Что значит волевое лицо. Кто такой волевой человек? Как преодолевать проблемы с помощью личной силы

Здравствуйте, дорогие читатели! Есть у меня один знакомый, который решил уйти со стройки в писательство. Не то, чтобы богатство языка, но даже уровень его грамотности всегда оставлял желать лучшего. И тем не менее, ему удалось выпустить собственную книгу, завоевать какой-то авторитет в этой области и даже добиться успеха в этой отрасли.

Волевой характер – это умение невзирая на реальные трудности и препятствия. Возможно, он занимается совершенно не . Однако, он получает удовольствие от процесса и существенную прибыль от каждого проданного экземпляра, которые разлетаются как горячие пирожки.

Сегодня мы поговорим о волевом характере. Как эти качества помогают в жизни, можно ли его развить и более подробно узнаем об этой черте в целом.

Что это за человек

Большинство людей ставят перед собой различные цели, но не идут дальше рассказов о собственной . Сила воли – вот что отличает сильного человека, добивающегося результата. Не обращая внимание на трудности, порой даже логику и разум, волевой человек идет реализовывать задачи, которые поставил перед собой.

Если где-то закрыта дверь, он попытается найти окно, выроет подкоп или перестроит все здание, чтобы пролезть внутрь. Большинство людей справляются с единственной трудностью, но каждая последующая будет разрушать , снижать степень желания и подкреплять чувство .

Волевой человек обладает чертами характера, которые не позволяют ему сойти с выбранного пути. Если вы хотите создать новый образ и стать волевым, могу порекомендовать вам книгу-тренинг Василия Ралько «Сила воли 2.0» .

Как понять, что предпосылки есть

Как понять, что в вас есть потенциал, стать человеком? Во-первых, так будет легче понять какие нужно развивать, а, во-вторых, даст . Возможно, вы поймете, что трудиться придется не так уж много.

Первый признак – самостоятельность. Вам не нужны другие люди, чтобы добиться результата. Нет, конечно, мы живем в социуме и зависим от окружающих. Однако, самостоятельность предполагает, что вы в состоянии найти нужного человека, который будет готов помочь вам и выполнить возложенные на него функции вне зависимости от его желания.

Далее идет стойкость и самообладание. Препятствия не выводят вас из себя, вы спокойны даже в тот момент, когда все идет вопреки вашей воли. Вы не расстраиваетесь слишком сильно и эти эмоции не выводят вас из равновесия, они не тормозят вашу дальнейшую деятельность и уж точно не парализуют.

– тоже качество волевого человека. Плевать на чужое мнение. Вы поступаете правильно, профессионально, лучше всех. Никто не в силах переубедить вас.

Инициативность, обязательность, дисциплинированность заставляют вас действовать. Вы не нуждаетесь в дополнительной мотивации, не обращая внимание на лень можете организовать свой труд, продумать план и строго ему следовать.

Не всегда все происходит быстро, иногда для достижения результата нужно терпение. Не получилось в этом году, значит надо продолжать. Это единственная мысль, которая помогает каждый день вставать утром.

Если вы нашли в себе хотя бы одно из вышеперечисленных качеств, значит уже в небольшой степени выполнили план по созданию своего нового характера. Надеюсь, оно поможет разобраться со всеми остальными. Могу посоветовать вам книгу Келли Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить» , чтобы справиться с остальной работой было значительно легче.

Надеюсь, вам хватит упорства. Не забывайте подписываться на рассылку, чтобы больше знать о себе и поддерживать мотивацию в создании своего нового Я. До новых встреч и удачи в ваших начинаниях.

В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый, отважный, решительный, т. е. не теряющий самообладания в опасной ситуации. При этом предполагается, что если человек волевой, то он волевой во всем.

К сожалению, подобные взгляды высказываются и сейчас. Например, когда читаешь статью Ю. Б. Гиппенрейтер (2005), так и кажется, что советское время еще не кончилось. И социально зрелая личность приравнивается к «волевой» личности, хотя не каждая «волевая» личность является социально зрелой.

Если кратко сформулировать интуитивное понимание воли в широком смысле, то можно сказать, что волевой личностью мы называем человека, который успешно реализует свои высокие, социально значимые мотивы.

Как видно, здесь приводятся всего два критерия. Вопервых, успешность деятельности, которая определяется зарядом энергии и устремленностью к целям. Вовторых, высота социально значимых мотивов. Эта содержательная характеристика мотивов как необходимый критерий волевой личности, по мысли А. Н. Леонтьева, позволяет отличать волевых людей от фанатиков, наркоманов или преступников, способных проявлять упрямство, упорство и даже творческую изобретательность для получения предмета своего вожделения. Гиппенрейтер Ю. Б. 2005. С. 17

Возникает тогда резонный вопрос: как сформировать «волевую личность»?
И тут, давая ответ на этот вопрос, Ю. Б. Гиппенрейтер неожиданно вступает в конфронтацию с существовавшей в советское время установкой: «Ты комсомолец, ты обязан». Она отстаивает позицию, что для формирования волевой личности противопоказано принуждение и самопринуждение. Так, она пишет: «Жизнь показывает, что принуждение себя или другого, а также манипуляции с собственной мотивацией (уговоры, доводы, намеренное придание смысла) могут вполне срабатывать в отдельных конкретных случаях: действия будут (лучше сказать, могут) выполняться. Однако влияние этих мер на мотивационную сферу личности в целом остается под большим вопросом. Предостерегающе выглядят многочисленные факты «воспитанного отвращения». Сошлемся лишь на хорошо известные примеры старательных девочек, которые, сдав выпускной экзамен в музыкальной школе на отлично, закрывают крышку фортепьяно с тем, чтобы больше никогда к нему не подойти. А ведь до этого они в течение 8 лет «волевым образом» упражнялись по нескольку часов в день! Локальный выигрыш нередко оборачивается личностно мотивационным проигрышем. Наверное, поэтому проблема безволия продолжает беспокоить человечество» [с. 18]. И далее: «…Особый урон развитию личности наносят авторитарные методы воспитания и обучения. Под сильным давлением, принуждением или угрозами человек начинает отправлять и осваивать требуемое поведение без переживания его связи с собственными интересами, желаниями и целями. Такие формы поведения остаются психологически чужеродными образованиями, становятся инкорпоративными, но не ассимилированными и не интегрированными личностью. Более того, превалирование установки “я должен” (как инкорпорация внешнего “ты должен”) означает возникновение внутренней инстанции жесткого контроля и самопринуждения… Главная энергия в таких случаях уходит на борьбу с собственными желаниями или нежеланиями, на самопреодоление. Примечательно, что целый ряд авторов (среди них К. Левин, Р. Мэй и др.) отождествляли отправления этой инстанции самопринуждения с силой воли... тем самым подвергая сомнению традиционное мнение о ценности такой “силы”, которая выражается в действиях “через сжатые зубы”. Чрезмерное развитие той же инстанции приводит к формированию комплекса черт, который описывается в литературе как “ригидный характер” » [с. 22]. Если следовать представлениям Ю. Б. Гиппенрейтер, что прежде всего нужно ориентироваться на то, что мне интересно, какие у меня имеются потребности, то становится непонятным, за счет чего спортсмены достигают мировых рекордов, музыканты – высочайшего исполнительского мастерства, и т. п. Неужели они не проявляют ежедневно самопринуждение (или волевое усилие), совершаемое, что бы удовлетворить имеющуюся у них потребность и интерес к тому делу, которым они занимаются? Конечно, нельзя любое дело осуществлять только на самопринуждении, но и без него успеха в большинстве случаев не добиться. Поэтому неслучайно в народе волевыми признаются люди, способные к самопринуждению. Однако есть ли «вообще» волевые или безвольные люди?

Психологический портрет волевого человека

Всем знакомы состояния мобилизации воли и ее ослабления. Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера.

Волевой человек обладает рядом характерных качеств.

Как сильная воля проявляется в характере? Какие качества являются волевыми? Как проявляется безволие?

В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность. Целеустремленность — это:

— умение ставить ясные цели и задачи,

— умение планировать свои действия;

— умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели, например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели и др.

Аристотель сказал: «Цель есть то, ради чего что-нибудь делается… ради нее делается все остальное.»

Чем отчетливее у человека цель, к которой он стремится, чем упорнее он в преодолении препятствий, тем он целеустремленнее.

Но люди по-разному упорны в преодолении трудностей. Бывает, что человек не доводит начатое дело до конца. Некоторые с энтузиазмом начинают работать, но быстро остывают. Чем сильнее препятствия, тем интенсивнее должно быть волевое усилие, тем более сильная воля требуется от человека.

Если это качество отсутствует, тогда по словам А. И. Пушкина:

«Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.»

Гете сказал:

«Что ж значу я, коль не достигну цели,

Венца, к которому стремится род людской,

К которому и сам стремлюсь я всей душой?»

Следующее важное волевое качество — настойчивость — это стойкость воли, которую проявляет человек, поставивший перед собой отдаленные цели. Чтоб отдаленные цели хорошо зафиксировать в сознании, нужно отразить их в конкретных задачах. Стремление с осуществлению отдаленных целей формирует в человеке сильную и стойкую волю.

С настойчивостью тесно связаны такие качества личности как выдержанность и терпеливость. Не следует их путать с покорностью, безинициативностью, безвольным подчинением силе обстоятельств или чужой воле. Терпеливость, выдержанность всегда связаны с инициативой, активны в достижении поставленной цели и преодолении неприятностей. Терпеливый человек знает ради чего он что-либо терпит.

Жизненно важным является такое волевое качество как самообладание. Оно важно в жизни и в любом труде, особенно для тех, чья работа связана с общением. Как бы ни был взволнован человек такой профессии, полное владение своим голосом, мимикой и пантамимикой — его профессиональная обязанность.

Самообладание состоит:

— в умении сохранять ясность мысли, т. е. оставаться внимательным, сосредоточенным на выполняемой работе, несмотря на действие сбивающих факторов. Это — умение не допускать «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач, помех, ошибок;

— также в умении владеть своими чувствами: легко повышать эмоциональный тонус в состоянии растерянности, апатии, страха и др.; снижать уровень эмоционального возбуждения при излишней радости или волнении, боли, негодовании и т. д.; а в случае удачи не проявлять излишней самоуверенности, беспечности, чувства мнимого превосходства и других нежелательных переживаний;

— и в умении управлять своими действиями: контролировать свои движения при появлении усталости, появлении болевых ощущений, недовольства собой и других неблагоприятных внутренних состояниях; в конфликтных ситуациях удерживать себя от неэтичных поступков — пререкания, грубости и т. д.

Вспоминается стихотворение Киплинга «Заповедь»:

«Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил — жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы — не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том,

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, —

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!»

Следующие два качества могут ошибочно оцениваться как положительные.

«Упрямство есть слабость, имеющая вид силы» (В. А. Жуковский). Упрямство — качество, отличное от настойчивости. В этом случае подразумевается настойчивость при выполнении решений, принятых без достаточных оснований. Упрямый человек отстаивает свое мнение вопреки логике, разумным доводам и фактам. «Упрямый все делает по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.»(Эзоп).

Если упрямый человек определяет цель деятельности, осуществляется перевоспитание в настойчивого.

Податливость — такое качество воли, которое определяется легким изменением принятого решения под влиянием других лиц. Оно противоположно упрямству. Если упрямого человека трудно в чем-либо убедить, переубедить, податливого, напротив очень легко. Несмотря на то, что для податливого человека мнение других людей может стать определяющим фактором в принятии решения, все же решение он принимает самостоятельно.

Перевоспитание этого качества не означает переход к резкости, грубости в поведении. Можно проявлять твердость и быть вежливым в общении с другими людьми.

Если решение дается человеку в готовом виде со стороны (причем оно принимается без критики), то говорят о таком качестве, как внушаемость. Внушаемость, также как и податливость не мешает человеку быть, например, хорошим работником. Однако считается, что данную черту нужно перевоспитывать, чтоб сохранить человека от возможных вредных влияний. Перевоспитание в этом случае рекомендуется осуществлять путем укрепления воли и формированием критичности мышления.

Для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность. Оно определяется как способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения, причем, приняв их не колебаться, а действовать уверенно.

Решительность — важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции.

Если у человека достаточно времени, а решение он все же не принимает или меняет на противоположное, говорят об особенно отрицательном качестве воли — нерешительности.

Если необходимо быстро принимать решение и действовать, а человек не в состоянии это сделать, говорят о состоянии растерянности. Растерянный человек либо бездействует, либо начинает разные действия и не заканчивает их. («Скорость нужна, а поспешность вредна» (А. В. Суворов)) Эти действия могут быть противоположными по смыслу. Вместо спокойного анализа обстановки и принятия решения, он может менять решения.

Рассмотренные волевые качества проявляются у каждого человека в отдельных ситуациях, но могут быть и чертой личности. Поэтому важно знать как именно ведет себя человек в ситуации принятия решения чаще всего: колеблется, или принимает решения быстро; необдуманно, а затем быстро меняет их, или принимает продуманные и точно выполняемые решения.

Выделяют также такие качества воли, как:

Исполнительность — проявляется в старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в полном завершении начатого дела.

«Как часто говорят в делах: еще успею.

Но надобно признаться в том,

Что это говорят, спросяся не с умом,

А с ленностью своею.

И так, коль дело есть, скорей его кончай,

Иль после на себя ропщи, не на случай,

Когда оно тебя застанет невзначай.» (И. А. Крылов)

Дисциплинированность — способность человека действовать в соответствии с нормами, правилами и законами. Выделяется трудовая дисциплина, которая развивает настойчивость, решительность, умение преодолевать свои импульсы. Таким образом обоснованная требовательность, укрепляя дисциплину, тем самым укрепляет и волю. Здесь речь не идет о так называемой «палочной» дисциплине, которая основана на страхе. Дисциплина должна опираться на понимание мотивов поведения, действий человека.

Выделяется также группа волевых качеств, связанных с поведением в ситуации опасности — это такие качества личности, как смелость, храбрость, отвага, мужество. А противоположные им — трусость, боязливость считаются проявлением безволия.

Разные формы страха по-разному, но всегда отрицательно влияют на деятельность.

В борьбе со страхом рекомендуют использовать следующее общее правило — чем более примитивна и биологична эмоция, тем меньше она поддается искоренению с помощью слов. Нельзя человека уговорить быть небоязливым. Но эмоции легко вытесняются друг другом. Испуганного человека достаточно рассердить, чтобы у него прошел испуг. Если рассерженного человека рассмешить, он перестанет сердиться.

Но опасность может вызывать и положительные эмоции стенического возбуждения. Стенический, не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга из подкорки и в сочетании с критическим мышлением проявляться как «разумный страх» в виде опасения, осторожности. «С благоразумием подвергайся опасностям», — говорил мудрец Биас.

Насколько трусость, робость и боязливость — отрицательные черты личности, настолько осторожность считается положительной чертой.

Положительной считается и такая реакция на опасность как разумный азарт, связанный с активизацией сознательной деятельности в момент опасности.

Определена связь между степенью активности в момент опасности и переживаниями: чем более активен человек в опасной ситуации, тем легче по субъективному содержанию его переживания.

А. Суворов говорил: «Опасности лучше идти на встречу, чем ожидать на месте».

Выделяют различные формы преодоления страха — бесстрашия, которые отличаются по своим проявлениям. Это — смелость, храбрость, отвага, мужество, героизм.

Еще Плутарх сказал: «Начало победы — смелость». При проявлении смелости страх остается, но деятельность определяется мышлением и волевыми решениями. Такой человек считается смелым, который знает, что впереди опасность и все-таки идет на нее. Он знает ради чего он подавляет страх, какой цели достигает, поступая вопреки страху. Смелость состоит в умении подавлять чувство страха: когда человек в условиях реальной физической опасности испытывает стремление к риску и желание перейти к действию. В этих условиях он мысленно отключается от переживаний, страха и целиком сосредоточивается на действии. Смелость проявляется в разнообразных видах деятельности: «смелая мысль», «смелое решение проблемы» и др. Гельвеций говорил: «Часто именно смелости мы бываем обязаны открытием величайших истин»; Гетте: «Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим.»

Храбрость — связывают со стеническими эмоциональными переживаниями возбуждения во время опасности. Храброму человеку нравится ощущение опасности. Его переживания стеничны, деятельность не дезорганизована. Но хорошо, когда храбрость основана на разумном риске: безумная храбрость также пагубна, как и безумный страх. Рекомендуется воспитывать храбрость разумным риском: совершая рискованные действия и переживая удовлетворение от их успешного выполнения.

В формировании храбрости предостерегают от следующей крайности: советуют следить, чтобы храбрость не перешла в отрицательную форму бесстрашия — удаль. Удаль определяется как храбрость, достигшая уровня аффекта, которая характеризуется потерей критичности мышления.

Психология утверждает, что воспитание храбрости — это воспитание веры в свои силы и технику. Это воспитание уверенности в большой вероятности успешного завершения любого рискованного, но посильного задания.

Существует педагогическая рекомендация — с осторожностью выбирать момент, в который можно в первый раз разрешить человеку рискнуть. Надо быть уверенным, что по уровню своих знаний, умений и опытности он подготовлен для этого риска и может самостоятельно справиться с ситуацией.

Как противоположность удали выделяется отвага. Под отвагой понимают способность на поступок. Храбрым и смелым может быть человек, отстаивающий личные интересы. Отвага же проявляется в достижении цели, осознаваемой как общее дело. У отважного человека страх преодолевается чувством долга, которое связано с мировоззрением, убеждениями человека.

Смелый человек, идя навстречу опасности, напряжен, храбрый — возбужден, а отважный — спокоен.

Мужество определяется как высшая, наиболее сложная форма бесстрашия.

«А кто опасность мужеством встречает,

Того и мысль ясна, и тверд язык.» (Софокл)

Гете говорит: «Добро потеряешь — немного потеряешь! Честь потеряешь — много потеряешь! Мужество потеряешь — все потеряешь, лучше бы тогда совсем не родиться».

Мужество обобщает ряд сторон личности человека. В различных ситуациях преобладают те или иные из этих сторон. В мужестве проявляются отвага, смелость, храбрость, а также ответственность, терпение, находчивость, решительность, самообладание, сознательность, убежденность в своей правоте, мировоззрение, инициатива, твердость воли (определяется как сопротивляемость силе единичного удара) и стойкость воли (определяется как сопротивляемость ряду последующих ударов).

В качестве примера мужественного поведения можно привести случай из мировой истории — философ Сократ спокойно смотрел в лицо смерти, простив своих врагов.

Героизм — определяется как понятие, выходящее за рамки психологии и имеющее социальное содержание. В героизме проявляется высокий уровень положительных эмоций при совершении подвигов, имеющих общественное значение.

Бесстрашие, выражающееся в храбрости, отваге, мужестве и героизме — это отчетливое проявление владения человека своими эмоциями, пример волевого поведения.

Итак, теперь можно представить себе образ волевого человека, обладающего такими качествами как:

— целеустремленность,

— настойчивость,

— терпеливость,

— выдержанность,

— самообладание,

— решительность,

— исполнительность,

— дисциплинированность,

— твердость воли

— стойкость воли,

— осторожность,

— разумный азарт,

— смелость,

— храбрость,

— отвага,

— мужество;

И его противоположность — состояние безволия, проявляется в таких качества как:

— упрямство,

— податливость,

— внушаемость,

— нерешительность,

— трусость,

Иногда бывает, что желания оказываются сильнее человека, и он не может проявить свою волю и подчиняется им. Один раз допустил слабость, другой - и вот уже безволие вошло в привычку. Потом он начинает искать оправдания такому поведению и становится совсем безвольным.

Это самый худший вариант развития жизненного сценария - можно сказать, утрированный. Однако сколько важных дел мы не сделали в жизни из-за того, что просто не хватило силы воли. Некоторые спросят: "А зачем нам вообще нужна сила воли?". Можно жить и так, не напрягаясь.

Дело в том, что воля связана с разумом человека, а именно он отличает нас от животных. Когда что-то не , но очень надо, на помощь приходит сознание, и мы понимаем, что сделать дело все равно придется. А дел у нас по жизни всегда много, и побеждает только тот, кто проявляет огромную силу воли.

Для воспитания силы воли не нужно много времени и суперусилий. Достаточно каждый день делать то, что очень не хочется. К примеру, когда вы в последний раз делали зарядку, обливались холодной водой? Можно начать с этих нехитрых тренировок своей воли. Вполне возможно, что вам это понравится и процесс пойдет дальше: как мы знаем, длинный путь всегда начинается с первого шага.

Некоторые очень не любят домашнюю работу - это тоже можно использовать как тренировку силы воли. Кто-то постоянно опаздывает. Дайте себе зарок - вставать на 10 минут раньше обычного и пораньше выходить из дома. Поверьте, это не так легко, как кажется, зато тренировка будет что надо. Когда целую неделю вы сможете не опаздывать - считайте, что победа за вами.

В любом случае, очень полезно вести дневник успеха и отмечать в нем свои маленькие победы. Если случится срыв, то записи помогут поверить в себя и начать все сначала. Кстати, многие не любят писать дневники - это тоже можно использовать как своеобразный тренинг. На первой странице можно просто начать писать:"Я не люблю писать дневник, я не хочу писать дневник". Пишите эти слова, пока не надоест. Поверьте, что скоро вы начнете писать то, что чувствует и думаете, и начнете хвалить себя. Не боги горшки обжигают и не все в этой жизни должны стать писателями, а для себя - почему нет.

И напоследок очень эффективное упражнение, если все вышеперечисленное вам не подходит. Возьмите разные семена и перемешайте их (допустим, можно взять семечки тыквы, арбуза, дыни и другие), и каждый день тщательно разбирайте по видам. Этот тренинг нужно делать недели две и даже больше, не пропуская ни одного дня. За это время разовьется терпение, смирение и сила воли. Позже можно иногда повторять упражнение, закрепляя результат. При этом хорошо повторять аффирмации о том, что ваша сила воли с каждым днем становится все больше и крепче - их можно придумать самим.

Небольшое дополнение: отрицательные качества человека всегда стремятся вернуться к нему, поэтому следите, чтобы ваша сила воли всегда была на высоте. Верьте в свои силы и уверенно идите к цели.

Волевые качества помогают человеку добиться успеха в жизни .

Благодаря развитой силе воли можно добиваться важных целей, избавляться от вредных привычек и формировать полезные.

Мы расскажем, что такое сила воли, какие качества личности она в себя включает и как ее развивать .

Основные понятия

Волевые качества личности — что это такое? Это совокупность тех качеств, которые необходимы для достижения поставленных целей.

Одни из наиболее известных: целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность, стратегичность.

Данные качества базируются на силе воли — особому состоянию, привычке психики. Силу воли можно тренировать , успешно реализуя задуманные цели, мотивации, желания.

Волевая сфера личности состоит из двух параметров: силы воли и стойкости воли.

Сила воли — способность мобилизовать тело и психику для реализации целей. Если человек готов в течение длительного срока не отступать, регулярно стремиться к успеху — его воля развита.

Если же человек бросает дело на полпути, не заканчивает его до конца или опускает руки после первой-второй неудачи — наблюдается проблема с силой воли.

Стойкость воли — способность удерживать степень волевых усилий. Это значит сохранять волю в течение долгого времени. Собраться с силами на день — может любой. Пробиваться месяцы и годы — далеко не каждый.

В легкой атлетике есть два типа бегунов: спринтер (быстрый бег на короткие дистанции) и стайер (бег на длинные дистанции, на выносливость). Стойкость воли — это как раз про стайеров.

Классификация

Волевые качества делятся на два основных типа: первичные (экстраординарные волевые качества) и системные (морально волевые качества).

Вторые базируются на первых: на основе первичных формируются и развиваются системные. Далее мы расскажем об этих двух типах.

Первичные

Рассмотрим базовые первичные качества и дадим их краткую характеристику:

Системные

Теперь перейдем к системным качествам, основанным на первичных. У человека, постоянно прокачивающим силу воли, описанные ниже качества составляют фундамент (этими качествами часто описывают человека, дают ему характеристику):


Кратко о формировании

Воля формируется и развивается в процессе жизни человека .

Волевые качества закладываются в детстве, и их дальнейший прогресс во многом зависит от того, как ребенок относится к препятствиям и как справляется с ними.

В раннем детстве, ребенок по большей части руководствуется инстинктами выживания . Главную роль в его поведении играют потребности в пище, безопасности (которую должны обеспечить родители).

После 4-х лет ребенок способен принимать более взвешенные решения, поскольку его поведение теперь контролируют не только инстинкты, но и воспитание .

В этом возрасте также развиваются моральные качества.

Если ребенок старается активно преодолевать препятствия , достигает пусть небольших, но целей — тем выше вероятность, что и во взрослом возрасте он будет проявлять силу воли.

О том, как укреплять волю и дисциплину, мы подробно расскажем в разделе о развитии волевых качеств личности.

Методика исследования волевой организации

Для анализа уровня развития своей воли можно пройти тест Н.Е. Стамбуловой. Участник теста может оценить каждое качество воли (такие как самообладание, инициативность, настойчивость и т.п.).

В тесте задаются вопросы, ответить на которые можно «нет», «да», а также с более размытой степенью уверенности: «скорее да», «может быть» и т.д. На каждое волевое качество отводится по 20 вопросов. Найти тест Стамбуловой можно на просторах Сети.

Развитие

Первые шаги по укреплению воли происходят в детстве. Огромную роль играет воспитание родителями.

Если они всячески стараются угодить ребенку, он растет пассивным, упрямым, .

Опасно это потому, что выйдя во взрослую жизнь, человек будет ожидать подобного поведения от окружающих (синдром «мне все должны» ).

Соответственно, если родители предъявляют серьезные требования к ребенку (серьезные, но не деспотичные/тоталитарные), то он уже с малых лет учится достигать целей. Один из самых эффективных способов развить в ребенке силу воли — определить его в кружок/секцию .

Причем выбирать должен он, не нужно навязывать какое-то увлечение, ибо последует обратная реакция. Когда малыш поймет, чем ему нравится заниматься, в чем реализуются его таланты, важно контролировать прогресс.

Например, ребенку нравится рисовать. Значит, такой фактор как увлеченность — уже присутствует . Второй фактор — дисциплинированность, достаточная степень усидчивости — следует формировать.

Родители могут ежедневно давать малышу задания по рисованию, отмечать рост его навыков, хвалить в соответствии с успехами, вознаграждать за результативную деятельность.

Развивать волю можно и во взрослом возрасте. Но это гораздо сложнее делать самостоятельно, если в детстве не выработалась привычка к самодисциплине. Тем не менее, методика есть:


Сила воли — не статичное свойство личности. Если ее не развивать, произойдет деградация, приводящая к пассивности, .

Совершенствовать же силу воли можно в любом возрасте, но чем раньше этим заняться — тем лучше. Так или иначе, стать асом в достижении целей может каждый!

Как стать волевым человеком? Советы психолога:



Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.