Что значит индивидуальность. Что такое индивидуальность и как ее развить

Индивидуальность: искусство быть собой

04.08.2015

Снежана Иванова

Каждой личности присуще характерное сочетание свойств, черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность.

Будьте собой. Все остальные места уже заняты. Оскар Уальд

Каждой личности присуще характерное сочетание свойств, черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность. Термин произошел от латинского individuumи в буквальном переводе означает особь. Понятие индивидуальности в психологии используется для описания двух явлений:

  • персональных отличий психологических свойств конкретной личности;
  • высшего уровня иерархического устройства, единства свойств психики человека (так называемая интегральная индивидуальность).

Как проявляется индивидуальность?

Индивидуальность – основополагающая характеристика личности, отличающего конкретного индивида от других людей, его уникальность и неповторимость, определяющая своеобразие психической сферы. Она проявляется в комплексе психологических особенностей, в числе которых:

  • своеобразие динамических свойств психики – темперамент;
  • совокупности постоянных особенностей личности – характер ;
  • специфические привычки;
  • преобладающие увлечения;
  • качество познавательной деятельности (восприятие , мышление, память, воображение);
  • структура способностей;
  • манера общения;
  • предпочитаемый стиль в деятельности.

В описании индивидуальности недостаточно только указать неповторимые особенности личности, но необходимо характеризовать своеобразные взаимосвязи между вышеуказанными свойствами.

Не существует двух людей с полностью совпадающей конфигурацией индивидуально-психологических свойств: неповторимость личности выражается в ее индивидуальности. По мнению отдельных групп психологических направлений, личность и индивидуальность хотя и образуют единство, но не являются тождественным понятием. Индивидуальность – одна из сторон личности индивида, особенности которой остаются «немыми» до момента пока они не наберут значимости в системе межличностных отношений.

Как формируется индивидуальность?

Отчасти проявления типологических черт человека прослеживаются у новорожденного младенца. Однако индивидуальность у грудничков проявляется в относительно узком спектре: способе восприятия окружающей действительности и особенностях реагирования на внутренние и внешние раздражители. Зачатки индивидуальности имеют биологическую основу: генетическую особенность строения центральной нервной системе и врожденному набору инстинктов человека.

В большей мере индивидуальные особенности – приобретенные свойства личности, сформированные вод воздействием различных факторов, среди которых:

  • Среда, в которой рожден индивид и где проходило становление личности;
  • События детского возраста, связанные с ними ассоциации и выработанное поведение реагирования на них;
  • Принятый стиль воспитания в семье, манера обращения родителей с ребенком.

Как говорил Ларошфуко: «Мы так привыкли носить маски перед другими, что в конце концов стали носить маски даже перед собой». Действительно, индивид имеет только физические особенности, индивидуальность присуща только личности. Типологические черты характера и индивидуальные отличия подвергаются различным трансформациям по мере развития и роста индивида, достигают ярко выраженной кульминации к периоду зрелости личности.

Что характеризует индивидуальность?

Важный критерий в описании индивидуальности человека – качественный и количественный анализ его способностей. Интеллектуальные способности особенная характеристика психики, определяющая возможность человека для продуктивного усвоения знаний, умений, навыков. Однако умственная одаренность это не факт наличия знаний, а предпосылка для их легкого усвоения в интересующих человека сферах врожденной и приобретенной предрасположенности.

В некоторых случаях термин подразумевает наличие у человека оригинальной черты, которая явно выделяет личность от окружающих, делает особу абсолютно непохожей на других людей. К ярко выраженной индивидуальности может быть отнесена пробужденный талант в интеллектуальной сфере, умственная одаренность в сознательно выбранном направлении интересов. «Скрытым», менее заметным для окружающих, однако значимым для человека, проявлением индивидуальности является развитая волевая сфера с интернальным (внутренним) локусом контроля, обеспечивающая человеку самообладание, выдержку, здравомыслие, верную мотивацию волевого акта.

Однако не все социальные особенности, даже ярко выраженные и привлекающие внимание окружающих, корректно назвать проявлением индивидуальности. Например: социальные привычки особы, такие как особенный тембр и выдающаяся громкость голоса, повадки лжеца, склонность к постоянному лицемерию, неправильно относить к проявлениям индивидуальности. Однако некоторые психотерапевты именуют индивидуальностью любые отличительные черты человека, которые нравятся, являются комфортными и значимыми для особы. Такой подход допускает особенности, воспринимаемые обществом как недостатки, относить к проявлениям своеобразия личности. По мнению большинства специалистов области психологии, социологии, педагогике термином «индивидуальность» обозначают исключительно позитивные особенности личности, воспринимаемые социумом с уважением и восхищением.

Важный, отчасти философский, вопрос: нужна ли человеку индивидуальность? Уникальность по своей сути – ни хорошо, ни плохо. В обществе, живущем по шаблонам, своеобразная, отличная от всех личность воспринимается как белая ворона. Впрочем, в современном мире выделяться из серой массы и иметь индивидуальность – престижно, модно и, главное, востребовано.

Иногда о человеке говорят: «Он (она) - большая индивидуальность». Обычно под этими словами подразумевается, что такой человек чем-то отличается от остальных. Только вот хорошо это или плохо? И так ли приятно быть этой самой «большой индивидуальностью»? А ведь это понятие не только житейское. Индивидуальность - это еще и психологический термин. При этом трактовка его довольно интересна.

Как мы понимаем индивидуальность в обыденной жизни

В широком смысле слова индивидуальность - это то, что отличает какое-либо явление или существо от других, подобных ему. Конечно же, можно, и более того - нужно, использовать этот термин и по отношению к человеку.

Понятие «индивидуальность» мы употребляем тогда, когда хотим сказать, что каждый человек - уникальная личность. Нет двух одинаковых людей, и каждый из нас мыслит, чувствует и живет по-своему. И это совершенно нормально.

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется - индивидуальная психология. В основе теории - идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

Понятие индивидуальности человека в отечественной психологии

Наверное, тщательнее всего индивидуальность исследовал знаменитый советский психолог Борис Герасимович Ананьев. В его работах личность человека рассматривалась не как какие-либо ее характерные черты и даже не как совокупность этих черт. Человек, по Б.Г. Ананьеву, - это целостная структура.

Соответственно, и индивидуальность - это не простое скопление черт характера или прочих свойств. Все гораздо сложнее. Индивидуальность - это человек, это и есть та самая целостная и органичная структура, то, что мы называем личностью.

Б.Г. Ананьев рассматривал индивидуальность человека через призму нескольких групп важных качеств. Это и физические его свойства, к примеру рост и вес, и психологические (те же характер и темперамент), и деятельностные, то есть характеристики выполнения им разного рода работы.

Однако с индивидуальностью не все так просто. На самом деле она имеет большое практическое значение для психологии, а поэтому исследование ее велось не одно десятилетие. В отечественной психологии даже выделяется проблема индивидуальности человека, изучение которой не прекращается и поныне.

О проблеме индивидуальности в психологии

Почему же так важно изучать этот психологический феномен? Казалось бы, все четко и ясно: люди разные, каждый из них - личность. Тогда в чем же проблема?

Дело в том, что не только психология, но и любая наука о человеке, анализируя какие-либо экспериментальные данные, к примеру скорость чтения, сталкивается с индивидуальными выражениями признака у человека. Различны и те же самые рост и вес, однако их колебание находится в пределах некой границы нормы, если, конечно, мы не будем принимать в расчет случаи гигантизма и карликовости.

Это значит, что любой ученый, взявшийся за проведение эксперимента, должен учитывать индивидуальность каждого своего испытуемого. И в исследовании результаты будут представлять собой сумму отличительных признаков разных людей.

А ведь индивидуальность - это понятие не статичное. С возрастом у одного испытуемого могут меняться определенные показатели, выявленные в тестах. К примеру, пятиклассник всегда читает быстрее, чем второклассник. Получается, что способности человека не остаются статичными, неизменными, они развиваются. И точно так же развивается и сама индивидуальность.

Несколько слов о развитии индивидуальности

Если человек обладает индивидуальностью, значит он - личность. Личность развивается фактически так же, как и ее отличительные признаки: формируются интеллект, мотивационная сфера, предпочитаемый стиль деятельности. И этот процесс последователен.

Развитие индивидуальности начинается еще в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с родителями, познает окружающий мир. Затем ребенок начинает больше общаться со своими сверстниками в детском коллективе, а еще позже - идет в школу и взаимодействует с воспитателями и педагогами. И все эти социальные отношения способствуют тому, что ребенок становится личностью, а вместе с тем приобретает и непохожесть на других людей.

Получается, что понятие индивидуальности неотделимо от понятия личности. Но эти слова не синонимичны. В отечественной психологии особое внимание уделяется правильной трактовке таких слов как «личность», «индивид» и «индивидуальность».

Психологическая триада: «личность - индивид - индивидуальность»

Чем же различаются эти понятия?

Начнем, пожалуй, с определения слова «индивид». Индивид - это отдельный представитель рода человеческого. Это понятие используется не только в психологии, но и в биологии, и многих других науках. Когда употребляют слово «индивид», чаще всего имеются в виду и биологические признаки человека, такие как рост, вес, цвет глаз, и его психологические качества.

Личность - понятие довольно неоднозначное. Когда мы в быту говорим о человеке, что он интересная личность, мы, скорее всего, имеем в виду совокупность его внутренних качеств и особенности его мировоззрения. Психологи же определяют личность как систему внутренних качеств, через которые человек воспринимает действительность, или как некое связующее звено для всех психических процессов, или как совокупность социальных ролей.

Кроме того, иногда под личностью понимают некие возвышенные моральные качества человека, его благородство. В этом случае на письме возвышенный смысл передается с помощью употребления заглавной буквы - Личность.

Индивидуальность же, как мы уже знаем, являет собой совокупность неповторимых свойств человека. Это то, что отличает одного человека от другого.

Таким образом, в триаде «личность - индивид - индивидуальность» существует взаимосвязь всех понятий. Но они не равнозначны друг другу.

И все же индивидуальностью быть хорошо

С психологической точки зрения, это, бесспорно, так. Человек, имеющий выраженную индивидуальность, самостоятелен. Он не зависит от мнения большинства, имеет свой взгляд на мир, собственное отношение к действительности. Кроме того, у него развита мотивационная сфера. То есть такой человек всегда знает, чего он хочет добиться в жизни, и, более того, он все делает для достижения своей цели.

Таким образом, мы можем заключить, что человек, обладающий индивидуальностью, являет собой зрелую личность.

Однако житейское понимание научного термина иногда играет свою особую роль, и тогда этому понятию приписывается иное значение. К примеру, говорят об индивидуальности, имея в виду какую-либо медийную личность. Однако на телеэкранах, как правило, мы видим образ, тщательно продуманный профессиональными имиджмейкерами. Можно ли сказать, к примеру, о ребенке, ставшем «звездой», что он - индивидуальность? Ведь он фактически не может считаться зрелой личностью.

Об индивидуальности говорят и в тех случаях, когда человек пытается выделиться из толпы и делает все для того, чтобы иметь яркую внешность. Но не всегда и такой человек будет зрелой личностью, ведь причины, заставившие его становиться заметным, не всегда явны или оглашаются честно. Иногда такая «яркая личность» имеет тяжелый груз психологических проблем.

И в заключение

Индивидуальность человека - понятие многогранное. Оно используется и в повседневной жизни, и в психологии, оно имеет большое теоретическое и практическое значение для науки. И все же слово «индивидуальность» несет положительный эмоциональный заряд. И, наверное, каждый из нас стремится обрести ее - индивидуальность.

У каждого человека есть определенное сочетание особенностей, принципов и установок, которые в комплексе представляют его индивидуальность. Психологи рассматривают понятие с нескольких позиций:

  1. Личные отличия психологических свойств индивида;
  2. Интегральная индивидуальность – единство свойств психики человека.

Индивидуальность в психологии – важная характеристика человека, которая отличает его своей уникальностью и неповторимостью от других людей. Она проявляется наряду с такими психологическими особенностями как:

  • Увлечения;
  • Мышление, память, восприятие;
  • Способности;
  • Особенности в общении.

В каждом человеке присутствует набор определенных черт и характеристик, которые определяют его поведение в обществе . Именно благодаря этим качествам человек проявляет свою индивидуальность. Окружающие люди способны узнавать друг друга именно по манере общения или по привычкам, сохраняя при этом, определенное отношение друг к другу. С годами, прожитым опытом или после общения со многими людьми индивидуальность может существенно поменяться.

Что влияет на формирование индивидуальности?

Формированию индивидуальности способствует следующая группа факторов:

  1. Наследственность и физиологические особенности. Наследственность позволяет передать человеку не только внешние черты, но и некоторые манеры поведения. Физиологические особенности человека позволяют найти схожую манеру поведения с другими людьми. К примеру, общий рефлекс адаптации, показывающий реакцию организма на внешние раздражители.
  2. Окружение. Индивидуальность человека также зависит от факторов, которые возникают из окружающей среды. Большое влияние на человека оказывает культура, в которой он вырастает, его социализация. Человек привыкает к нормам поведения в обществе, впитывает в себя определенные ценности и традиции. Кроме того очень важна семья, в которой человек родился. Она зарождает в нем семейные обязанности, жизненные установки и отношение к окружающим людям.
  3. Особенности характера. Несмотря на то, что общество оказывает сильное влияние на человека, он и сам играет немаловажную роль в своем развитии. Он стремится к чему-то, имеет собственные цели и развивается в обществе.

Индивидуально-психологические особенности личности

Анализируя индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в ее поведении в обществе, обычно выделяют следующие значительные составляющие:

  • Темперамент – включает в себя врожденные качества и особенности личности. В его состав входит общая активность человека, его двигательные функции и эмоциональное состояние.
  • Характер – определенная манера поведения индивида, его нрав и психологические особенности, которые проявляются в привычках, общении и эмоциональной сфере. Характер – основа поведения личности. Он формируется под воздействием окружающей среды и условий воспитания.
  • Способности – знания и навыки, необходимые для реализации человека в той или иной сфере деятельности. К ним относят: уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, работоспособность.

Существует классификация темпераментов, с помощью которой можно определить манеру поведения личности, ее активность и инициативность, а также определить способности к энергичной деятельности.

Она насчитывает четыре основных типа темперамента:

Структура сложившегося характера личности включает в себя две составляющих: форму и содержание . Они являются одним целым и органично друг друга дополняют. Содержание характера представляет собой жизненную ориентацию личности (материальные и духовные потребности, интересы, цели и идеалы). Структуру характера также дополняют воля, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

Как проявить свою индивидуальность?

  • Будьте уверены в себе и своих силах. Индивидуальность должна проявляться везде – во взгляде, походке, словах, действиях. Вы наверно заметили, что уверенных в себе людей не так уж и много, в отличие от людей находящихся в постоянном сомнении.
  • Правильная позиция в обществе. Главное правильно о себе заявить. Вы должны искриться позитивной энергией, улыбка и дружелюбный настрой – ваше основное оружие.
  • Собственный стиль. Очень важно выглядеть неповторимо, при этом не обязательно надевать на себя яркие одежды и пестрые украшения. Крайне необходимо выделяться не только своими мыслями, но и внешним видом.
  • Интеллект. Обладая высокой эрудицией, вы сможете расширить возможности общения с другими людьми. Чем больше вы узнаете людей, тем шире становится круг ваших интересов и знаний.

от лат. individuum – неделимое, особь) – вершина развития человека и как индивида, и как личности, и как субъекта деятельности. Человек как индивидуальность достигает действительных вершин своего развития, реализуя свой физический, психический и духовный потенциал, в результате чего он приближается к актуальному для себя уникальному, целостному, подлинному состоянию. Среди них: нравственная значимость и безусловная ценность для сообщества людей, способность к творческому решению проблем, сформированность внутренней картины здоровья, самодостаточность. Индивидуальность может быть определена также как самоактуализирующийся человек, одухотворенный индивид, конкретная личность. В российской психологии индивидуальности первыми стоят имена Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, Б. Ф. Ломова, Л. И. Анцыферовой, М. К. Тутушкиной и др.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.

Неповторимость его психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся только в деятельном общении с живыми, неповторимыми носителями этой культуры. Необходимыми посредниками (средствами) этого общения служат предметные формы, способы и средства культуры; орудия и продукты всех видов общественно-исторической деятельности (труда), язык, знания, навыки, умения и т. п. В общении определяется и человеческое содержание цели развития всей совокупности способностей и потребностей индивида.

Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания, затем – в процессе сознательного самовоспитания.

Все это следует иметь в виду, так как в эмпирическом естествознании (а вслед за ним в психологии и педагогике) термин «индивидуальность» часто используется как синоним термина «индивид», который, в свою очередь, есть лишь обозначение неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду (к той же популяции). Тем же способом эмпирическое естествознание определяло и сущность вида (человека в том числе), сводя ее к совокупности общих всем индивидам свойств, т. е. к совокупности абстрактных определений. Поэтому каждый обособившийся индивид Homo sapiens есть индивидуальность постольку, поскольку сама его человеческая сущность формировалась как целенаправленное осуществление его собственных отношений, т. е. как его собственная, им творимая, неповторимая биография, как история его жизни.

профессор Кубанского государственного университета
Вера Бедерханова

Осмысление

Что такое индивидуальность человека?

Радикальные трансформации в психологии, расширение и углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм психологии влияют на развитие педагогических теорий и создают фундамент для совершенно новой педагогической практики.

Гуманизация педагогической реальности школы предполагает утверждение субъектной позиции учащихся и учителей в образовательном процессе, развитие их индивидуальности. По-прежнему, как в девяностых, когда мы реализовали проект «Летний дом» (одной из задач которого было развитие индивидуальности ребенка), считаю, что мера развития человека, мера развития ребенка должна стать мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Помогать растущему человеку найти свой личный смысл в жизни, создавать благоприятные условия для того, чтобы с детских лет его быт и общение с другими людьми, взаимодействие с окружающим миром были достойны человека – это и значит выполнять главное предназначение педагога.
Мне представляется, что разработка проблемы требует осмысления понятия «индивидуальность человека» и понимания психологического образования этого феномена. В таком случае можно говорить о педагогическом обеспечении процессов индивидуализации в образовании.

Индивидуальность – это встреча с самим собой
«Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем личность и индивидуальность – это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности» .
Если становление личности есть процесс социализации человека, заключающийся в освоении им своей родовой, общественной сущности, и это освоение всегда происходит в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека и связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими, то становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. «Индивидуализация – это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости». Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность – это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального».
На наш взгляд, В. Слободчиков и Е. Исаев справедливо подчеркивают, что «индивидуальность – это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений». «Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как с Другим, не совпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний диалог с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя» .

Индивидуальность – это уникальность
А. Асмолов в ключе историко-эволюционного подхода к личности под индивидуальностью понимает «совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождаются в ходе жизни человека в обществе при наличии необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов и воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни». «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» .
Б.Г. Ананьев, чья точка зрения мне особенно близка, считал, что во множестве признаков, характеризующих человека, можно выделить четыре подмножества, соответствующих индивидным, личностным, субъектным и индивидуальным свойствам. На основе анализа большого массива данных, полученных в разнообразных по методикам и направленности исследованиях, и прослеживания корреляционных связей между ними, он сгруппировал соответствующие признаки в модели, что позволяет выделить гомогенные (одного подмножества) и гетерогенные (разных подмножеств) признаки.
Если первые три группы признаков (индивидные, личностные, субъектные) характеризуют человека с точки зрения принадлежности к определенному типу, то индивидуальность акцентирует внимание на уникальности, неповторимости каждого человека.
Общее неотрывно от единичного, и индивидуальность можно описать, лишь опираясь на общие признаки, которые образуют уникальное сочетание в каждом отдельном случае. С точки зрения Б.Г. Ананьева, если «личность – это вершина человека, то индивидуальность – это его глубина». Уникальность индивидуальности конкретного человека не в том, что он представляет собой (может быть описан как) неповторимое сочетание некоего набора признаков, но в том, что он как индивидуальность есть продукт и мера реализации свободы, выбора своего жизненного пути в определенных природных и социокультурных условиях.

Индивидуальность – это свобода
Разграничение системы индивидных, личностных, субъектных, индивидуальных свойств дает возможность в несколько иной плоскости и более содержательно рассматривать традиционную проблему соотношения свободы и предопределенности в человеческой жизни. Природные и социальные условия определяют конкретные формы и уровни реализации человеческой свободы, но в то же время они очерчивают диапазон, в пределах которого свободная индивидуальность может быть сформирована на основе разнообразных средств и методов.
Выделенные Б.Г. Ананьевым признаки индивидуальности могут быть основой для определения содержания деятельности педагога, направленной на развитие индивидуальности человека, и педагогическая деятельность может быть описана как система задач, направленных на создание условий для развития самоосознания человека, его самоопределения, самоидентификации, формирования адекватной самооценки, саморегуляции, самореализации, самочувствия.
Подлинная перспектива и достойная человека цель образования – это развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от любых других, а, наоборот, как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми и социальными общностями и только таким путем формируется и получает адекватную форму своего существования.
Обеспечение права ребенка на развитие мне представляется как создание для ребенка, подростка, юноши, человека возможностей поиска своих вопросов к миру и своих вариантов ответа.
Ставя задачу (в качестве приоритетной) развития ребенка, нельзя обойти такую категорию, как свобода. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, связана с сокровенной сутью его природы. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы и в связи с возможностью самостоятельно осуществлять выбор жизненных целей и проектов.
Свобода ощущается индивидом прежде всего как личное чувство, как субъективное явление, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор и нести ответственность за него. Свобода выбора – свобода решения – свобода действий – свобода творчества и самовыражения. Может быть, тут и не вся цепочка, но последовательность, по-видимому, такова.
Внутренняя свобода – это специфически человеческая избирательная творческая активность сознания, интуиции, бессознательного, воли и нравственных сил, которые в результате внутреннего борения мотивов мобилизуются для самостоятельного осуществления выбора, принятия решения и его реализации.
Таким образом, индивидуализация есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.

Индивидуальность – это самоопределение
О.С. Газман считал, что индивидуализация предполагает: во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей – без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства; во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида. И, наконец, третья – стержневая черта индивидуализации – поддержка человека в автономном духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («неадаптивной активности», по В.П. Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциональному выбору) .
По его мнению, индивидуализация личности, развитие ее «самости» и составляет в широком смысле содержание «педагогики свободы». Цель этой педагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира («субъективной реальности», по В.И. Слободчикову); предметом этой педагогической отрасли выступают средства, помогающие человеку в саморазвитии – самоопределении и самореализации. Результат – «свободоспособность личности» . Проблема образования личности выступает в педагогике свободы как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Образование в гуманистической парадигме адекватно расширяющемуся представлению о человеке и вписывается в непрерывно изменяющееся общество, в котором человек, сохраняя свою «самость», живет и реализуется. Процесс развития индивидуальности требует специфических условий и педагогических средств. Именно поэтому появилась необходимость разработки теории и практики педагогической поддержки детей.

Педагогическая поддержка и индивидуальный подход
Под «педагогической поддержкой» О.С. Газман, который практически ввел это понятие в научный обиход в отечественную педагогику, понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» .
Принципиальным является различение понятий «педагогическая поддержка» и «индивидуальный подход». «Индивидуальный подход», «дифференцированный подход» предполагают учет индивидуальных различий учащихся. Педагогическая поддержка, в отличие от названных подходов, ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями.
Мой педагогический опыт убеждает меня в том, что, решая проблему индивидуализации в развитии ребенка и взрослого, необходимо иметь «пространство разных смыслов и деятельности». Особенность этого пространства заключается в том, что в нем постоянно должны быть ниши для заполнения в ситуации неопределенности («пустое пространство»). Кроме этого, рамка ограничения этого пространства должна быть подвижной. Ее задает общая цель развития каждого участника, однако это развитие не должно идти за счет других. Тогда жизнедеятельность обеспечивается исследовательским процессом осмысления и постановки проблемных вопросов, определяемых группой, способной «услышать каждого». Главным для педагога становится взаимодействие, базирующееся на открытости и искренности, сильной инициативе, тщательной работе с информацией, эффективном потоке индивидуальных и общих целей, открытом выражении взглядов, конструктивном подходе к разрешению конфликтов, рациональной работе над собой.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М, 1995. С. 353.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С. 354–355.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996. С. 437, 439.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М, 1980. С. 124–178.
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб, 1992.
Забота – Поддержка – Консультирование // Новые ценности образования (ред. Н.Б. Крылова), М., 1996. № 6. С. 14–15.
Там же. С.15.
Газман О.С. Потери и приобретения в воспитании после 10 лет перестройки // Первое сентября. 1995. 21 ноября.



Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.