представляем вашему вниманию замечательный реферат-эссе Андрея Дроздова – инструктора йоги, выпускника Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, группа «Апрель-2014».

Почему я выбрал эту тему? На одной из наших лекций на курсе я понял, что практически для каждого инструктора объяснить, что такое Йога, является большой проблемой.

Как это сделать? Невозможно изобрести велосипед, учитывая тот факт, что его уже изобрели до тебя. Но, изменив форму и оставив главные принципы, ты сможешь стать изобретателем. Ты понимаешь, что тебе, как инструктору, придется в какой-то момент отвечать на вопросы. Хорошо, когда ты подготовлен и твой четкий и грамотно построенный ответ сразу даст ученику понимание. А если нет, то будет поставлена под удар твоя компетенция как специалиста. И все же мы будем отвечать на вопросы по мере их поступления. На мой взгляд, ответ должен звучать без использования абстрактных категорий. Вы можете сказать ученику, что Йога принесет ему счастье, то на последующий, логичный вопрос – какое счастье? – Вы уже не сможете ответить. Потому как эта категория очень индивидуальна. Первая задача, инструктора выяснить какие цели преследует человек , который пришел к вам заниматься. И лучше, как я это вижу, можно сделать, дав ему анкету на первом занятии. Вопросы в анкете дадут человеку понять всю серьезность подхода и вашу заботу к нему. Новичок, и не только новичок, проникнется этим моментом и дома, в спокойной обстановке, ответит на вопросы.

Целей, у пришедшего к Вам, может быть две . Две основных и несколько второстепенных, которые, скорее всего, человек выразит как одну из основных. Ну, не станет же он (она) писать, что просто пришел/а за компанию, от нечего делать, времени вагон или деньги девать некуда. Хотя и такое всегда возможно. Тогда такого человека нужно быстро переориентировать в нужную нам сторону.

Итак, причины. Их две: первая – это здоровье, здесь все просто, вторая – здоровье и духовный рост. Люди могли когда-нибудь слышать, либо где-то читать, что занятия Йогой могут помочь расти духовно. А вот здесь уже все сложно. В такой ситуации не обойтись каким-то стандартным красивым ответом, и не ограничиться 2-3 предложениями. На это потребуется время и вам придется действительно серьезно рассказать вашему человеку правду о Йоге. Ваша честность будет служить показателем отношения к новичку, как к личности.

Означает ли это, что вы как-то обманули первую категорию. Абсолютно нет. И в этом случае Вы сказали только правду, только в сжатом формате. В том формате, который был необходим вашему новичку. Да еще может быть третья причина – терапевтическая . Это еще сложнее, чем в обоих предыдущих случаях. Если вы не являетесь специалистом в области анатомии, физиологии и Аюрведе, не знакомы с мануальной терапией, то однозначно не стоит браться за таких новичков. Терапией (лечением) занимаются более компетентные люди. Но какие-то незначительные, не обостренные состояния можно исправить с помощью асан. Но лучше всего отправить его к специалисту, лучше к знакомому, за консультацией, чтобы избежать осложнений. Всегда помните об ответственности, которую берете на себя и о главном принципе работы – «Не навреди!»

Сейчас я не стану подробно останавливаться на разных вариантах ответов относительно огромной пользы йоги для оздоровления организма – это исключительно момент творческий и личный. Каждый себе выберет самое точное, на его взгляд, определение возможностей Йоги. И очень подробно остановлюсь на второй причине, потому как этот аспект считаю самым важным.

Все мы знаем, что люди задают вопросы от непонимания, незнания, неведения. И в этом смысле и я не являюсь исключением, потому что тоже ищу ответы на свои вопросы. Нас, как будущих инструкторов, а кого-то уже и нынешних, интересует, а в чем же суть 8-ми ступенчатой Йоги – Аштанга или Хатха-Йоги. Вроде все просто, на первый взгляд, как в матрешке, дойди до самой маленькой и все. 8 ступеней, дошел до 8-ой, освоил и стал йогом. Научился завязываться в узел, делать очень сложные асаны и управлять энергетическими потоками. Даже научился дыхание останавливать… И что?! Достиг Самадхи, и что?!

Те, кто приходит в Йогу, делают это по разным причинам, и возможно ответы будут не одинаковые, в чем-то схожие, а в чем-то различные. Для меня это самый глубокий философский вопрос и он действительно стоял. До какого-то времени.

Ответ я нашел в одном из величайших философо-поэтических произведений , одной из основных священных книг мира, квинтэссенции духовной мудрости Индии – Шримад Бхагавад-Гите (буквальный перевод – «Песнь Бога»). В ней Сам Господь, Шри Кришна, давая наставления Своему близкому спутнику Арджуне, раскрывает собственную природу, а также природу и предназначение человека и описывает способы достижения истинного совершенства и успеха в жизни. Автор «Бхагавад-Гиты как она есть» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада – принадлежит к духовной традиции, первым учителем которой является Сам Кришна. При этом его перевод и комментарий позволяют читателю понять «Бхагавад-Гиту» так, как её издревле понимают в самой Индии.

Необходимо сказать несколько слов об авторе, чтобы убрать все возможные сомнения по поводу его авторитетности, в этом вопросе. В 54 года Шрила Прабхупада отошел от семейной жизни, чтобы больше времени посвящать изучению и написанию духовной литературы. Он поселился в священном городе Вриндаване, где жил очень скромно в храме Радхи-Дамодары. В 61 год он полностью отрёкся от мира, приняв санньясу. За годы своей жизни Шрила Прабхупада выпустил более 50 томов переводов с комментариями и авторитетных изложений индийских классических трудов по философии и религии. Шедевром его работ можно по праву считать «Шримад – Бхагаватам» («Бхагавата – Пураны»), классическое произведение на санскрите, состоящее из 18 тысяч стихов. Произведения Шрилы Прабхупады составляют подлинную энциклопедию ведической культуры, философии, религии и литературы.

Вот как отреагировала президент Индии, Пратибха Девисингх Патил:

«Я с радостью узнала о том, что «Бхагавад-Гита как она есть» А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады переведена на 90 языков и распространяется по всему миру. Послание Господа Кришны, которое несет «Бхагавад-Гита», актуальна во все времена. Эта философия имеет огромное значение и ценность для современного общества, она способствует утверждению духовности, единства и мира на планете… Желаю «Бхагавад-Гите как она есть» огромного успеха».

Итак, я перехожу к непосредственному изложению сути моего вопроса. Мне пришлось очень сильно сократить материал. Еще раз хочу напомнить, что это лично мой взгляд на этот вопрос и, если кому-то он покажется неполным, то самостоятельно всегда можно вникнуть глубже.

Цитаты из «Бхагавад-Гита как она есть», глава 6.

Текст 1. Глава 6.

Верховный Господь сказал: Тот, кто не привязан к плодам своего труда, но действует, верный своему долгу, воистину отрекся от мира. Именно он – настоящий йог, а не тот, кто не зажигает огня и не исполняет своих обязанностей.

КОММЕНТАРИЙ: В этой главе Господь описывает практику восьмиступенчатой йоги, позволяющую обуздать ум и чувства. Однако обыкновенным людям, особенно в век Кали (последняя из Юг, Кали-Юга, временной период 430 000 лет), очень трудно заниматься этим видом йоги. Каждый в этом мире трудится чтобы содержать свою семью: никто не работает бескорыстно, не стремясь прямо или косвенно удовлетворить потребности своих чувств. Части тела работают на благо всего тела. Различные органы действуют не ради удовлетворения самих себя, а для того, чтобы удовлетворить потребности всего организма. Точно также человек, который трудится не ради себя, а ради удовлетворения Высшего Целого, – это совершенный санньяси , или совершенный йог.

Текст 3. Глава 6.

Говорится для того, кто только начал заниматься восьмиступенчатой йогой, средством достижения цели служит деятельность (карма), а для того, кто достиг совершенства, средством становится полное прекращение материальной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Процесс воссоединения живого существа со Всевышним называется йогой. Его можно сравнить с лестницей, ведущей к вершине духовного самопознания. На низшей ступени этой лестницы стоит тот, кто находится в обусловленном состоянии (обычные люди, то есть мы с вами), а поднявшись на высшую ступень, живое существо очищается от материальной скверны и осознает свою духовную природу. Ступени этой лестницы, соответствующие разным уровням духовного развития, носят разные названия. Но лестницу в целом называют йогой, разделяя её на три части: гьяна-йогу (путь познания Абсолютной Истины с помощью размышлений и философии), дхьяна-йогу (медитационная йога) и бхакти-йогу (йога преданного служения). Того, кто стоит на низшей ступени этой лестницы, называют йогарурукшу , а на высшей – йогарудха .

Приступив к практике восьмиступенчатой йоги, йог должен следовать определённым правилам, которые упорядочивают жизнь и выполнять различные асаны (физические упражнения), что поможет ему войти в состояние медитации. Эти занятия относятся к категории материальной деятельности. Они помогают привести в равновесие ум и обуздать чувства. А когда йог достигает совершенства в медитации, он прекращает всякую материальную деятельность.

Текст 4. Глава 6.

Говорят также, что йог достигает совершенства, когда, полностью избавившись от материальных желаний, перестаёт искать чувственных удовольствий и заниматься материальной деятельностью.

Текст 5. Глава 6.

С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом.

КОММЕНТАРИЙ: Цель йоги – обуздать ум и освободить его от привязанности к объектам чувств. Здесь особо подчеркивается, что ум необходимо приучить действовать так, чтобы он смог вытащить обусловленную душу из трясины неведения. В материальном мире живое существо находится во власти собственного ума и чувств. В Ведах сказано: «мана эва манушийанам каранам бандха-мокшайох бандхайа вишгайасанго муктйам нирвишайам манах» – «Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению. Поглощённый мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрезанный от этих чувств, освобождает его (Амрита-бинду-упонишад, 2)»

Текст 6. Глава 6.

КОММЕНТАРИЙ: Цель восьмиступенчатой системы йоги – обуздать ум и сделать его своим другом, который поможет исполнить предназначение человеческой жизни. До тех пор пока человек не обуздает ум, все его занятия йогой будут лишь пустой тратой времени. Когда же нам удается обуздать его, он добровольно соглашается исполнять указания Верховного Господа, находящегося в сердце каждого в образе Параматмы (Сверхдуша, форма духовного Господа Вишну, в которой Он находится в сердце каждого живого существа). Истинная йога дает человеку возможность ощутить присутствие Параматмы в своем сердце.

Текст 7. Глава 6.

Тот, кто обуздал ум, уже осознал Сверхдушу, ибо обрел умиротворение. Для такого человека не существует разницы между счастьем и горем, жарой и холодом, почетом и бесчестьем.

Текст 8. Глава 6.

Человек, который овладел истинным знанием и, применяя его на практике, обрел полное удовлетворение, считается осознавшим свое «Я» и называется йогом, или мистиком. Такой человек находится на духовном уровне и всегда остается невозмутимым. Он не видит различия между булыжником, галькой и золотом.

КОММЕНТАРИЙ из текста 59, главы 2, Краткое изложение «Б-Г»

До тех пор пока человек не достигнет духовного уровня, он не сможет полностью отказаться от чувственных удовольствий. Предписания шастр, ограничивающие эти удовольствия, можно сравнить с диетой, налагающей ограничения на употребление тех или иных продуктов. Однако нельзя сказать, что больному нравятся подобные ограничения или что у него пропадает вкус к запрещенным блюдам. Подобно этому людям лишенным высшего знания, шастры предписывают ограничить деятельность своих чувств с помощью духовной практики, такой как аштанга-йога , состоящей из ямы, ниямы, асан, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяна и самадхи .

КОММЕНТАРИЙ из текста 10, главы 6

Йог должен принимать только то, что благоприятно для его духовного развития, и отвергать все, что может ему помешать. Он также должен решительно избавиться от желания обладать излишними материальными вещами, которые лишь обременяют его, поощряя в нем собственнические чувства.

Тексты 11-12. Глава 6.

Для занятий йогой надо найти чистое уединенное место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв её оленьей шкурой и мягкой тканью. Сидение не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги.

Текст 3-14. Глава 6.

Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить свой мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью.

КОММЕНТАРИЙ: Высшей целью в жизни является Кришна, а цель йоги постичь – вишну-мурти (это полная экспансия Кришны) в своем сердце. Для этого полностью надо отказаться от половой жизни, поэтому йог должен уйти из дома и жить в уединенном месте, занимаясь йогой, как описано выше. Йогом невозможно стать, ежедневно предаваясь плотским утехам дома или в каком-нибудь другом месте и посещая занятия в так называемом обществе йоги.

Слова от себя: Хочу сразу всех успокоить, в практике йоги отказ от половой жизни не означает мгновенного отказа, это так же как Вы не сможете сразу научиться медитировать, к примеру. Но, при постоянной практике человек постепенно избавляется от полового влечения.

Текст 15. Глава 6.

Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царство Бога.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе ясно сформулирована конечная цель практики йоги. Йогой занимаются не для того, чтобы получить какие-то материальные блага, а для того, чтобы раз и навсегда покончить с материальным существованием. Согласно «Бхагавад-Гите», тот, кто практикует йогу, чтобы поправить здоровье или обрести те или иные материальные совершенства, не является йогом. Кроме того, прекратить материальное существование вовсе не означает полностью раствориться в некой мифической пустоте. В творении Бога нет пустоты. Прекратит материальное существование – значит войти в духовный мир, обитель Господа. В обители Господа не нужны ни солнце, ни луна, ни электричество. Все планеты духовного мира излучают свет, подобно солнцу в материальном мире.

Текст 15. Глава 6.

О, Арджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Кришна рекомендует йогам упорядочить свое питание и сон. Есть слишком много – значит, есть больше, чем нужно для того, чтобы поддерживать тело. Людям нет необходимости питаться мясом животных, так как природа дает им вдоволь зерна, овощей, фруктов и молока. Эта простая пища согласно «Бхагавад-Гите», является пищей в гуне благости (или саттвической), тогда как мясо – это пища в гуне невежества (или тамостическая).

От себя: все мы помним о трех гунах: в буквальном переводе с санскрита «веревка», а также «качество, свойство». Саттва-гуна – гуна благости; раджо-гуна – гуна страсти и тамо-гуна – гуна невежества. Это категории философии санкхьи. Гуны определяют образ жизни, мышления и деятельность души, на которую они влияют.

Йогой не способен и заниматься тот, кто искусственно воздерживается от еды, придумывая собственные правила голодания и поста. Человеку следует поститься только по указаниям шастр. Тот, кто слишком много ест, по ночам видит много снов и поэтому спит больше, чем необходимо. Тот, кто спит больше 6 часов, несомненно, находится под влиянием гуны невежества. Человек в гуне невежества ленив и любит долго спать. Он не способен должным образом заниматься йогой.

Тексты 20-23. Глава 6.

Когда йог достигает этой ступени совершенства, именуемой трансом или самадхи, его ум полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума он способен видеть свое истинное «Я», и оно становится для него источником радости и счастья. Обретая удовлетворение, йог своими духовными чувствами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает её и считает, что нет ничего, превыше её. Такой человек не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром.

Восьмиступенчатая система йоги и путь духовного развития

Каждый должен найти свой путь, двигаясь по которому он достигнет своей цели – цели своей жизни, своего рождения.

Один наш современник поставил перед собой цель стать профессором, он неустанно трудился, продвигаясь по лестнице научного познания. Достигнув ее вершины, став профессором, он умер (великая радость, как и великая печаль в равной степени делают уязвимым человека перед внезапной смертью). Речь же идет не о тех целях, которые ставит перед собой человек на пути своего материального благополучия или удовлетворения собственных амбиций. Человек может избегать страданий и делать вид, что стал счастливым, получив временные материальные блага, однако истинная цель жизни заключается не в этом. Мы должны обрести вечную жизнь и наслаждаться вечным счастьем. Вот высшая и единственная цель, ради которой нужно подвергать себя аскезе и проходить через всевозможные испытания. Чтобы получить освобождение, человек должен до конца очиститься от неестественных желаний. Душа не может полностью подавить в себе желания (практика искусственного уничтожения желаний даже более опасна, чем сами желания), но она должна преобразить их и направить в духовное русло. Иначе они снова и снова будут проявляться в форме различных стремлений к материальному наслаждению. Как утверждают йоги, воспевание святых имен Бога и медитация на них позволяют душе обрести истинное освобождение.

Ошо Раджниш рассказывал такую историю. Нищий сидел под деревом, а у богача поломалась машина. Водитель принялся ее чинить, и богач вышел из нее. Нищий наслаждался отдыхом под деревом. Было ветрено, солнечно и красиво, богач подошел, сел рядом с нищим и спросил: «Почему ты не работаешь?».

Нищий ответил: «Для чего?».

Богач почувствовал некоторое раздражение и сказал: «Когда у тебя есть деньги, у тебя может быть большой счет в банке».

Но нищий опять спросил: «Для чего?».

Богач почувствовал еще большее раздражение. Он сказал: «Для чего? Тогда в старости ты сможешь отойти от дел и отдыхать».

«Но, – сказал нищий, – я отдыхаю сейчас! Зачем дожидаться старости и заниматься всей этой чепухой – зарабатывать деньги, класть их в банк и в конце отдыхать? Разве ты не видишь? Я уже отдыхаю. Для чего же ждать?».

Йога – это действие, а не бездействие. Она различается в зависимости от положения живого существа.

«Конечная цель для души – высшая ступень духовного развития, духовная эволюция с целью разомкнуть цепь инкарнаций и окончательно перейти на божественный план бытия». Определить свою ступень следует по главным (доминирующим) признакам, которыми являются ваши отношения к тем или иным аспектам реальной жизни, выраженные в поступках и интересах. Йога огромна, а об основных ее направлениях будет рассказано ниже.

Карма-йога («карма» означает «деятельность») учит правильной трудовой деятельности, отношению к жизни. Путь карма-йоги кажется самым простым, но он, пожалуй, самый трудный. Чтобы ни выпало на нашу долю, мы должны терпеливо работать, выполняя свой долг, не со скрежетом зубов, не с проклятьями, а с радостью и улыбкой на устах. Тот, кто постиг значение кармы, будет всякую работу считать йогической практикой, для него не будет низменной работы. Карма-йог совершенно отказывается от личных мотивов, он не заботится о результатах своей деятельности, у него даже мысли нет, что кто-нибудь пользуется плодами его трудов. Вот почему этот путь является самым трудным.

Слово «карма» приобрело известность в нашей стране в конце прошлого столетия благодаря многочисленным трудам Лазарева, Свияша, Жикаренцева и многих других авторов, популяризаторов древневосточных учений. За короткий период времени оно вошло в лексику большинства людей. Любое событие в жизни люди стали трактовать через это понятие, при этом не вкладывая в него должное понимание, а лишь констатируя факт. Но карма – это не просто любая деятельность, это отношение к жизни и осознание процессов, происходящих в результате деятельности человека. Не стоит подходить к этому понятию столь обыденно и фривольно. За ним находятся процессы, дающие жизнь целым цивилизациям. Об этом мы подробнее поговорим дальше.

Хатха-йога иногда называется физиологической, она дает человеку власть над телом и силами природы, идеальное здоровье, долголетие и развивает много таких сил, которые у обычного человека не проявляются.

В настоящее время хатха-йога наиболее популярна в нашей стране. При этом большее внимание уделяется технике асан. Но лишь единицами дается ее истинное понимание. Подробнее об этом также будет рассказано далее.

Гьяна-йога (джняни-йога) – это йога знания, предназначенная для людей аналитического склада ума, которая ведет к пониманию истинного, вечного и единого. Это направление исходит из того, что главным препятствием к познанию истинной картины мира для человека является нахождение его сознания в 3-мерном пространстве.

Раджа-йога – это йога власти. Она также носит название «психологическая йога». Это царственная йога, самая высшая, она включает в себя воспитание и дисциплину ума, переносит сознание человека из обычного состояния до плоскостей сверхсознания. В своей основе она 8-ступенчатая (аштанга-йога). При этом первые 5 ступеней относятся к хатха-йоге, а остальные – это собственно раджа-йога.

Бхакти-йога – это воплощение религиозного пути, которое определяет возможность религиозного отношения к миру без суеверия и стремления к личному спасению.

Кундалини-йога – это основа всех видов йоги, сводящаяся к внутренней природе. Она дает методы особой психофизической тренировки, без которой занятия медитацией и, следовательно, достижение самадхи (сверхсознательного состояния) являются пустой тратой времени.

Мантра-йога – это использование мантр (специальных словесных формул), ежедневное многократное повторение которых в течение длительного времени приводит к пробуждению сверхсознательности.

Агни-йога (как считают некоторые адепты нашего времени) – это высшее откровение мудрости Востока для наступившей эпохи. Это учение для приобщения человечества к высшему миру, учение о будущей жизни. В отличие от священных писаний агни-йога дает не завуалированные, а прямые указания, как и что нужно делать, куда идти в начавшейся новой эпохе. Она представляет собой систему законов раскрытия человечества и ускорения его высшей эволюции.

Таким образом, существует одна большая йога, которая имеет различные аспекты для разных типов людей. Каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей, характера, физических данных и склада ума для практических целей должен применять не какое-то одно изолированное от других направлений, а их комбинацию.

Все направления йоги в конечном итоге должны привести к сверхсознанию, но оно невозможно без приведения кундалини к Сахасраре (7-й чакре, проецирующейся на вершине темени).

С этой точки зрения карма-, бхакти– и гьяна-йоги должны включать в себя методы кундалини-йоги для достижения конечной цели.

Человек активный и волевой в качестве психической основы выберет себе карма-йогу. Эмоциональный человек будет развивать чувство любви и предпочтет бхакти-йогу. Интеллектуальные личности предпочитают мышление, и им более подходит гьяна-йога.

Лайя-, мантра– и раджа-йоги также находятся в тесном переплетении друг с другом и кундалини.

Особого внимания заслуживает взаимная связь между хатха-йогой и раджа-йогой, тем более что в практической основе они малоразличимы.

Хатха-йога в большой степени имеет дело с физическим телом, но на завершающем этапе она немыслима без некоторых методов раджа-йоги. Последняя имеет дело с умом и психикой, но ее практическое освоение основывается на некоторых важных положениях хатха-йоги. Кундалини-йога объединяет их обе, но не полностью, разумеется.

Хатха-, кундалини– и раджа-йогам предпочитается традиционный 8-ступенчатый путь совершенствования: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана и Самадхи (аштанга-йога).

В «Йога-сутре» Патанджали (11, 30, 32) говорится о том, что не причинение вреда, правдивость, не присвоение чужого, воздержание и непринятие даров – это Яма. Внутреннее и наружное очищение, самообуздание, изучение и поклонение ишваре составляют Нияму.

Асана – это не ритмичные движения и не обычная гимнастика, а специальные позы (положения тела), основная особенность которых заключается в удержании их в течение определенного времени без усилий. Чем дольше удерживается поза, тем больший эффект она производит.

Пранаяма означает способ проникновения в тайну праны, или жизненной энергии, и овладение ею. Кто осознал прану, тот ощутил сердце космической жизни и активности.

Пратьяхара – это отвлечение от чувств. Как считают йоги, истинная духовная или внутренняя жизнь для человека начинается только тогда, когда он преуспевает в Пратьяхаре.

Чувства не могут действовать без помощи ума. Если отсоединить его от них, то отвлечение чувств произойдет автоматически.

Дхарана – это концентрация и сосредоточение. Индийские учители различают 2 вида концентрации: экзотерическая и эзотерическая. Экзотерическое значение заключается в сосредоточении духа на отдельной мысли, идее или действии, при этом внешние воздействия исключаются. Эзотерический же смысл концентрации означает сосредоточение духа на своем «я» или «я есть», а все мысли, относящиеся к телу, исключаются, остается лишь высшая область души.

Дхиана – это медитация, более высокая «плотность» мысли, направленная на определенный предмет. Медитация как метод характерна для всех направлений йоги:

– бхакти-йог размышляет об избранном божестве;

– раджа-йог – о высшей сущности природы;

– гьяни-йог – о своем «я»;

– хатха-йог – о чакрах.

Самадхи – это состояние сверхсознания, единение с богом. Оно не поддается описанию. Это полное блаженство, радость и гармония.

Карма-йога в конечном счете развивает силу воли и твердость, которые действуют на кундалини так же, как концентрация и медитация.

Хатха-йога воздействует на кундалини путем направления жизненных токов к различным центрам этой системы.

Раджа-йога и гьяна-йога усиливают и пробуждают кундалини путем развития концентрации.

Бхакти-йога пробуждает кундалини путем медитации, так как усиливающаяся любовь к божественному идеалу призывает кундалини.

Мантра-йога усиливает кундалини путем применения особых мантр в сочетании с концентрацией на чакрах.

В лайя-йоге пробуждение кундалини осуществляется путем последовательных концентраций на чакрах.

В основе любых названных выше методов лежат 2 процесса – познание и практика.

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. А практика – это материальное освоение человеком окружающего мира.

Знание всегда является идеальным образом действительности. А процесс познания весьма многогранен и различается:

1. По своей глубине, уровню профессионализма, использованию источников и средств:

– обыкновенные знания, которые присущи любому индивиду и не являются результатом профессиональной деятельности;

– научные знания, возникающие в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности.

2. По своим предметам:

– познание природы (естествознание);

– познание гуманитарных и общественных дисциплин;

– художественное познание;

– религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии и т. д.

Этот раздел мы начали с того, что человек должен определить свое место на лестнице духовного развития.

Затем вы определяете свои цели, задачи и пути продвижения вперед. Желательно записать их в свой рабочий дневник. Постарайтесь выделить как общие цели, направления и задачи, так и более конкретные, касающиеся сегодняшнего дня, недели, месяца или года. По мере продвижения вперед вам надо отслеживать их и анализировать, как меняются они, а с ними и вы сами.

Это необходимые этапы перед осознанием себя, к чему приводят различные виды йог. То есть сначала мы пытаемся размышлять прежде всего о себе, своем месте в обществе, своих действиях и побуждениях, анализируем наши желания и возможности и сравниваем с тем, что мы можем получить. Многие это называют техникой формирования событий своей жизни, но без анализа ее результатов, вы никогда не приблизитесь к более высоким ступеням развития. Во все, что вы делаете, необходимо вкладывать понимание «зачем». Не стремитесь писать очень много задач, нужно ко всему относиться реально, не стоит разбрасываться по пустякам.

Регулярность – это одно из важных качеств во всех действиях на пути духовного развития. Старайтесь быть как можно более целостными как в своих желаниях, так и в действиях. Работу следует проводить с определенным сосредоточением и концентрацией сознания.

Мы приводим разные схемы лестниц духовного развития для того, чтобы вам было легче ориентироваться в имеющейся литературе, описывающей различные направления йоги.

При изучении восточных учений приходит понимание глубины этих знаний. А их внешняя схожесть порой не имеет ничего общего с внутренним содержанием.

Йога – это практика, позволяющая человеку обуздать свои ненасытные чувства и сосредоточить ум на божестве. В «Бхагавадгите» (2.48) говорится: «О Арджуна, выполняй свой долг невозмутимо без привязанностей, не беспокоясь о победе или поражении. Такое умение владеть собой называют йогой». Только йога поможет человеку избавиться от стремления господствовать над миром. Процесс воссоединения живого существа с высшим божеством называется йогой. Его можно сравнить с лестницей, ведущей к вершине духовного самопознания. На низшей ступени этой лестницы стоит тот, кто находится в обусловленном состоянии, а поднявшись на высшую ступень, живое существо очищается от материальной скверны и осознает свою духовную природу. Ступени этой лестницы, соответствующие разным уровням духовного развития, носят разные названия. Но лестницу в целом называют йогой, разделив на 3 части:

– гьяна-йога (джняни-йога);

– дхьяна-йога;

– бхакти-йога.

Низшую ступень лестницы называют йогарурукша, а высшую – йогарудха.

Йогарурукша – это начальная стадия, на которой предписанные обязанности важны для того, чтобы постепенно очистить человека от желания наслаждаться результатами.

Йогарудха – это такая ступень, когда человек, избавившись от желаний, побуждающих к деятельности ради результата, отходит от активных обязанностей и предается размышлениям и медитации.

«Полностью отрешившись от объектов чувственного восприятия, сосредоточив взор на межбровье, уравновесив в ноздрях вдох и выдох и остановив дыхание, йог, стремящийся к освобождению, укрощает таким образом свой ум, чувства и разум и избавляется от желаний, страха и гнева. Тот, кто всегда пребывает в таком состоянии, безусловно, освобожденная душа» («Бхагавадгита», 5.28).

Древний мудрец Патанджали, живший во II веке до нашей эры, собрал йогическое знание, систематизировал его и изложил в «Йога-сутре». Но он изложил свои сутры на языке, уровне знаний и категорий мира, в котором он жил, поэтому сейчас его мысли трудно доступны обыкновенному человеку. Свами Вивекананда сумел прокомментировать труд Патанджали и представить его в доступной форме для современного человека. Тот, кто решит по-настоящему заниматься йогой, должен помнить, что это очень точная наука, требующая огромных сил. Согласно Патанджали, «йога является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы». Анни Безант утверждала: «Йога есть прекращение функции ума, то есть такое состояние, когда действует высшее человеческое сознание».

Приступив к практике 8-ступенчатой йоги, йог должен следовать определенным правилам, которые упорядочивают жизнь, и выполнять различные физические упражнения, что поможет войти в состояние медитации. Эти занятия относятся к категории материальной деятельности. Они помогают привести в равновесие ум и обуздать чувства. А когда йог достигает совершенства в медитации, он прекращает всякую материальную деятельность. «Говорят также, что йог достигает совершенства, когда, полностью избавившись от материальных желаний, перестает искать чувственных удовольствий и заниматься материальной деятельностью» («Бхагавадгита», 6.5). Йог, не знакомый с бхакти-йогой, вынужден механически подавлять в себе материальные желания, прежде чем достигнуть высшей ступени йогической лестницы.

Успех в практике йоги приходит только тогда, когда человек достигает связи с Параматмой (сверхдушой, формой верховного божества Вишну, в которой он находится в сердце каждого живого существа), что является непосредственным результатом контроля ума. Последнее имеет первостепенное значение в практике йоги. Неконтролируемый ум будет медитировать на удовлетворение чувств и стимулировать материальное сознание.

«С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и ее врагом» («Бхагавадгита», 6.5).

Йога имеет своей целью обуздать ум и освободить его от привязанности к объектам чувств. «Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению. Поглощенный мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрешенный от этих объектов, освобождает его» («Амритабинду-упанишада», 2).

Цель практики 8-ступенчатой системы йоги – обуздать ум и сделать его своим другом, который поможет исполнить предназначение человеческой жизни. До тех пор пока человек не обуздает ум, все его занятия йогой будут лишь пустой тратой времени. Каждое живое существо по своей природе призвано исполнять указания свыше. Пока ум остается «непокоренным врагом», мы вынуждены подчиняться диктату вожделения, гнева, алчности, иллюзии и т. д. Обуздав его, человек исполняет указания верховного божества, находящегося в сердце каждого в образе Параматмы. Истинная йога дает человеку возможность ощутить его присутствие в своем сердце и начать действовать, повинуясь его воле.

Ум, который следует диктату чувств, ведет человека к кармической деятельности и поэтому является злейшим врагом живого существа. Ум, который следует повелению Параматмы, ведет человека к самоосознанию, а следовательно, он является лучшим другом живого существа.

«Глубоко осознанное знание о сверхдуше делает человека полностью отрешенным от положения, в которое его ставят чувства («Бхагавадгита», 6.8–9). Когда оно приходит, человек начинает одинаково относиться ко всем объектам: он не видит разницы между галькой и золотом. Когда осознание сверхдуши становится глубже, человек начинает нейтрально относиться ко всем людям: он одинаково видит друзей и врагов, хорошее и плохое. Освобождение и рабство определяются не деятельностью, а сознанием, с которым эта деятельность совершается.

Отречением является отказ не от деятельности, а от привязанности к ее плодам. Отречение от деятельности без необходимой подготовки, знания и очищения приведет к краху на пути духовного осознания. Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, незрелый неофит, вставший на путь отречения, будет заниматься греховной деятельностью, так как он еще привязан к самой деятельности («Бхагавадгита», 3.7, 4.45).

Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, человек лишает себя возможности постепенного очищения от образа мыслей наслаждающегося. Если в сердце такого человека возникает желание действовать ради плодов, у него не будет подлинного пути для удовлетворения этого желания в рамках религии. Он подвергается огромному риску, так как может прибегнуть для этого к неблагочестивым средствам. Отречение от деятельности – это не средство очищения, а его результат. Душа активна по своей природе, поэтому отречение от деятельности в принципе невозможно. Напротив, человеку следует действовать на уровне чистоты.

Путь бездействия (санкхья-йога) и путь действия (карма-йога) взаимно зависимы и не противоречат друг другу.

Философский анализ (санкхья-йога) косвенным образом приводит человека к бхакти и помогает осознать свою духовную природу. Затем человек может осознать свою связь с всевышним божеством. Метод бхакти (буддхи-йога или карма-йога) означает деятельность на уровне осознания своей духовной связи со сверхдушой.

Хотя санкхья-йога и буддхи-йога – это 2 направления одного и того же пути самоосознания, но последняя является высшим методом благодаря своей практичности. Под понятием «буддхи-йога» подразумевается связь с божеством через разум.

Сосредоточив свой разум на концепции души, человек больше не будет действовать ради получения плодов своей деятельности, связанных с телом. Он будет продолжать действовать, но уже в настроении отречения от материальных результатов (нишкама-карма), что дает истинное понимание святости. Человека связывает не сама деятельность, а сознание, с которым он выполняет ее: он будет свободен от зависимости, если в своих действиях будет руководствоваться представлениями о вечном и духовном «я».

Лестница йоги в «Бхагавадгите» представлены следующими ступенями.

Карма-канда («деятельность ради плодов») – это удовлетворение чувств с соблюдением определенных правил, которое приводит основную массу людей к религиозности. Карма-канда различными способами очищает практикующего ее:

– она заставляет человека следовать правилам, которые приведут его к отрешенности, благоприятствующей знанию;

– она приводит человека к Ведам, которые содержат также разделы «гьяна» (знание) и «упасана» (отречение);

– совершение ягьи (жертвоприношений) и получение результатов дают ему веру в шастры (священные писания);

– это приводит человека к общению с садху (святыми людьми, мудрецами), которые могут дать ему знания. Встав на путь познания Вед и обретя веру, человек естественным образом придет к изучению разделов «гьяны» и «упасаны», так как удовлетворение чувств в рамках карма-канды неизбежно приведет его к полному разочарованию.

Сакама-карма-йога – это деятельность из желания отречься от плодов своего труда. Из-за слишком длительного потакания своим материальным желаниям человек привязан к некоторым из результатов своей деятельности, но постепенно он продвигается к стадии полной отрешенности.

Нишкама-карма-йога представляет собой деятельность без привязанности к плодам своего труда, но с привязанностью к самой деятельности как к таковой. Ее достижение приводит к следующей ступени.

Гьяна-йога – полное отречение от желания действовать и плодов деятельности: человек может отречься от всех обязанностей и полностью посвятить себя изучению философии.

Бхакти-йога может пронизывать все стадии, кроме карма-канды, но она обычно не проявляется полностью до тех пор, пока не разовьется глубокое осознание, характерное для стадии гьяны. «Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он нашел, что Я – причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко» («Бхагавадгита», 7.19).

Последняя ступень представляет собой совершенство йоги. Это не просто процесс очищения, это также и цель очищения, вечное положение живого существа. В «Бхагавадгите» (6.37–45) Кришна говорит, что нет потерь для того, кто встал на путь, ведущий к трансцендентному, на пути духовной жизни нет потерь и утрат. Согласно уровню своего духовного развития в момент смерти йог достигает такого положения, в котором он без усилий сможет продолжать свое духовное развитие с прежнего уровня. Тот, кто недавно практикует йогу, отправляется на высшие планеты, чтобы осуществить оставшиеся у него материальные желания. Затем он рождается в аристократической семье или семье, занимающей хорошее положение, живя в которой, он сможет возобновить практику йоги без всяких препятствий. Тот, кто практикует йогу уже долгое время, но еще не достиг совершенства, рождается в семье, где занимаются духовной практикой. Он чувствует непроизвольное влечение к возвышенным принципам йоги и успешно завершает свое самоосознание.

Кришна в 12-й главе «Бхагавадгиты» отвечает на вопрос «Как совершать преданное служение?», принимая во внимание то, что не все люди готовы сразу же приступить к практике высшей формы чистого преданного служения. Он предлагает пути постепенного возвышения, ведущие к этой цели.

Бхакти-йога – это постепенный процесс развития привязанности к божеству, идущий одновременно с отречением от материального мира.

Хотя карма-йога и считается самой низшей ступенью к лестнице йоги, Кришна говорит, что она лучше медитации, так как она более практична, поскольку не беспокоит ум суровыми и трудновыполнимыми требованиями, направленными на отречение. Для обозначения этой практики (описанной в текстах 10 и 12) существует специальный термин – «карма-мишра-бхакти». Тексты 8 и 9 относятся к сфере чистого преданного служения, тогда как тексты 10 и 12 – к смешанному преданному служению. 9-й и 10-й тексты относятся к сфере вайдхи-бхакти, пути следования регулирующим принципам бхакти-йоги (прямой путь). Косвенный же путь представлен в стихах 11 (отречение от результатов деятельности, не связанное с бхакти) и 12 (медитация и развитие знания). Поведав о том, что человек, который постоянно медитирует на Кришну, несомненно достигнет его, Кришна объясняет теперь, как медитировать на него («Бхагавадгита», 8.8-13). При этом он упоминает о йога-мишра-бхакти (практике преданного служения, смешанной с аштанга-йогой).

Памятование о Кришне означает медитацию на его качества. Это важный момент, потому что снова и снова подчеркивает превосходство личности Кришны. Качества исходят из личности, а не из пустоты («Бхагавадгита», 8.9). Постоянная практика йоги дает человеку силу сосредоточить свой ум на Кришне, готовясь к критическому моменту жизни – к смерти («Бхагавадгита», 8.10–11). В сравнении с такими видами йоги, как шат-чакра-йога и чистая бхакти-йога, это наилучший путь, так как он наиболее доступен для всех классов людей. Поскольку строгое следование практике йоги ведических времен недоступно для людей нашего века, то бхакти (особенно повторение святых имен Кришны) является наиболее действенным средством очищения. Практика гьяна-йоги и аштанга-йоги требует многочисленных материальных качеств, в то время как повторять святые имена может кто угодно и где угодно («Бхагавадгита», 8.11–13).

В гьяна-йоге и аштанга-йоге способность человека духовно развиваться напрямую зависит от наличия у человека таких качеств, как знание и отречение, а также благоприятной ситуации для практики. В бхакти единственно, что необходимо, – это искреннее желание духовно развиваться. Для бхакти не существует материальных препятствий. В «Бхагавадгите» (11.66) говорится, что тот, кто хочет практиковать чистую преданность, не нуждается ни в каком предварительном очищении, Бхакти-йога сама по себе в высшей степени очищает.

Стремящийся к совершенству трансценденталист может думать, что он не готов заниматься прямым поклонением божеству. Он может почувствовать, что ему нужно практиковать какую-нибудь другую форму возвышения, а только затем прийти к непосредственному преданному служению. Но в этом нет необходимости. Когда человек искренне практикует бхакти-йогу, Кришна сам берет на себя ответственность за исправление недостатков в преданном. Все формы религии, йоги (связи) и дхармы (долга) предназначены для постепенного возвышения человека до его вечного положения преданного слуги верховного божества. Следовательно, не следует избегать непосредственного служения Кришне под предлогом других религиозных и общественных обязанностей.

Люди, трудящиеся только ради наслаждения чувств, не могут считаться йогами. Настоящие йоги – это карма-йоги, гьяна-йоги, аштанга-йоги и бхакти-йоги. В сущности, они равны, хотя имеют разные названия. Процесс йоги похож на лестницу, поднимаясь по которой, человек достигает Абсолютной Истины. 1-я ступень этой лестницы – нишкама-карма, или отказ от плодов труда. Когда к этому добавляются знание и аскетизм, такой процесс называется гьяна-йогой, и он является 2-й ступенью лестницы. Когда к ней присоединяется медитация на верховное божество, человек достигает 3-й ступени – Аштанга-йоги. Когда, наряду с Аштанга-йогой, практикуется любовное преданное служение верховному божеству, она превращается в бхакти-йогу.

Те, кто желает самого лучшего для человечества, избирают путь йоги. Чтобы достичь успеха в этом, необходимы решимость и строгое следование дисциплине на каждой ступени. Когда человек утвердился на какой-либо из них, он должен оставить привязанность к данному виду практики и подняться на следующую ступень. Те, кто по какой-либо причине не может достичь вершины лестницы и останавливается на одной из ступеней, получают результаты именно этой ступени.

Судьба различных йогов после смерти описана в «Бхагавадгите» (8.69). Кришна говорил: «Осын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни. Поэтому, о Арджуна, ты должен всегда думать обо Мне в образе Кришны и в то же время сражаться, исполняя свой долг. Посвящая Мне все свои действия и держа ум и разум сосредоточенным на Мне, ты непременно достигнешь Моей обители. Думай обо Мне как о всеведущей, старейшей Верховной Личности, как о владыке вселенной, как о том, кто меньше мельчайшего и кто поддерживает все мироздание; как о том, кто выше всех материальных представлений, кто непостижим и кто всегда остается личностью; как о том, кто сияет словно солнце, кто запределен материальному миру».

В 10-м тексте речь идет о дхьяна-йогах: «Тот, кто в момент смерти направляет жизненный воздух в межбровье и, обуздав с помощью практики йоги свой ум, сосредоточивает его на верховном божестве, думая о Нем с любовью и преданностью, непременно достигнет обители Верховной Личности Бога».

Жизнь является своего рода подготовкой к заключительному экзамену – смерти. Тот, кто выдерживает его, отправляется в духовный мир. В момент смерти йог закрывает двери своих чувств, и этот процесс называется Пратьяхара. Слух его сконцентрирован на слоге «Ом», который звучит внутри. Другие чувства также оторваны от внешних объектов. Он концентрирует свой ум на Вишну, находящемся в сердце. Отрешившись таким образом от объектов чувств и сосредоточив ум, он концентрирует жизненный воздух в области темени и решает, куда ему пойти.

Существует бесконечное множество планет, за которыми находится духовный мир. Йоги получают знания о них из Вед. Чтобы достичь высших планет, человек должен сформировать определенный тип тела, в котором он сможет жить на одной из них. Мы не можем достичь их искусственными, материальными методами, поскольку, чтобы жить на них, нужно иметь соответствующее тело. На высших планетах продолжительность жизни значительно выше, чем на Земле, но даже там рано или поздно приходит смерть. И только в духовном мире человек полностью освобождается от всех страданий.

Целью практики шат-чакры-йоги является медитация, позволяющая поднять жизненный воздух к голове, проведя его через 6 чакр. В результате человек достигает совершенства в дхьяна-йоге и может перенестись на высшие планеты.

«Великие мудрецы, которые овладели знанием Вед, отреклись от мира и произносят омкару (слог Ом или Аум), входят в Брахман. Тот, кто стремится к этому совершенству, должен хранить безбрачие» («Бхагавадгита», 8.10–11).

Далее в общих чертах будет описана практика йоги, с помощью которой можно освободиться из материального плена. Йог должен полностью прекратить деятельность чувств, закрыв все врата тела, сосредоточив ум на сердце и подняв жизненный воздух в верхнюю часть головы, он должен войти в состояние транса. Он должен научиться управлять органами познания – глазами, ушами, носом, языком и органами осязания – и никогда не позволять им действовать ради собственного наслаждения. Тогда он сможет сосредоточить ум на сверхдуше в сердце и поднять жизненную силу в верхнюю часть головы.

«Если тот, кто неустанно занимается этой практикой йоги и произносит священный слог «Ом», высшее сочетание букв, будет, покидая тело, помнить Меня, он непременно попадет на планеты духовного царства» («Бхагавадгита», 8.13).

Дхьяна-йоги, концентрирующие ум на Кришне, могут достичь Голоки Вриндавана (вечно обители Кришны) и стать деревом или травой, то есть обрести свою сва-рупу (истинную природу) в шанта-расе – нейтральных взаимоотношениях с Кришной. Люди, не признающие верховное божество как личность, никогда не смогут стать жителями духовных планет. Они остаются в сиянии брахмаджьоти. Имперсоналисты сливаются с духовным бытием, но тем не менее сохраняют индивидуальную природу, поскольку душа по своему положению является индивидуальностью.

Изначально мы обладаем качествами «сат-чит-ананда» – вечности, знания и блаженства. Те, кто входит безличное брахмаджьоти, не могут остаться там вечно, думая: «Ну наконец-то я слился! Теперь я един с Брахманом». В брахмаджьоти присутствуют качества вечности и знания, однако блаженства там нет. Хотя индивидуальное живое существо остается в брахмаджьоти, как бы сливаясь с ним, «оно похоже на попугая, спрятавшегося в кроне дерева», следовательно, оно сохраняет свою индивидуальность.

В «Шримад-Бхагаватам» (10, 2.32) говорится: «О, лотосоокий Господь, хотя непреданные, совершающие суровые аскезы, чтобы достичь высшего положения, могут почувствовать себя освобожденными, их разум нечист. Они падают вниз с этого мнимого пьедестала величия, поскольку далеки от твоих лотосных стоп». Имперсоналисты подобно космонавтам в поисках неизвестной планеты. Но, даже найдя ее, они не могут долго оставаться на ней, поэтому они вынуждены возвращаться на Землю. Находясь в этом мире, они должны научиться любить бога и преданно служить ему, только в этом случае мы сможем войти в духовный мир.

«Все планеты материального мира, от высшей и до низшей, – это юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, осын Кунти, уже никогда не родится здесь» («Бхагавадгита», 8.16).

«То, что ведантисты называют непроявленным и нетленным, то, что именуют высшей целью, то место, достигнув которого живое существо никогда не возвращается в материальный мир, – это Моя высшая обитель» («Бхагавадгита, 8.21). В Ведах («Катха-упанишада», 1.3.11) говорится, что обитель верховного божества выше всех миров и что она является высшей целью каждого. «Олучший из Бхарат, сейчас Я расскажу тебе о периодах, в которые йоги покидают тело. От того, в какой период йог покинул тело, зависит, вернется он в этот мир или нет» («Бхагавадгита», 8.23).

То есть те, кто идет путем карма-йоги, гьяна-йоги или хатха-йоги, должны покидать тело в строго определенное время, так как от этого будет зависеть, вернутся они в мир рождения и смерти или нет. «Те, кто познал Верховный Брахман, смогут войти в Него, если покинут тело днем, в период, которому покровительствует божество огня и света, в течение 2 недель, когда луна растет, и в течение 6 месяцев, когда солнце движется в северном полушарии. Йог, покинувший тело ночью, в период, которому покровительствует божество дыма, в течение 2 недель убывающей луны и в течение 6 месяцев, когда солнце движется в южном полушарии, достигает Луны, но затем возвращается на Землю».

«В Ведах описаны 2 пути ухода из этого мира: светлый и темный. Тот, кто уходит светлым путем, больше не возвращается сюда, тот же, кто уходит во тьме, будет вынужден вернуться» («Бхагавадгита», 8.24–26).

В 3-й песне «Шримад-Бхагаватам» Капила Муни говорит, что люди, преуспевшие в кармической деятельности и совершившие все необходимые жертвоприношения, после смерти отправляются на Луну. Там эти души живут 10 000 лет и наслаждаются жизнью, вкушая райский напиток сома-раса. После этого они возвращаются на Землю.

В «Чхандогья-упанишаде» (5.10.3–5) описывается, что те, кто с незапамятных времен занимается кармической деятельностью и философскими изысканиями, вынуждены постоянно переселяться с одной планеты на другую, пока они не достигнут уровня бхакти. «Человек, вступивший на путь преданного служения, не лишается благ, которых достигают изучением Вед, подвижничеством, жертвоприношениями, раздачей милостыни, философскими изысканиями и благочестивой кармической деятельностью. Просто служа Господу, он обретает плоды всех этих видов деятельности и в конце жизни попадает в вечную обитель Господа» («Бхагавадгита», 8.28).

На страницах «Бхагавадгиты» вы найдете информацию о том, что Кришна рассказал Арджуне о разных формах знания и религии: он открыл ему знание о Верховном Брахмане, знание о сверхдуше, рассказал о различных сословиях общества и ступенях духовного развития, об отречении от мира, а также объяснил, как освободиться от материальных привязанностей, обуздать чувства и ум, рассказал о медитации и т. д. Иначе говоря, он поведал ему об очень многих формах религиозной практики и в заключение сказал: «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» («Бхагавадгита», 11.66).

Существует много религиозных систем и методов очищения сознания: можно заниматься философским поиском истины, медитацией и мистической йогой, но тому, кто предался верховному божеству, нет нужды прибегать ко всем этим методам. Но при кажущейся простоте метод бхакти одновременно очень сложен, так как доступен очень возвышенным личностям, не имеющих ложного отождествления себя с божеством и т. д.

Цель гьяна-йоги – постижение безличного сияния Брахмана, хатха-йога помогает осознать локализованный личностный аспект Абсолютной Истины (Параматму), а практика бхакти-йоги дает возможность полностью постичь Верховную Личность Бога, именно она дает то блаженство, которое может испытать человек, будучи здесь, на Земле. Познав различие методик, вы увидите то, что за ними всеми находится.

Абсолютная Истина может быть постигнута лишь теми, кто стремится ее постичь. Йога – это не цель, а средство ее постижения. Желаем вам удачи на вашем пути.

Вместо заключения: взгляд со стороны российского духовного искателя. Это книга будет не полной, если не посмотреть на систему Малахова с другой - духовной - стороны.Взгляд на систему Г.П. Малахова со стороны российского духовного искателя согласился представить

Из книги АнтиМалахов. Система оздоровления: За? , Против? автора Алексей Валентинович Фалеев

Вместо заключения: взгляд со стороны российского духовного искателя Это книга будет не полной, если не посмотреть на систему Малахова с другой - духовной - стороны.Взгляд на систему Г.П. Малахова со стороны российского духовного искателя согласился представить

Из книги Су Джок для всех автора Пак Чжэ Ву

Глава IV. Двойная система соответствия голове. Система "насекомого". Минисистема Двойная система соответствия головеНа пальцах кистей и стоп располагаются две системы соответствия голове: система "типа человека" и система "типа животного".Система "типа человека".Граница

Из книги Лечение постом, молитвой и заговорами автора Геннадий Петрович Малахов

Подробно о молитве как самом важном средстве духовного исцеления О молитве Молитва - это обращение человека к Богу, ангелам, святым, природным силам, предкам. Она является могучим средством, просветляющим и укрепляющим духовную сферу человека и тем способствующим его

Из книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике автора Наталья Ольшевская

351. Медитация первая: поводырь души – найти своего духовного проводника В качестве самого первого медитативного опыта необходимо представить своего духовного поводыря, способного поддержать вас во время путешествия в глубь души. Духовный проводник может сопровождать

Из книги Боль в твоем сердце автора Лууле Виилма

Тело – зеркало духовного развития Природу человеческого здоровья можно толковать по-разному. Существует масса учений и учителей, и их число все растет. Речь идет не о школьных учителях, которые учат нас очень многому, ибо считают, что дети глупы. Речь идет о духовных

Из книги В поисках источников личной силы. Мужской разговор автора Валерий Синельников

Путь развития мужчины У каждого мужчины есть два пути развития:1. Путь совершенствования в паре. Это путь семьи, путь Рода. Путь заманчивый, интересный и опасный одновременно. Не все мужчины прошли по этому пути. Многие свернули с него, сдались, не смогли постичь и раскрыть

Из книги Всё будет хорошо! автора Луиза Хей

Первый эмоциональный центр - костная система, суставы, кровообращение, иммунная система, кожа Здоровое состояние органов, связанных с первым эмоциональным центром, зависит от ощущения безопасности в этом мире. Если вы лишены поддержки семьи и друзей, которая вам

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Екатерина А. Виноградова

Мудра «Обретения духовного знания» Найдите возможность почувствовать себя в гармонии с окружающим миром и без напряжения переплетите кисти рук в изображенную позицию, неслучайно в индийской символике именно этот жест предназначен для того, чтобы давать обещание,

Из книги Живые капилляры: Важнейший фактор здоровья! Методики Залманова, Ниши, Гогулан автора Иван Лапин

Система Ниши – еще одна система восстановления капилляров Залманов – не единственный человек, который пришел к мысли о важности капилляров. Японский инженер Кацудзо Ниши, последовав вслед за Залмановым, создал свою методику здоровья, основанную на работе с

Из книги Справочник окулиста автора Вера Подколзина

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ И ПУТЬ ЗРАЧКОВОГО РЕФЛЕКСА Анатомическая структура зрительного пути достаточно сложна и включает в себя ряд нейронных звеньев. В пределах сетчатки каждого глаза – это слой палочек и колбочек (фоторецепторы – первый нейрон), затем слой биполярных (второй

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Духовная йога

Описание

Освоение 1-й ступени Духовной йоги: 1) непричинение вреда (на каждом плане); 2) правдивость перед всеми живыми существами (т. е. не имеешь право раскрыть рот, если своим словом причинишь вред); 3) недопущение воровства (на всех планах); 4) недопущения раздражения (астральный план); 5) недопущение алчности (ментальный план). 3. Освоение 2-й ступени Духовной йоги: 1) содержание всех своих тел в чистоте; 2) смирение – выполнение кармических и мирских обязанностей; 3) огненное устремление – преодоление всех трудностей и испытаний, препятствующих в продвижении по эволюционному пути; 4) Духовное чтение – усвоение и понимание истин изложенных в Ведах, Библии, Тайной Доктрине и Вневременной Мудрости, переданной человечеству Иерархией Света через Алису А. Бейли; 5) Преданность душе – главный Бог в человеке это его душа (душа говорит через совесть), хочешь познать Бога, познай самого себя; царство божье внутри нас, хочешь изменить мир – измени самого себя, выполняя 1-ю и 2-ю ступени Духовной йоги. 4. Стать независимым от 9 зол: 1) комфорта; 2) денег; 3) примитивного секса; 4) страха; 5) ненависти; 6) жажды власти; 7) гордыни; 8) отделенности; 9) жестокости. Поставить все на свое место, личность должна на всех планах подчиняться душе. Лошадь (душа) впереди, а телега (материальный мир) сзади, т.е. материальный мир должен служить человеку, а не наоборот. 5. Научить поддерживать свои 4 тела в чистоте через практики Духовной йоги и установление практическое, осознанной связи со своей душой, Царством душ во главе с Христом и Иерархией света (нашими старшими братьями). (см. раздел «Основы духовной йоги»). 6. Изменить образование в соответствии с 1-5 задачами. Образование должно быть 3-х, 4-х ступенчатым в зависимости от эволюционного развития души, с индивидуальным подходом к каждому человеку. Развитие: 1) инстинктивных способностей ребенка (от 1 до 7 –ми или 10 лет); 2) ментальных способностей, низшего ума (от 7 до 14 или от 10 до 20 лет); 3) высшего ума (от 14 до 21 или от 20 до 30 лет); 4) высших интуитивных способностей (от 21 до 28 лет). 7. Максимально возможно подготовить человечество к приходу 6-й расы (интуитивных духоразумеющих людей), к установлению Царства Божьего на Земле. Наладить телепатическое общение между 4-м (человеческим царством) и 5-м царством душ (Иерархией света во главе с Христом). На земле существует 7 царств: 1) царство минеральных жизней; 2) царство растительных жизней; 3) царство животных жизней; 4) царство человеческих жизней; 5) царство душ во главе с Христом; 6) царство планетарных жизней; 7) царство Солнечных жизней. Участник Возрождения Духовной йоги на планете Земля для выполнения 4-й задачи Духовной йоги освой и постоянно владей практиками Духовной йоги. Практики Духовной йоги - это овладение 7-ю каналами: 1) «Личный канал» – позволяет снять кармические привязки и избавиться от разного рода астрально- ментальных сущностей (болезней); 2) «Доброе утро Иерархия Света» - утренняя гимнастика под управлением собственной Души; 3) «Энергия Кундалини человеку в Эпоху Водолея» - это синтез аэробики, хатха-йоги и других йог в автоматическом режиме под управлением Души. Занятия проводятся по собственному выбору – дома, в лесу, на лугу и т.д.; 4) «Блок» - чистка своих тонких тел (астрального, ментального и эфирного) под управлением Души от разного рода порчи, сглаза и колдовства. 5) «Жар-птица» - канал для чистки и защиты (экран) помещений на астральном и ментальном планах от негативных сгустков энергии и всяких астральных сущностей (полтергейст); 6) «Бумеранг» - канал для отражения атак «темных сил», как прямых, так и через разного рода колдунов, шаманов; 7) «Согласие» - канал для решения вопросов в мирской жизни, используя главную энергию нашей Солнечной системы – Любовь и Добро. Духовная йога предлагается всем людям Доброй Воли независимо от их политических и религиозных убеждений. Срок обучения 1 этапа 40 дней. Освоивший мудрость Духовной Йоги забудет дорогу в медицинские учреждения и аптеки, а откроет дорогу к Высшей Эволюции - Эволюции своей Души.

Хатха-йога — один из путей йоги, духовной практики. Дословный перевод термина: «йога силы». Йога означает союз, слог Ха относится к женской энергии Луны, а слог Тха относится к мужской энергии Солнца. Это означает объединение этих двух аспектов.

С одной стороны — интуиция, связанная со способностью принимать, воображать и правое полушарие головного мозга. Причина, логика, оценка и левое полушарие головного мозга с другой стороны. Чтобы сбалансировать эти два аспекта, хатха-йога предлагает такие методы, как асаны (физические позы) и пранаямы (система дыхания), которые очищают наше тело, восстанавливая равновесие для всех систем (нервной, пищеварительной, эндокринной) физического тела.

Сознательная синхронизация движения тела и дыхания значительно снижает уровень стресса. Помогает повысить умственную ясность, лучше управлять эмоциями, позволяя нам лучше относиться к другим людям. И для тех, кто хочет этого, йога открывает дверь воссоединения с душой.

Этот тип йоги известный своей практикой асанов или позы тела, которые придают упругость и эластичность мышц. Он был создан в пятнадцатом или шестнадцатом веке йоги Суатмарамой, основанной на тантрических агамах, в отличие от рая-йоги (которая основана на Упанишаде).

Лучший интегральный тренинг для тела

Рассматриваемая «Йога Силы» определяется многими людьми как соединение «ха» (солнца) и «та» (луна), придавая смысл интеграции противоположностей в полный союз, который и есть йога. Хатха-йога имеет в качестве основной цели идеальный союз и координацию ума, тела и духа. Это медленная, динамичная и нежная практика, сосредоточенная на позах и простых движениях, в которых ритм одной позы ведет к другой. Этот тип йоги идеален для новичков.

Комплекс занятий включает позы (асаны), контроль дыхания (пранаямы), замки (бадха) и жесты руками (мудры). Хатха-йога считается основой многих других направлений йоги: Аштанга, Бикрам и Кундалини , составляющие самую популярную систему развития человека на планете, учитывая ее бесчисленные преимущества для здоровья, жизнеспособности и координации ума, тела и духа.

Хатха-йога что это?

Пять важных вариантов:

  • Бхакти, которая является стилем преданности и любви;
  • Джнана, специально для знания;
  • Карма, предназначенная для разработки инструментов и опыта для освобождения;
  • Раджа, ментального порядка;
  • Хатха сватмарама, которая содержит серию асан, методы дыхания и много медитации.

Стиль хатхи в школах йоги во всем мире варьируется. В настоящее время он имеет классическую основу других стилей: Айенгар, Ашханга, Кундалини и Бикрам. Каждый стиль отличается разными подходами, но все они имеют одинаковую философию, концентрируя намерение практики на здоровье, жизнеспособности тела и духа в связи с ментальным контролем.

Практика создавалась в пятнадцатом веке добродетельным Сватмарама и основана на йоге Патанджали. Встречается в тантрических текстах или амфорах, Хатха известна практикой позы тела, которая способствует упругости и эластичности мышц и генерирует в теле равновесие.

Создает гибкость и контроль над энергией благодаря технике дыхания и медитации, что значительно улучшает психическое и эмоциональное состояние, развивая наш дух хаты. Это способ, которым может заниматься любой человек, независимо от возраста, религии, пола или физического состояния, всегда под наблюдением учителя, должным образом квалифицированного и сертифицированного для этой цели. Наставник отвечает за правильное выполнение упражнений и безопасность.

Что означает Хатха?

Согласно классическому тексту Хатха Прадипики, слово Хатха является выражением нашей способности справляться с двумя внутренними силами, противоборствующими, но находящиеся в неразрывной связи: «Ха» — это Солнце, которое выражает маскулинную энергию и «Тха», именно Луна представляет женскую энергию; практика этой модальности отражает поиск баланса между женскими и мужскими энергиями, сосуществующие в нас, чтобы доминировать над ними и балансировать их.

Цель этой практики состоит в том, что мы достигаем контроля над телом и его телесными органами в соответствии с контролем ума, чтобы использовать этот инструмент для эволюции человека.

Эта многовековая традиция является одной из лучших практик для целостного ухода за нашим телом, умом и духом. Следовательно, его физические, умственные и духовные преимущества бесчисленны и могут прекрасно сочетаться с любой спортивной дисциплиной.

Пять основных практик

Что такое динамическая хатха-йога?

Это способ медитации, который обеспечивает тишину, равновесие и спокойствие каждой асаны с движениями в том же положении. Так как большая часть практики асан — это позы и последовательные движения, координируемые с глубоким дыханием.

Этот стиль — прекрасный способ выполнить практику физических упражнений. Он помогает развивать гибкость тела, мышечную силу, твердость, жизнеспособность и энергию, не теряя из виду координацию и соединение тела, разума и духа для нашей эволюции, возвышения сознания и объединения с Универсальной Энергией.

Что такое асаны

Асаны в сочетании с пранаямами или дыхательными упражнениями помогают:

В контексте Тантры, Асана — это больше, чем телесная практика, это внутреннее отношение или способ быть «здесь и сейчас» во время исполнения каждой позы. В настоящее время существует большое разнообразие асан, каждая из которых имеет свои соответствующие варианты.

Что такое Хатха Йога Прадипика?

Это книга, написанная мастером Йоги Сватнамарой (сборник Сватмарама) и является самой полной в этой практике, поскольку она обобщает все теоретические и исполнительные знания и дает описание этой замечательной дисциплине.

Сватнарама Йог жил в середине четырнадцатого века нашей эры и с составлением этих учений он объединил как физические дисциплины, так и высшие духовные практики Раджа Йоги Патанджали. Работа разделена на четыре главы, содержит в общей сложности 389 стихов, описывающих путь йоги. Хотя в ней не содержится много определений или понятий об основных методах, она описывает до шестнадцати асан, из которых многие это вариации сидячей позы со скрещенными ногами:

  • «шесть актов» — это позы, специально предназначенные для людей, страдающих расстройствами в жидкостях организма. Метод дает очищение, которое необходимо практиковать перед выполнением упражнений по контролю дыхания.
  • Существует восемь типов контроля дыхания, называемых удержанием или кумбхаками, которые пробуждают силу кундалини.
  • Он дополняет практику с помощью десяти хатха-мудр, которые, включают в себя три энергетических блока, они выполняются в горле, желудке и анусе.

Как работает Хатха?

Хатха — отличный метод физических упражнений и контроля сознания. Поскольку он действует на уровне мышц, внутренних органов, эндокринной, сердечно-сосудистой и нервной систем и основан на координации дыхания с каждой асаной в процессе исполнения, в то время как мы работаем с физическим телом, мы, постепенно, контролируем ум и поднятие духа на более высокий уровень сознания.

Будучи тысячелетней техникой и мудро проверенным на ее телесные, умственные и духовные преимущества, сегодня это ценный инструмент и, возможно, лучшая физическая активность, идеальная для всех людей, особенно для начинающих, независимо от возраста, пола и физического состояния.

Стремление, вызванное повседневной жизнью, мешает нам вести здоровый образ жизни, поскольку мы живем в спешке и множестве проблем любого рода, которые постепенно уменьшают наше физическое, психическое и эмоциональное здоровье, вызывая серию недомоганий, таких как: напряженность, изменение нервов, физическая и умственная усталость, депрессии, страхи, чувство вины, раздражительность и физические недомогания.

Чего вы достигните

  • Уменьшите стресс и беспокойство , расслабляя нервную систему, позволяя себе отдыхать.
  • Разовьете полное знание о своем теле, его функциях, проблемах и потребностях.
  • Научитесь расслабляться во всех смыслах, сталкиваясь с житейскими проблемами с оптимизмом, безмятежностью, мудростью и гармонией, придавая каждой ситуации правильное отношение.
  • Оптимизируете циркуляцию крови , обеспечивая лучшее качество оксигенации благодаря правильной и естественной практике дыхания.
  • Разовьете гибкость и мобильность тела , постепенно устраняя мышечные сокращения и хронические боли.
  • Дает постепенную потерю веса.
  • Повышенная защита от травм.
  • Снижение боли для людей с онкологическими заболеваниями, рассеянным склерозом.
  • Показано при аутоиммунных заболеваниях и гипертонии , а также артрите и других хронических состояниях.

Что нужно для практики?

Нужно только иметь отличную умственную, эмоциональную готовность участвовать в процессе гармонизации тела с умом . В общих чертах, для участия в практике необходимое условие — удобная одежда, которая допускает подвижность всего тела.

Кроме того, необходим будет коврик для занятий на полу. Рекомендуется выполнять упражнения с босыми ногами. Есть много людей, которые по физическим причинам неспособны выполнять асаны, но они могут практиковать йогу посредством дыхания и медитации.

4 факта о йоге для начинающих

Не нужно быть гибким, чтобы практиковать, и если вы завтра начнете заниматься с хорошим учителем, эти четыре качества будут активированы одновременно на первом уроке:

  1. Физическая сила : совершенствуется через позиции — асаны;
  2. Эмоциональная сила : развивается с упражнениями медитации, которые происходят в движении или останавливаются;
  3. Повышение гибкости : это происходит одновременно с приростом физической силы.
  4. Собственный вес : конечно, тело начинает балансировать, когда присутствуют три других качества.

Даже если это практика для новичков, от первого движения и дыхательного упражнения, целью будет сделать вас сильнее ваших собственных слабостей.

Духовная йога: практики медитации

Духовные практики и медитация

Практика йоги для медитации не имеет ограничений и подходит для всех людей не зависимо от состояния здоровья, пола, возраста и физической подготовки. Искусство медитации постигается на протяжении долгого времени в результате упорной работы над собой и ежедневной практики, основой которой в хатха-йоге служат духовные упражнения.

Суть духовной йоги

Восточная практика воздействует не только на тело человека, укрепляя и оздоравливая его. Йога оказывает влияние на духовном уровне, помогая посмотреть на себя изнутри, избавиться от негативных чувств - ненависти, зависти, корысти, очистить ум от плохих мыслей, прийти в гармонию с собственным "я", изменить сознание и взгляд на повседневные события и окружающие вещи.

В процессе самосовершенствования ежедневные занятия духовной йогой по 5-15 минут позволят начинающим снять напряжение после тяжёлого дня, успокоиться и привести в порядок мысли, отдохнуть в комфортной обстановке и настроиться на выполнение нужных дел. Медитация во время беременности - способ обрести единение с малышом, научиться лучше чувствовать его, прислушаться к ощущениям в своём теле.

Медитировать следует в месте, где нет отвлекающих звуков и запахов, где можно полностью расслабиться и погрузиться в себя. Во время занятий духовной йогой нужно дышать спокойно, сидя в удобной позе в течение 5-10 минут, следить за своими вдохами и выдохами, сосредоточиться на наблюдении за . Тихая музыка и аромат благовоний помогут сосредоточиться на духовной практике.

При медитации практикуют особые упражнения для пальцев рук - мудры, усиливающие протекание положительной энергии. Последовательность соединения пальцев оказывает оздоровительное воздействие на организм и помогает сосредоточиться. Во время медитации часто используется "мудра знания" (соединённые вместе подушечки большого и указательного пальцев) или ладони складываются намасте. Будущим мамам во время духовной практики полезно положить руки на колени или на живот.

Позы йоги для медитации

Занятия духовной йогой предполагают полную неподвижность и расслабленность, при этом позвоночник остаётся прямым для концентрации внимания и активной работы мозга. Очень важно найти для себя подходящую удобную позу, в которой удастся сосредоточиться на дыхании и внутреннем мире, положение тела не будет отвлекать.

Приведенные позы для медитации улучшают подвижность тазобедренных суставов, помогая будущим мамам подготовиться к предстоящим родам, улучшают работу органов малого таза и пищеварительного тракта, что особенно актуально во время беременности.

Сукхасана (Поза со скрещенными ногами)

Сядьте на коврик, подложив небольшую подушку под таз. Скрестите голени так, чтобы их пересечение оказалось по центру тела. Ступни располагаются под коленями. Отведите плечи слегка назад, раскрыв грудную клетку.

Ваджрасана ()

Встаньте на колени, разведите пятки в стороны, соединив носки. Опустите таз на стопы. Если такое положение неудобно, можно подложить подушку под свод стопы или под таз. Макушкой тянитесь вверх, слегка опустите подбородок.

Принятие следующих поз требует предварительной разминки для разогрева мышц.

Сиддхасана (Поза мудреца)

Сидя на коврике, вытяните обе ноги вперёд. Согните левую ногу и, помогая руками, расположите ее пятку возле промежности, чтобы стопа касалась правого бедра. Затем согнутую правую ногу положите поверх левой, разместив лодыжки друг над другом. Опустите колени насколько возможно к полу. Расправьте грудную клетку, выпрямив позвоночник, опустите подбородок, тянитесь макушкой вверх.

Падмасана ()

Подложив подушку под таз, согните правую ногу, положите ее стопу на левое бедро. Стопу согнутой левой ноги аналогичным образом разместите на правом бедре. Если колени не касаются пола, подставьте под них небольшие валики. Расправьте позвоночник, макушкой тянитесь вверх, слегка опустив подбородок к груди. Появившееся ощущение дискомфорта или боль в коленных суставах - повод выйти из позы и использовать для медитации другое положение тела.

В моменты, когда требуется успокоиться и нет возможности принять комфортную позу на полу, можно медитировать сидя на стуле. Для этого сядьте, держа спину прямо, поставьте ноги на ширине плеч и положите руки на колени. В таком положении постарайтесь расслабиться, прислушиваясь к ощущениям в теле и дыханию.

Асаны хатха-йоги способствуют подготовке к медитации, духовному росту, успокаивая ум и настраивая тело. Овладение духовной практикой достигается комплексным воздействием: позы и , для оздоровления организма и управления эмоциями, медитации для ясности ума и чистоты помыслов.



Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.