Зачем умирают молодые люди. Почему старики живут, а молодые умирают? Как избежать внезапной смерти

В нашем мире всё имеет своё начало и свой закономерный конец. Это касается и человеческой жизни. Человек рождается, живёт, а затем покидает этот мир. Однако современная наука не может дать однозначный ответ на вопрос: почему люди умирают? Имеется много гипотез и предположений, но ни одна из существующих теорий не доказана однозначно и бесповоротно. Впрочем, не доказано и много других вопросов. К примеру, почему сердце человека бьётся и не останавливается? Так что загадок много, а ответов пока нет.

Что же касается естественной смерти, то её неразрывно связывают со старостью. С возрастом все процессы, идущие в организме, начинают постепенно угасать, так как активность клеток снижается. Иммунологи предполагают, что с годами в иммунной системе начинают усиливаться аутоиммунные процессы, и иммунитет из защитника превращается во врага. Выражается это в разрушении собственных клеток.

Данная программа заложена на генетическом уровне, то есть гены в определённом возрасте начинают видоизменять генерируемые ими белки. Конечной же целью является уничтожение живого организма. Иными словами, в каждом из нас уже при рождении заложен определённый алгоритм развития и самоуничтожения. А поэтому все мы живём по чётко отлаженной и выверенной программе.

В принципе, все живые организмы должны умирать, так как иначе остановится эволюция развития. Это высшая цель природы из более простых форм создавать более сложные, а затем ещё более сложные, и так до бесконечности. Осуществляется этот глобальный по своим масштабам замысел с помощью ДНК . Именно она является тем инструментом, который преображает жизнь на голубой планете. Учёные изучают ДНК, пытаются воздействовать на неё, но пока находятся в самом начале пути.

Из всего сказанного ясно, что ничего не ясно. Понятно лишь то, что все мы представляем собой часть какого-то великого замысла, а наш уход из этого мира является обязательным условием. То есть нас выгоняют, выталкивают, хотя вначале встречают довольно приветливо. Но если мы не можем разобраться в нюансах естественной смерти, то давайте хотя бы разберёмся в нюансах преждевременной смерти.

Преждевременная смерть

В данном случае вопрос: почему люди умирают – тоже имеет злободневное значение. Преждевременная смерть наступает в результате остановки сердца. При этом мозг перестаёт снабжаться кислородом, содержащимся в крови, и погибает. Вот именно его гибель и ведёт к смерти всего организма. Причины же скорбного конца могут быть самыми разнообразными.

Первое место занимают сердечные болезни. На втором месте стоит рак, причём в разных странах он бывает разным. Так в Китае и Мексике лидирует рак печени, а в Центральной и Северной Европе доминирующее положение занимает рак лёгких. Третье место по смертности пока ещё занимает СПИД, но только за счёт Африки, так как в Америке и Европе с этой проблемой в целом справились. Африка также лидирует по туберкулёзу за счёт плохой гигиены и недостаточной вакцинации. В остальных случаях люди умирают от болезни почек, различных инфекционных эпидемий, простудных заболеваний и др.

Есть мнение, что лучше всего уходить в мир иной во сне. Такая смерть довольно распространена среди людей пожилого возраста. Они покидают этот мир из-за остановки дыхания в результате нарушения регуляции дыхания центральной нервной системой. Однако помимо этого существует загадочный феномен, который наука объяснить никак не может. Это так называемый синдром внезапной и необъяснимой смерти или СВНС. Данное явление в основном наблюдается у взрослых мужчин-азиатов.

Впервые смертельный феномен был описан в 1917 году на Филиппинах. Затем его зафиксировали в Японии, Лаосе и Сингапуре. Примечательно то, что перед смертью человек чувствует себя абсолютно нормально. Поздно вечером он ложится в кровать с кучей планов на следующий день. Потом засыпает, а среди ночи начинает протяжно стонать, приглушённо храпеть, задыхаться и затем умирает. Даже если родные будят несчастного, это не спасает его от фатального конца. Вскрытие трупа не показывает никаких патологий, также отсутствуют признаки отравления, аллергии или умышленного убийства.

В начале 90-х годов прошлого века учёные провели 2-летнее исследование в Таиланде и выяснили следующие факты:

Во всех случаях от СВНС умерли мужчины;

Их возраст составил от 20 до 48 лет;

Ни один из усопших не страдал избыточным весом;

Все умершие обладали хорошим здоровьем и не имели хронических заболеваний;

Никто из них не принимал наркотики, все мало курили и почти не пили;

Умершие обладали нормальной работоспособностью, среди них не было калек и инвалидов;

Все умерли во сне, причём в 60% случаев их смерть произошла на глазах у близких людей;

В 95% случаев, когда имелись свидетели, смерть наступила в течение часа после появления первых стонов и странных храпов.

Пик непонятных смертей имеет сезонное явление. Наибольшее число людей уходит в мир иной с марта по май. А наименьшее наблюдается с сентября по декабрь.

Данная проблема считается очень серьёзной, однако врачи до сих пор не знают, почему люди умирают. А СВНС уносит ежегодно 3 тыс. жизней. Причём это полные сил мужчины в возрасте до 50 лет. Предполагается, что причиной являются психические и физические стрессы. Они копятся, достигают критической величины и запускают механизм самоуничтожения организма. Однако не все специалисты разделяют данную точку зрения.

Определённой вероятностью умереть во сне обладают храпящие люди. У них во время сна происходит кратковременная остановка дыхания, которая называется апноэ. В принципе, у каждого спящего останавливается дыхание. Таких моментов может насчитываться до 10 в течение 1 часа. В результате этого замедляется сердечный ритм, концентрация кислорода в крови падает, а артериальное давление повышается. Данный процесс может проходить плавно и незаметно, а может спровоцировать аритмию, инфаркт или инсульт. Обычно в критических ситуациях человек просыпается, но происходит такое не всегда.

Что ощущает человек в преддверии смерти?

Ощущения человека в преддверии смерти известны со слов тех, кто пережил клиническую смерть. Эти люди утверждают, что, находясь на операционном столе, слышали и видели всё, что происходило вокруг. Они также видели тёмный тоннель, в конце которого сиял яркий белый свет. Врачи подобные видения объясняют недостатком кислорода в сером веществе. В таком состоянии человеку может привидеться всё, что угодно. Вот только непонятно, почему у разных людей видения чрезвычайно похожие. Такие совпадения наводят на определённые мысли, касающиеся жизни после смерти. Но это уже совсем другая большая тема.

Во все времена человечество интересовал вопрос: почему люди умирают?

Смерть с точки зрения медицины - прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма.

В медицине четкая классификация смерти. Различают категории, род смерти, вид и причину.

Вид смерти:

  • Естественная или физиологическая;
  • Патологическая.
  • Основная;
  • Промежуточная;
  • Непосредственная.

Единого мнения по вопросу «Почему человек умирает?» нет. Одни ученые считают, что человек умирает от старости. Другие – что смерть приходит из-за дефектов организма, которые копятся в течение жизни. Генетики считают, что продолжительность жизни заложена уже генетически.

Согласно статистике большинство людей на планете умирает от болезней сердца. На втором месте - смерть от рака. Далее - распираторные заболевания (болезни легких, инфекции нижних дыхательных путей, туберкулез).


Неверующих людей смерть страшит, потому что они не допускают существования другой жизни после смерти.

Когда и как умрет человек - решают высшие силы

Итак: почему умирают люди? Все люди произошли от Адама, и ответ на вопрос о смерти нужно искать в истоках человеческого бытия, а именно – в грехопадении.

Священное Писание утверждает: “Бог не сотворил смерти” (Прем. 1, 13). Греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) пишет: “Грех, вследствие которого родилась смерть, - это падение Адама в раю сладости.

Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его:

“В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”

И после совершения греха смерть вошла в человеческое естество; сначала смерть духовная, которая заключается в отлучении человеческой души от Бога, а потом смерть телесная - разлучение души с телом”.

С точки зрения большинства религий смерть - гибель физического тела, оболочки. Человечество никогда не сомневалось в наличии потустороннего мира. Ведь еще древние люди клали в могилы усопших оружие, посуду, готовя их к загробной жизни. Так делали египтяне, греки, римляне.

Народы, не знавшие о существовании друг друга, верили в одно и то же - существование жизни после смерти.

А самое веское доказательство существования жизни после смерти - воскресение Христа.

Когда и как умрет человек – решают высшие силы. Можно много раз попадать в аварии, тонуть, падать из окна, но остаться живым. Это значит, что человек еще не закончил земные дела, свой путь. Про таких людей говорят «Родился в рубашке».

Другие же умирают внезапно, несмотря на предосторожности и смерть их кажется нелепой и преждевременной. Нет никаких случайных смертей и каждый человек уходит из жизни в тот срок, который заработал и который ему определили высшие силы. Но Бог не открывает людям часа их смерти, так как им это не полезно.

Ранняя смерть человека не означает, что он провинился

Почему умирают молодые?

Вот что сказал по этому поводу один из оптинских старцев:

«каждому из нас должно умереть; но когда, Единому Богу известно. И в этом есть предопределение Божие, когда кому умереть. Если кто умирает, в каких бы то ни было летах, в младости, или в старости, или в среднем возрасте, то ему так от Бога назначено; то о сем надобно быть спокойными, токмо примирять свою совесть покаянием и благонадежием. Сколько бы мы ни жили, а все надобно умереть; кто умирает в молодости, то надо полагать, что Богу так угодно».

Ранняя смерть человека вовсе не означает, что он где-то провинился и ему не дали из-за этого пожить подольше.

Например, молодой художник писал прекрасные картины и вдруг умер от внезапной болезни. Значит на земле его путь исчерпан. Бог считает, что на небе он даст больше. А некоторых людей Господь забирает раньше времени для их же блага.

Рано умирает злодей. Почему? Потому, что Господь избирает смерть для спасения души грешника. На земле такому человеку не понять, что он натворил в жизни и это произойдет на небе. Вот почему из жизни уходят молодые, полные сил люди.

Не меньше людей волнует вопрос, почему хорошие люди умирают рано.

Ранняя смерть взросло­го человека - или Божья кара или милость Божья.

Все понимают, что причины смертей бывают разные: болезни, катастрофы, несчастные случаи… Вопреки мнению, что умирают «хорошие», а «плохие» живут и живут - умирают и те и другие. Просто «хорошие» всегда на виду, обращают на себя больше внимания и расставаться с ними тяжело. А на «плохих» люди стараются не обращать внимания, их смерть незаметна для окружающих, вот и кажется, что живут они сто лет.

Смерть маленького ребенка – наказание родителям

Часто у родителей, убитых горем потери ребенка, возникает вопрос: «За что мне такое? Как пережить это?». Мнение святых на этот счет однозначно: если умирает ребенок (до 7 лет), то это в первую очередь наказание родителям. Значит, они заслужили это поступками, помыслами, образом жизни, возможно прошлой.

Для ребенка же ранняя смерть это награда. Бог никогда не посылает непосильных испытаний. Вот ответ на вторую часть вопроса. Родителям, потерявшим детей лучше не пытаться проникнуть в тайны промысла Божия, а скорбь претворить в горячую молитву Богу об упокоении души их чад.

Для верующих людей нет слова – смерть, как чего-то конечного и пустого. Смерть разлучает нас с нашими родными людьми и это не от нас зависит, живет человек или умирает. Православные верят, что нет смерти, а когда человек умирает, то переходит от жизни временной к жизни вечной.

Святые о смерти

Митрополит Московский Макарий (Булгаков):

«Смерть есть предел, которым ограничивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так, что по смерти невозможно ни покаяние, ни исправление жизни. Эту истину выразил Христос Спаситель своею притчею о богатом и Лазаре, из которой видно, что тот и другой немедленно по смерти получили воздаяние, и богатый, как ни мучился во аде, не мог освободиться от своих страданий»

.
Изречения святых

Почему люди умирают? Этот вопрос когда-то волновал умы мудрецов, жрецов, правителей и монахов так же, как и сейчас волнует многих медиков, ученых-биологов, генетиков, религиозных деятелей. Почему люди рано умирают (а рано - это для кого-то в 20, а для другого - в 80 или 90 лет) - вопрос риторический. Есть несколько точек зрения, каждый волен придерживаться той, что ему ближе.

Что такое смерть?

Почему люди умирают? Все просто и цинично - потому что мир устроен так, и никак иначе. Есть стадии появления или рождения, развития и роста, расцвета или зрелости, старения или угасания и гибели. Эти этапы проживает каждое живое существо - так учат на уроках биологии еще в школе. Но кроме этого, эти же стадии характерны и для любых процессов и объектов неживой природы, и даже социальных институтов. Все дело только в длительности перехода от одного жизненного этапа к другому. Можно сказать с полной уверенностью, что ничто в физическом мире не существует вечно.

Исключением не является и человек. Законы мироздания распространяются на человека разумного (Homo Sapiens), который все же значительно отличается и от своих предшественников (неандертальца или человека умелого, человека прямоходящего), и от животных. Все люди появляются на свет, растут и развиваются, размножаются, стареют и, в конце концов, умирают. Получается, что смерть - это завершение жизни, но не ее противоположность. Если говорить о противоположности смерти как процесса, то, скорее, это будет рождение.

Так почему человек рождается и умирает? Просто потому, что так устроен мир. Потому что старое должно уступать место новому, оставаясь в прошлом. Человек приходит из ниоткуда и уходит в никуда, получается, что жизнь - это только вспышка, мгновение в вечности.

Смерть с точки зрения религиозных учений

Почему должны умереть люди? С точки зрения множества религиозных учений, смерть отнюдь не является завершением. Абсолютно все мировые религии утверждают, что в человеке есть что-то незримое, вечное и ничем неуничтожимое. Это ментальная оболочка, душа, тогда как тело - оболочка физическая.

Каждый человек, согласно религии, приходит в этот мир, чтобы выполнить определенную миссию, дело всей жизни, которое у каждого свое. Кому-то суждено искупать грехи прошлых жизней и в этой жизни нищенствовать или болеть, кто-то получает награду за прошлые свои великие (с моральной точки зрения) свершения, например, помощь голодным и обездоленным, и может не беспокоиться об удовлетворении своих основных потребностей в этой жизни, развиваться духовно.

Потом душа возвращается обратно к Создателю - его каждая религия называет по-разному. В исламе, например, это Аллах, в индуизме - Ишвара, в православии - Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух, а вот буддизм отвергает идею существования единого Бога. В язычестве, античном мире и праиндоевропейской религии отцом всего живого, создателем и творцом был Демиург.

Смерть по религиозной концепции - это переход из одного состояния в другое, рождение в новую жизнь. После смерти душа не гибнет, а продолжает существовать, только уже вне физического (земного) тела. В разных учениях представления о том, что происходит после смерти, различны, но все религии сходятся в том, что смерть - это не конец.

Уход из жизни с научной точки зрения

С точки зрения современной науки, смерть - это механизм, придуманный природой, который обеспечивает смену поколений и защищает планету от перенаселения. Смерть - это остановка всех биологических процессов, которые протекают в организме человека при жизни. Но ведь причин этой остановки очень и очень много. Люди умирают не только от болезней, но и от несчастных случаев или от рук других людей. Если всего этого удается избежать, то человек умирает от старости, то есть естественной смертью.

Что такое естественная смерть?

Естественная смерть - это смерть человека от старости. Что это значит? С возрастом активность клеток снижается, все процессы, происходящие в организме, начинают угасать. Иммунологи утверждают, что естественная смерть наступает по той причине, что начинают свое действие аутоиммунные процессы.

В норме в молодом и зрелом возрасте организм человека «закодирован» на борьбу против смерти. Это выражается, например, в том, что после употребления чрезмерного количества алкоголя человеку становится плохо. Организм реагирует на яд и пытается вывести его как можно скорее, посылает сигналы о том, что нельзя употреблять такие напитки. Хочет жить не только сознание человека, но и тело, поэтому организм в норме сам борется с инфекциями, ядами и другими негативными воздействиями.

С годами, а иногда и в молодом возрасте вследствие различных заболеваний начинают развиваться аутоиммунные процессы. Иммунная система перестает распознавать чужеродные объекты, она начинает принимать «своих» за «чужих». То есть организм начинает саморазрушаться, атаковать собственные клетки. Именно так объясняется естественная смерть от старости.

Основные причины смертности

Почему люди умирают молодыми или просто раньше времени? Это происходит, как уже упоминалось выше, из-за несчастных случаев, болезней или от рук других людей. Согласно данным ВОЗ, большая часть людей (54%) умирает из-за причин, список которых можно ограничить 10 пунктами. Так, больше всего человеческих жизней уносит инсульт и ишемическая болезнь сердца - это ведущие причины смертности в мире. На втором месте - ХОБЛ (обструктивная болезнь легких). Далее - рак легких, трахеи и бронхов, диабет, инфекции нижних дыхательных путей, диарейные болезни, туберкулез, ВИЧ/СПИД и... ДТП.

Почему иногда умирают во сне?

Почему люди умирают во сне? Действительно, очень многие покидают сей мир во сне: человек засыпает и больше не просыпается. Это объясняется довольно просто и логически. Человек треть своей жизни проводит во сне, так что уход из жизни в момент такого отдыха - явление столь же естественное, как и смерть наяву. Есть этому факту и вполне научное объяснение. Кардиологи говорят, что во время сна или просто в горизонтальном положении увеличивает приток венозной крови к сердцу, так что мышце требуется больше кислорода, а больное сердце и так плохо справляется со своей работой, и не выдерживает нагрузки. Именно поэтому рекомендуют больного во время приступа не укладывать, а оставить в полусидячем положении.

Преждевременная смерть

Почему люди умирают раньше времени? Помимо несчастных случаев, различных болезней и других факторов, врачи называют среди причин синдром внезапной и необъяснимой смерти. Иногда ведь случается так, что умирает относительно здоровый молодой человек. От чего? В таких случаях причину объясняют как раз этим синдромом, природа которого не до конца ясна современной науке. Известно, что больше подвержены этому синдрому мужчины, чем женщины. Возраст - от 20 до 49 лет. Кроме того, с монголоидами это случается чаще, чем с представителями других рас. Чаще всего синдромом внезапной смерти называют не те случаи, которые можно списать на злоупотребление алкоголем, наркотиками или курением, лишний вес и заболевания. Причем и вскрытие, как правило, не дает никаких объяснений. Свидетели утверждают, что человек, который умер от СВНС, во сне вдруг начинал сопеть, стонать, задыхаться и умирал. Если человека будили, в течение ближайшего часа или суток (в 94% случаев) он все равно умирал.

Почему умирает Россия

Почему люди умирают в России? Причины смертности в России во многом соответствуют тем, что представлены ВОЗ. Больше всего людей умирает от заболеваний системы кровообращение, ишемии и инсультов, новообразований, болезней органов дыхания и пищеварения.

Особенности умирания человека

Смерть имеет техническую и биологическую стороны. Техническая сторона связана с прекращением действия программы жизни человека, отделением души от тела и улавливанием ее определенными устройствами тонкого плана с дальнейшим направлением в сепаратор, т. е. место ее обработки и хранения. Биологическая смерть связана с включением процессов распада для материального тела и отделением временных энерготел от души.

Смерть происходит при достижении индивидом последней точки своей программы, которая включает саму ситуацию смерти и все события, связанные с ней.

Каждый человек умирает по-своему. Смерть носит индивидуальный характер. Но давайте задумаемся, почему одни люди умирают легко, а другие долго мучаются? Почему одни умирают на больничной койке, а другие в какой-либо катастрофе? Влияет ли что-то на форму смерти?

На то, как человек умирает, влияет его прошлая жизнь и выбор, делаемый им в настоящей жизни. То есть насколько правильно он выполнил данную ему Свыше программу.

Причин для смерти и особенностей ее течения много. Назовем лишь несколько.

1) Если человек точно выполнил свою программу, то его смерть будет легкой и безболезненной. Например, некоторые люди засыпают и не просыпаются, или человек шел, шел, упал – и сразу умер, то есть он упал от мгновенной остановки сердца. Так умирают люди, выполнившие свою программу и не наделавшие энергетических долгов.

Человеку очень важно не оставлять энергодолгов.

2) Те души, которые уничтожаются как брак, как не преуспевшие в развитии, тоже могут умирать мгновенно, но уже по-другому . Например, это может быть мгновенная смерть в автокатастрофе, от несчастного случая: человек шел по улице, и ему на голову упал кирпич. Мгновенная смерть от пули тоже считается немучительной. Быстрая смерть не несет в себе мук для человека. То есть мы все-таки видим разницу между смертью в первом и во втором случае.

И те, и другие люди умирают мгновенно, не почувствовав боли и страданий, но у бракованных душ сам характер смерти другой, не такой, как у людей, живших правильно и выполнивших свою программу .

Во втором случае присутствует испуг, стресс, неожиданность. Это позволяет душе быстрее освободиться от тела и дает стартовую энергию для подъема Вверх. Ведь бракованные души накапливают в себе отрицательные энергии и не могут сами подняться, поэтому им через испуг, потрясение дают дополнительную энергию для подъема в верхние слои.

3) Мучаются перед смертью души , которые совершили какие-то ошибки, недобрали в матрицу каких-то типов энергий, т. е. в чем-то недовыполнили свою жизненную программу в настоящем или прошлом. Программа содержит в себе варианты выбора. Поэтому часто своими поступками в настоящем человек выбирает для себя форму своей кончины в будущем.

Некоторые люди умирают от заболеваний определенных органов, в основном тех, которые недовыработали и недопоставили требуемый тип энергий соответствующим планетам при жизни человека в прошлом или настоящем воплощении. Через болезнь, как мы уже говорили в первой части, телом производится нужная энергия и происходит компенсация энергодолгов человека.

Допустим, человек всю жизнь неправильно питался, не соблюдал диет, очищающих организм. В результате пищеварительные органы у него производили брак – энергию гораздо более плохого качества, чем если бы он питался правильно. А любая программа требует от человека правильных действий. Если человек произвел не те энергии, которые требовала его программа, то у него появился энергодолг. Чтобы его аннулировать уже в данной жизни, органы человека построены таким образом, что при неправильном режиме их работы в них развиваются заболевания. А любая болезнь строится так (и это специально закладывается Высшими в конструкцию тела человека), что заболевший орган начинает выдавать чистую энергию , именно ту, которая и требовалась программой человека. Поэтому любая болезнь очищает и ликвидирует какие-то задолженности индивида.

Человеку очень важно выполнить жизненную программу. Невыполнение ее влияет и на заболевания в течение жизни, и на форму его кончины.

4) На форму кончины влияет и карма . Если человек в прошлом убил кого-то, то в настоящей жизни он сам будет убит. Это планируется уже на основе закона причинно-следственной связи и законов морали. Человека воспитывают нравственно, поэтому заставляют его на себе испытать то, что он делает другим. Это повышает его сознательность.

5) Некоторые больные мучаются перед смертью не только по причине невыполнения своей программы, но и для тестирования родных людей , чтобы выявить их истинное отношение к больному, проверить их человеческие качества. Ведь, пока человек здоров – к нему одно отношение, а когда заболевает, отношение может измениться и родные могут стать бессердечными и равнодушными. И для этого обычно совмещают карму больного и карму родных.

6) Или взять смерть младенцев. По какой причине может даваться такая короткая жизнь и непонятная смерть?

Когда умирает младенец, в этом случае тоже совмещают карму родителей и той души, которая рождается и сразу умирает. Рождение сопровождается большим выплеском энергии, которую душа недоработала для иерархической Системы в прошлой жизни. И даже одного рождения и смерти бывает достаточно, чтобы покрыть прошлые долги. Ведь у человека существуют обязанности не только перед собой, но еще и перед теми, кто запускает его в эту жизнь. Он обязан производить энергию и для Высших Личностей, находящихся в тонком мире и следящих за человечеством.

Поэтому если Высшие недополучили какой-то тип энергии, Они будут заставлять человека отрабатывать эти долги.

Правда жизни – сурова. Иногда открываются такие истины, что они шокируют наше сознание. Но всегда причиной всех неприятных смертей или коротких жизней является сам человек.

7) Или возьмем еще один пример. Если человек ведет беспутную, разгульную жизнь, то использует не по назначению те средства, которые выделяют Высшие на организацию его жизни на Земле , поэтому он нарабатывает своим неправильным поведением энергодолги.

Но человек должен понимать, что, когда он совершает правильные действия, соответствующие высшей морали общества, его личной программе и требованиям Высших, – он производит через свои действия те типы энергий, которые планирует программа его жизни. Если же он поступает подло, неправильно, делая много ошибок, придерживается низкой морали, то он производит через неправильные действия бракованные энергии. А они оседают грязью в его тонких телах – потому что Высшим энергетический брак не нужен.

Энергия давалась Высшими на его жизнь и выполнение личной программы. Но при неправильном поведении индивида получается, что он эту энергию использовал на то, чтобы произвести брак. Отсюда у него появляются энергетические долги: он обязан в следующей или настоящей жизни отработать то, что ему положено, и произвести именно те энергии для себя и для Высших, которые ему положены по программе. И пока он не отработает эти долги, он дальше в развитии не двинется.

А чтобы отработка происходила быстро, чтобы он не отставал в эволюции, Высшим приходится посылать такой душе еще более сложные ситуации в жизни. Иногда энергодолги бывают такими большими, что компенсировать их становится возможным только за счет очень коротких жизней, когда человеку дают возможность прожить всего несколько лет или даже месяцев, а не полную жизнь.

Поэтому, когда человек умирает в младенчестве или в 5, 11 лет, это души-должники. Они отрабатывают свои прошлые энергодолги. Должники прожили короткие жизни, то есть они пришли на Землю только для того, чтобы отработать свои долги.

Через функции своей жизни они производят для Высших то количество энергии, которое задолжали в прошлом воплощении в связи с невыполнением личной программы. Продолжительность жизни в 11 или 16 лет говорит только об одном – насколько человек жил неправильно и насколько его понятия о жизни отличались от понятий Высших Учителей.

Из книги Кто умирает? автора Левин Стивен

Из книги Инопланетные цивилизации Атлантиды автора Бязырев Георгий

ИСКУССТВО УМИРАНИЯ Чем больше развит дух, тем меньше тел у духа. Безумно интересное образование в Атлантиде было всеобщим и бесплатным, обучение детей и взрослых проходило в храмах, похожих на стоэтажные небоскребы. Профессиональная ориентация начиналась с 12 –

Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд

Фазы умирания Путь к смерти проходит много этапов. Сперва угроза смерти приходит как ворчание школьного учителя. Посопротивлявшись как школьник, вы стараетесь закончить то, что кажется вам самым значимым. Смерть говорит: «Перестань колебаться во взаимоотношениях.

Из книги История гуманоидных цивилизаций Земли автора Бязырев Георгий

ИСКУССТВО УМИРАНИЯ Я мучился и наслаждался сомненьями, что движут мир. Во мне ночами пробуждался волшебник, сказочник, факир. Толкались ангелы и черти, и я тащил из них ответ На таинство и жадность смерти, и на рождения секрет. Добро и зло сливались странно в единый вечный

Из книги Надличностное виденье автора Гроф Станислав

Из книги Призрак живых автора Дюрвилль Гектор

Из книги Жизнь после жизни автора Моуди Рэймонд

Из книги Красота вашего подсознания. Программируй себя на успех и позитив автора Ангелайт

ОПЫТ УМИРАНИЯ Несмотря на большое разнообразие обстоятельств, связанных с близким знакомством со смертью, а также типов людей, переживших это, все же несомненно то, что между рассказами о самих событиях в этот момент имеется поразительное сходство. Практически сходство

Из книги И этому надо учиться автора Александров Александр Федорович

Особенности человека первой матрицы – Матрицы Блаженства и Покоя Человек этого типа ведет себя чаще всего как ребенок. Мы можем обнаружить в поведении первоматричного человека чрезвычайную расслабленность и глубокое невинное спокойствие в любой ситуации. А любое

Из книги Тайны мирового разума и ясновидение автора Мизун Юрий Гаврилович

Особенности человека второй матрицы – Матрицы Терпения и Накопления Второматричный человек обычно терпелив и сдержан, что иногда выглядит как замкнутость в себе. Но нужно показать ему, что вы для него не опасны, что позволит ему открыться вам, и вы сможете тогда общаться.

Из книги Прощание без возвращения? [Смерть и потусторонний мир с точки зрения парапсихологии] автора Пассиан Рудольф

Особенности человека третьей матрицы – Матрицы Борьбы и Воплощения Человек третьей матрицы по своему характеру борец. Его поведением управляют принципы, которыми он и руководствуется по жизни. Принципиальность считается высоким моральным качеством, и добиваться

Из книги автора

Процесс умирания в наблюдениях ясновидящих Бисмарк (von Bismarck) как-то сказал: «Жизнь ничего бы не стоила, если бы смерть ставила в ней точку», а Шиллер в «Дон Карлосе» вкладывает в уста убежденного в своей скорой кончине Позы слова, обращенные к королеве: «Мы обязательно

Из книги автора

II. Бардо умирания Смерть глазами реализованных существ Наши ощущения в бардо умирания обычно сопровождаются интенсивной болью. Это начинается с той минуты, когда мы уже не сомневаемся в надвигающейся смерти, и продолжается до тех пор, пока не проявится ясный свет ума,

Нам кажется, что человек умирает, когда этого ему не нужно, а этого не может быть. Человек умирает только оттого, что в этом мире благо его истинной жизни не может уже увеличиться, а не оттого, что у него болят легкие, или у него рак, или в него выстрелили или бросили бомбу. Если мы живем, то это происходит вовсе не оттого, что мы бережем себя, а оттого, что в нас совершается дело жизни, подчиняющее себе все эти условия. Кончается дело жизни, и ничто уже не может остановить неперестающую гибель человеческой животной жизни,- гибель эта совершается, и одна из ближайших, всегда окружающих человека, причин плотской смерти представляется нам исключительной причиной ее.

Видимая жизнь наша представляется мне отрезком конуса, вершина и основание которого скрываются от моего умственного взора. Самая узкая часть конуса есть то мое отношение к миру, с которым я впервые сознаю себя; самая широкая часть есть то высшее отношение к жизни, до которого я достиг теперь. Начало этого конуса - вершина его - скрыта от меня во времени моим рождением, продолжение конуса скрыто от меня будущим, одинаково неведомым и в моем плотском существовании и в моей плотской смерти. Я не вижу ни вершины конуса, ни основания его, но по той части его, в которой проходит моя видимая, памятная мне жизнь, я несомненно узнаю его свойства. Сначала мне кажется, что этот отрезок конуса и есть вся моя жизнь, но по мере движения моей истинной жизни, с одной стороны, я вижу, что то, что составляет основу моей жизни, находится позади ее, за пределами ее: по мере жизни я живее и яснее чувствую мою связь с невидимым мне прошедшим; с другой стороны, я вижу, как эта же основа опирается на невидимое мне будущее, я яснее и живее чувствую свою связь с будущим и заключаю о том, что видимая мною жизнь, земная жизнь моя, есть только малая часть всей моей жизни с обоих концов ее - до рождения и после смерти - несомненно существующей, но скрывающейся от моего теперешнего познания. И потому прекращение видимости жизни после плотской смерти, так же как невидимость ее до рождения, не лишает меня несомненного знания ее существования до рождения и после смерти. Я вхожу в жизнь с известными готовыми свойствами любви к миру вне меня; плотское мое существование - короткое или длинное - проходит в увеличении этой любви, внесенной мною в жизнь, и потому я заключаю несомненно, что я жил до своего рождения и буду жить, как после того момента настоящего, в котором я, рассуждая, нахожусь теперь, так и после всякого другого момента времени до или после моей плотской смерти. Глядя вне себя на плотские начала и концы существования других людей (даже существ вообще), я вижу, что одна жизнь как будто длиннее, другая короче; одна прежде проявляется и дольше продолжает быть мне видима,- другая позже проявляется и очень скоро опять скрывается от меня, но во всех я вижу проявление одного и того же закона всякой истинной жизни - увеличение любви, как бы расширение лучей жизни.

Раньше или позже опускается завеса, скрывающая от меня временное течение жизни людей, жизнь всех людей все та же одна жизнь и все так же, как и всякая жизнь, не имеет ни начала, ни конца. И то, что человек дольше или меньше жил в видимых мною условиях этого существования, не может представлять никакого различия в его истинной жизни. То, что один человек дольше проходил через открытое мне поле зрения или другой быстро прошел через него, никак не может заставить меня приписать больше действительной жизни первому и меньше второму. Я несомненно знаю, что, если я видел проходящим мимо моего окна человека, скоро ли, или медленно - все равно я несомненно знаю, что этот человек был и до того времени, когда я увидал его, и будет продолжать быть и скрывшись из моих глаз.

Но зачем же одни проходят быстро, а другие медленно? Зачем старик, засохший, закостеневший нравственно, неспособный, по нашему взгляду, исполнять закон жизни - увеличение любви - живет, а дитя, юноша, девушка, человек во всей силе душевной работы, умирает,- выходит из условий этой плотской жизни, в которой, по нашему представлению, он только начинал устанавливать в себе правильное отношение к жизни?

Еще понятны смерти Паскаля, Гоголя; но - Шенье, Лермонтова и тысяча других людей с только что, как нам кажется, начавшейся внутренней работой, которая так хорошо, нам кажется, могла быть доделана здесь?

Но ведь это нам кажется только. Никто из нас ничего не знает про те основы жизни, которые внесены другими в мир, и про то движение жизни, которое совершилось в нем, про те препятствия для движения жизни, которые есть в этом существе, и, главное, про те другие условия жизни, возможные, но невидимые нам, в которые в другом существовании может быть поставлена жизнь этого человека.

Нам кажется, глядя на работу кузнеца, что подкова совсем готова - стоит только раза два ударить,- а он сламывает ее и бросает в огонь, зная, что она не проварена.

Совершается или нет в человеке работа истинной жизни, мы не можем знать. Мы знаем это только про себя. Нам кажется, что человек умирает, когда этого ему не нужно, а этого не может быть. Умирает человек только тогда, когда это необходимо для его блага, точно так же, как растет, мужает человек только тогда, когда ему это нужно для его блага.

И в самом деле, если мы под жизнью разумеем жизнь, а не подобие ее, если истинная жизнь есть основа всего, то не может основа зависеть от того, что она производит: не может причина происходить из следствия, не может течение истинной жизни нарушаться изменением проявления ее. Не может прекращаться начатое и неконченное движение жизни человека в этом мире оттого, что у него сделается нарыв, или залетит бактерия, или в него выстрелят из пистолета.

Человек умирает только оттого, что в этом мире благо его истинной жизни не может уже увеличиться, а не оттого, что у него болят легкие, или у него рак, или в него выстрелили или бросили бомбу. Нам обыкновенно представляется, что жить плотской жизнью естественно, и неестественно погибать от огня, воды, холода, молнии, болезней, пистолета, бомбы; - но стоит подумать серьезно, глядя со стороны на жизнь людей, чтобы увидать, что напротив: жить человеку плотской жизнью среди этих гибельных условий, среди всех, везде распространенных и большей частью убийственных, бесчисленных бактерий, совершенно неестественно. Естественно ему гибнуть. И потому жизнь плотская среди этих гибельных условий есть, напротив, нечто самое неестественное в смысле материальном. Если мы живем, то это происходит вовсе не оттого, что мы бережем себя, а оттого, что в нас совершается дело жизни, подчиняющее себе все эти условия. Мы живы не потому, что бережем себя, а потому, что делаем дело жизни. Кончается дело жизни, и ничто уже не может остановить неперестающую гибель человеческой животной жизни,- гибель эта совершается, и одна из ближайших, всегда окружающих человека, причин плотской смерти представляется нам исключительной причиной ее.

Жизнь наша истинная есть, ее мы одну знаем, из нее одной знаем жизнь животную, и потому, если уж подобие ее подлежит неизменным законам, то как же она-то - то, что производит это подобие,- не будет подлежать законам?

Но нас смущает то, что мы не видим причин и действий нашей истинной жизни так, как видим причины и действия во внешних явлениях: не знаем, почему один вступает в жизнь с такими свойствами своего я, а другой с другими, почему жизнь одного обрывается, а другого продолжается? Мы спрашиваем себя: какие были до моего существования причины того, что я родился тем, что я есмь. И что будет после моей смерти от того, что я буду так или иначе жить? И мы жалеем о том, что не получаем ответов на эти вопросы.

Но жалеть о том, что я не могу познать теперь того, что именно было до моей жизни и что будет после моей смерти,- это все равно, что жалеть о том, что я не могу видеть того, что за пределами моего зрения. Ведь если бы я видел то, что за пределами моего зрения, я бы не видал того, что в его пределах. А мне ведь, для блага моего животного, мне нужнее всего видеть то, что вокруг меня.

Ведь то же и с разумом, посредством которого я познаю. Если бы я мог видеть то, что за пределами моего разума, я бы не видал того, что в пределах его. А для блага моей истинной жизни мне нужнее всего знать то, чему я должен подчинить здесь и теперь свою животную личность для того, чтобы достигнуть блага жизни. И разум открывает мне это, открывает мне в этой жизни тот единый путь, на котором я не вижу прекращение своего блага.

Он показывает несомненно, что жизнь эта началась не с рождением, а была и есть всегда,- показывает, что благо этой жизни растет, увеличивается здесь, доходя до тех пределов, которые уже не могут содержать его, и только тогда уходит из всех условий, которые задерживают его увеличение, переходя в другое существование. Разум ставит человека на тот единственный путь жизни, который, как конусообразный расширяющийся тунель, среди со всех сторон замыкающих его стен, открывает ему вдали несомненную неконечность жизни и ее блага.

Зачем нужны страдания?

Если бы человек и мог не бояться смерти и не думать о ней, одних страданий, ужасных, бесцельных,- ничем не оправдываемых и никогда не отвратимых страданий, которым он подвергается, было бы достаточно для того, чтобы разрушить всякий разумный смысл, приписываемый жизни.

Я занят добрым, несомненно полезным для других делом, и вдруг меня схватывает болезнь, обрывает мое дело и томит, и мучает меня без всякого толка и смысла. Перержавел винт в рельсах, и нужно, чтобы в тот самый день, когда он выскочит, в этом поезде, в этом вагоне ехала добрая женщина-мать, и нужно, чтобы раздавило на ее глазах ее детей. Проваливается от землетрясения именно то место, на котором стоит Лиссабон или Верный, и зарываются живыми в землю и умирают в страшных страданиях - ничем не виноватые люди. Какой это имеет смысл? Зачем, за что эти и тысячи других бессмысленных, ужасных случайностей, страданий, поражающих людей?

Объяснения рассудочные ничего не объясняют. Рассудочные объяснения всех таких явлений всегда минуют самую сущность вопроса и только еще убедительнее показывают неразрешимость его. Я заболел оттого, что залетели туда-то такие-то микробы; или дети на глазах матери раздавлены поездом потому, что сырость так-то действует на железо; или Верный провалился оттого, что существуют такие-то геологические законы. Но ведь вопрос в том, почему именно такие-то люди подверглись именно таким-то ужасным страданиям, и как мне избавиться от этих случайностей страдания?

На это нет ответа. Рассуждение, напротив, очевидно показывает мне, что закона, по которому один человек подвергается, а другой не подвергается этим случайностям, нет и не может быть никакого, что подобных случайностей бесчисленное количество и что потому, что бы я ни делал, моя жизнь всякую секунду подвержена всем бесчисленным случайностям самого ужасного страдания.

Ведь если бы люди делали только те выводы, которые неизбежно следуют из их миросозерцания,- люди, понимающие свою жизнь как личное существование, ни минуты не оставались бы жить. Ведь ни один работник не стал бы жить у хозяина, который, нанимая работника, выговаривал бы себе право, всякий раз, как это ему вздумается, жарить этого работника живым на медленном огне, или с живого сдирать кожу, или вытягивать жилы, и вообще делать все те ужасы, которые он на глазах нанимающегося без всякого объяснения и причины проделывает над своими работниками. Если бы люди действительно вполне понимали жизнь так, как они говорят, что ее понимают, ни один от одного страха всех тех мучительных и ничем не объяснимых страданий, которые он видит вокруг себя и которым он может подпасть всякую секунду, не остался бы жить на свете.

А люди, несмотря на то что все знают разные легкие средства убить себя, уйти из этой жизни, исполненной такими жестокими и бессмысленными страданиями, люди живут; жалуются, плачутся на страдания и продолжают жить.

Сказать, что это происходит оттого, что наслаждений в этой жизни больше, чем страданий, нельзя, потому что, во-первых, не только простое рассуждение, но философское исследование жизни явно показывают, что вся земная жизнь есть ряд страданий, далеко не выкупаемых наслаждениями; во-вторых, мы все знаем и по себе и по другим, что люди в таких положениях, которые не представляют ничего иного, как ряд усиливающихся страданий без возможности облегчения до самой смерти, все-таки не убивают себя и держатся жизни.

Объяснение этого странного противоречия только одно: люди все в глубине души знают, что всякие страдания всегда нужны, необходимы для блага их жизни, и только потому продолжают жить, предвидя их или подвергаясь им. Возмущаются же они против страданий потому, что при ложном взгляде на жизнь, требующем блага только для своей личности, нарушение этого блага, не ведущее к очевидному благу, должно представляться чем-то непонятным и потому возмутительным.

И люди ужасаются перед страданиями, удивляются им, как чему-то совершенно неожиданному и непонятному. А между тем всякий человек возрощен страданиями, вся жизнь его есть ряд страданий, испытываемых им и налагаемых им на другие существа, и, казалось, пора бы ему привыкнуть к страданиям, не ужасаться перед ними и не спрашивать себя, зачем и за что страдания? Всякий человек, если только подумает, увидит, что все его наслаждения покупаются страданиями других существ, что все его страдания необходимы для его же наслаждения, что без страданий нет наслаждения, что страдания и наслаждения суть два противоположные состояния, вызываемые одно другим и необходимые одно для другого. Так что же значат вопросы: зачем, за что страдания? - которые задает себе разумный человек? Почему человек, знающий, что страдание связано с наслаждением, спрашивает себя: зачем? за что страдание, а не спрашивает себя: - зачем? за что наслаждения?

Вся жизнь животного и человека, как животного, есть непрерывная цепь страданий. Вся деятельность животного и человека, как животного, вызывается только страданием. Страдание есть болезненное ощущение, вызывающее деятельность, устраняющую это болезненное ощущение и вызывающую состояние наслаждения. И жизнь животного и человека, как животного, не только не нарушается страданием, но совершается только благодаря страданию. Страдания, следовательно, суть то, что движет жизнь, и потому есть то, что и должно быть; так о чем же человек спрашивает, когда он спрашивает, зачем и за что страдание?

Животное не спрашивает этого.

Когда окунь вследствие голода мучает плотву, паук мучает муху, волк овцу, они знают, что делают то, что должно быть, и совершается то самое, что должно быть; и потому, когда и окунь, и паук, и волк подпадают таким же мучениям от сильнейших их, они, убегая, отбиваясь, вырываясь, знают, что делают все то, что должно быть, и потому в них не может быть ни малейшего сомнения, что с ними и случается то самое, что должно быть. Но человек, занятый только залечиванием своих ног, когда ему их оторвали на поле сражения, на котором он отрывал ноги другим, или занятый только тем, чтобы провести наилучшим образом свое время в одиночной синей тюрьме, после того как он сам прямо или косвенно засадил туда людей, или человек, только заботящийся о том, чтобы отбиться и убежать от волков, разрывающих его, после того как он сам зарезал тысячи живых существ и съел;-человек не может находить, что все это, случающееся с ним, есть то самое, что должно быть. Он не может признавать случающегося с ним тем, что должно быть, потому что, подвергшись этим страданиям, он не делал всего того, что он должен был делать. Не сделав же всего того, что он должен был сделать, ему кажется, что с ним и случается то, чего не должно быть.

Но что же, кроме того, чтобы убегать и отбиваться от волков, должен делать человек, разрываемый ими? - То, что свойственно делать человеку, как разумному существу: сознавать тот грех, который произвел страдание, каяться в нем и познавать истину.

Животное страдает только в настоящем, и потому деятельность, вызываемая страданием животного, направленная на самого себя в настоящем, вполне удовлетворяет его. Человек же страдает не в одном настоящем, но страдает и в прошедшем, и в будущем, и потому деятельность, вызываемая страданиями человека, если она направлена только на настоящее животного человека, не может удовлетворить его. Только деятельность, направленная и на причину, и на последствия страдания, и на прошедшее, и на будущее, удовлетворяет страдающего человека.

Животное заперто и рвется из своей клетки, или у него сломана нога и оно лижет больное место, или пожирается другим и отбивается от него. Закон его жизни нарушен извне, и оно направляет свою деятельность на восстановление его, и совершается то, что должно быть. Но человек - я сам или близкий мне - сидит в тюрьме; или я сам или близкий мне лишился в сражении ноги, или меня терзают волки: деятельность, направленная на побег из тюрьмы, на лечение ноги, на отбивание от волков, не удовлетворит меня, потому что заключение в тюрьме, боль ноги и терзание волков составляют только крошечную часть моего страдания. Я вижу причины своего страдания в прошедшем, в заблуждениях моих и других людей, и если моя деятельность не направлена на причину страдания - на заблуждение, и я не стараюсь освободиться от него, я не делаю того, что должно быть, и потому-то страдание и представляется мне тем, чего не должно быть, и оно не только в действительности, но и в воображении возрастает до ужасных, исключающих возможность жизни, размеров.

Причина страдания для животного есть нарушение закона жизни животной, нарушение это проявляется сознанием боли, и деятельность, вызванная нарушением закона, направлена на устранение боли; для разумного сознания причина страдания есть нарушение закона жизни разумного сознания; нарушение это проявляется сознанием заблуждения, греха, и деятельность, вызванная нарушением закона, направлена на устранение заблуждения- греха. И как страдание животного вызывает деятельность, направленную на боль, и деятельность эта освобождает страдание от его мучительности, так и страдания разумного существа вызывают деятельность, направленную на заблуждение, и деятельность эта освобождает страдание от его мучительности.
Вопросы: зачем? и за что? - возникающие в душе человека при испытывании или воображении страдания, показывают только то, что человек не познал той деятельности, которая должна быть вызвана в нем страданием и которая освобождает страдание от его мучительности. И действительно, для человека, признающего свою жизнь в животном существовании, не может быть этой, освобождающей страдание деятельности, и тем меньше, чем уже он понимает свою жизнь.

Когда человек, признающий жизнью личное существование, находит причины своего личного страдания в своем личном заблуждении,- понимает, что он заболел оттого, что съел вредное, или что его прибили оттого, что он сам пошел драться, или что он голоден и гол оттого, что он не хотел работать,- он узнает, что страдает за то, что сделал то, что не должно, и за тем, чтобы вперед не делать этого и, направляя свою деятельность на уничтожение заблуждения, не возмущается против страдания и легко и часто радостно несет его. Но когда такого человека постигает страдание, выходящее за пределы видимой ему связи страдания и заблуждения,- как, когда он страдает от причин, бывших всегда вне его личной деятельности или когда последствия его страданий не могут быть ни на что нужны ни его, ни чьей другой личности,- ему кажется, что его постигает то, чего не должно быть, и он спрашивает себя: зачем? за что? и, не находя предмета, на который бы он мог направить свою деятельность, возмущается против страдания, и страдание его делается ужасным мучением. Большинство же страданий человека всегда именно такие, причины или следствия которых - иногда же и то, и другое - скрываются от него в пространстве и времени: болезни наследственные, несчастные случайности, неурожаи, крушения, пожары, землетрясения и т. п., кончающиеся смертью.

Объяснения о том, что это нужно для того, чтобы преподать урок будущим людям, как не надо предаваться тем страстям, которые отражаются болезнями на потомстве, или о том, что надо лучше устроить поезда или осторожнее обращаться с огнем,- все эти объяснения не дают мне никакого ответа. Я не могу признать значения своей жизни в иллюстрации недосмотров других людей; жизнь моя есть моя жизнь, с моим стремлением к благу, а не иллюстрация для других жизней. И объяснения эти годятся только для разговоров и не облегчают того ужаса перед бессмысленностью угрожающих мне страданий, которые исключают возможность жизни.

Но если бы даже и можно было понять кое-как то,что, своими заблуждениями заставляя страдать других людей, я своими страданиями несу заблуждения других; если можно понять, тоже очень отдаленно, то, что всякое страдание есть указание на заблуждение, которое должно быть исправлено людьми в этой жизни, остается огромный ряд страданий, уже ничем не объяснимых. Человека в лесу одного разрывают волки, человек потонул,замерз или сгорел или просто одиноко болел и умер, и никто, никогда не узнает о том, как он страдал, и тысячи подобных случаев. Кому это принесет какую бы то ни было пользу?

Для человека, понимающего свою жизнь как животное существование, нет и не может быть никакого объяснения, потому что для такого человека связь между страданием и заблуждением только в видимых ему явлениях, а связь эта в предсмертных страданиях уже совершенно теряется от его умственного взора.

Для человека два выбора: или, не признавая связи между испытываемыми страданиями и своей жизнью, продолжать нести большинство своих страданий, как мучения, не имеющие никакого смысла, или признать то, что мои заблуждения и поступки, совершенные вследствие их,- мои грехи, какие бы они ни были,- причиною моих страданий, какие бы они ни были, и что мои страдания суть избавление и искупление от грехов моих и других людей каких бы то ни было.

Возможны только эти два отношения к страданию: одно то, что страдание есть то, чего не должно быть, потому что я не вижу его внешнего значения, и другое то, что оно то самое, что должно быть, потому что я знаю его внутреннее значение для моей истинной жизни. Первое вытекает из признания благом блага моей отдельной личной жизни. Другое вытекает из признания благом блага всей моей жизни прошедшего и будущего в неразрывной связи с благом других людей и существ. При первом взгляде, страдания не имеют никакого объяснения и не вызывают никакой другой деятельности, кроме постоянно растущего и ничем не разрешимого отчаяния и озлобления; при втором, страдания вызывают ту самую деятельность, которая и составляет движение истинной жизни,- сознание греха, освобождение от заблуждений и подчинение закону разума.

Если не разум человека, то мучительность страдания волей-неволей заставляют его признать то, что жизнь его не умещается в его личности, что личность его есть только видимая часть всей его жизни, что внешняя, видимая им из его личности связь причины и действия, не совпадает с той внутренней связью причины и действия, которая всегда известна человеку из его разумного сознания.

Связь заблуждения и страдания, видимая для животного только в пространственных и временных условиях, всегда ясна для человека вне этих условий в его сознании. Страдание, какое бы то ни было, человек сознает всегда как последствие своего греха, какого бы то ни было, и покаяние в своем грехе, как избавление от страдания и достижение блага.

Вся жизнь человека с первых дней детства ведь состоит только в этом: в сознании через страдание греха и в освобождении себя от заблуждений. Я знаю, что пришел в эту жизнь с известным знанием истины, и что чем больше было во мне заблуждений, тем больше было страданий моих и других людей, чем больше я освобождался от заблуждений, тем меньше было страданий моих и других людей и тем большего я достигал блага. И потому я знаю, что чем больше то знание истины, которое я уношу из этого мира и которое мне дает мое, хотя бы последнее, предсмертное страдание, тем большего я достигаю блага.

Мучения страдания испытывает только тот, кто, отделив себя от жизни мира, не видя тех своих грехов, которыми он вносил страдания в мир, считает себя невиноватым и потому возмущается против тех страданий, которые он несет за грехи мира.

И удивительное дело, то самое, что ясно для разума, мысленно,- то самое подтверждается в единой истинной деятельности жизни, в любви. Разум говорит, что человек, признающий связь своих грехов и страданий с грехом и страданиями мира, освобождается от мучительности страдания; любовь на деле подтверждает это.

Половина жизни каждого человека проходит в страданиях, которых он не только не признает мучительными и не замечает, но считает своим благом только потому, что они несутся как последствия заблуждений и средство облегчения страданий любимых людей. Так что чем меньше любви, тем больше человек подвержен мучительности страданий, чем больше любви, тем меньше мучительности страдания; жизнь же вполне разумная, вся деятельность которой проявляется только в любви, исключает возможность всякого страдания. Мучительность страдания- это только та боль, которую испытывают люди при попытках разрывания той цепи любви к предкам, к потомкам, к современникам, которая соединяет жизнь человеческую с жизнью мира.

«За что мне эта боль?»

«Но все-таки больно, телесно больно. Зачем эта боль?» спрашивают люди. «А затем, что это нам не только нужно, но что нам нельзя бы жить без того, чтобы нам не бывало больно», ответил бы нам тот, кто сделал то, что нам больно, и сделал так мало больно, как только было можно, а благо от этого «больно» сделал так велико, как только было можно. Ведь кто не знает, что самое первое ощущение нами боли есть первое и главное средство и сохранения нашего тела и продолжения нашей животной жизни, что, если бы этого не было, то мы все детьми сожгли бы для забавы и изрезали бы все свое тело. Боль телесная оберегает животную личность. И пока боль служит обереганием личности, как это происходит в ребенке, боль эта не может быть тою ужасающею мукой, какою мы знаем боль в те времена, когда мы находимся в полной силе разумного сознания и противимся боли, признавая ее тем, чего не должно быть. Боль в животном и в ребенке есть очень определенная и небольшая величина, никогда не доходящая до той мучительности, до которой она доходит в существе, одаренном разумным сознанием. В ребенке мы видим, что он плачет от укуса блохи иногда так же жалостно, как от боли, разрушающей внутренние органы. И боль неразумного существа не оставляет никаких следов в воспоминании. Пусть каждый постарается вспомнить свои детские страдания боли, и он увидит, что у него об них не только нет воспоминания, но что он даже и не в силах восстановить их в своем воображении. Впечатление наше при виде страданий детей и животных есть больше наше, чем их страдание. Внешнее выражение страданий неразумных существ неизмеримо больше самого страдания и потому в неизмеримо большей степени вызывает наше сострадание, как это можно заметить при болезнях мозга, горячках, тифах и всяких агониях.

В те времена, когда не проснулось еще разумное сознание и боль служит только ограждением личности, она не мучительна; в те же времена, когда в человеке есть возможность разумного сознания, она есть средство подчинения животной личности разуму и по мере пробуждения этого сознания становится все менее и менее мучительной.

В сущности, только находясь в полном обладании разумного сознания, мы можем и говорить о страданиях, потому что только с этого состояния и начинается жизнь и те состояния ее, которые мы называем страданиями. В этом же состоянии ощущение боли может растягиваться до самых больших и суживаться до самых ничтожных размеров. В самом деле, кто не знает, без изучения физиологии, того, что чувствительность имеет пределы, что, при усилении боли до известного предела, или прекращается чувствительность - обморок, отупение, жар, или наступает смерть. Увеличение боли, стало быть, очень точно определенная величина, не могущая выйти из своих пределов. Ощущение же боли может увеличиваться от нашего отношения к ней до бесконечности и точно так же может уменьшаться до бесконечно малого.

Мы все знаем, как может человек, покоряясь боли, признавая боль тем, что должно быть, свести ее до нечувствительности, до испытания даже радости в перенесении ее. Не говоря уже о мучениках, певших на костре, - простые люди только из желания выказать свое мужество переносят без крика и дергания считающиеся самыми мучительными операции. Предел увеличения боли есть, предела же уменьшения ее ощущения нет.

Мучения боли действительно ужасны для людей, положивших свою жизнь в плотском существовании. Да как же им и не быть ужасными, когда та сила разума, данная человеку для уничтожения мучительности страданий, направлена только на то, чтобы увеличивать ее?

Как у Платона есть миф о том, что бог определил сперва людям срок жизни 70 лет, но потом, увидав, что людям хуже от этого, переменил на то, что есть теперь, т. е. сделал так, что люди не знают часа своей смерти,- так точно верно определял бы разумность того, что есть, миф о том, что люди сначала были сотворены без ощущения боли, но что потом для их блага сделано то, что теперь есть.

Если бы боги сотворили людей без ощущения боли, очень скоро люди бы стали просить о ней; женщины без родовых болей рожали бы детей в таких условиях, при которых редкие бы оставались живыми, дети и молодежь перепортили бы себе все тела, а взрослые люди никогда не знали бы ни заблуждений других, прежде живших и теперь живущих людей, ни, главное, своих заблуждений,- не знали бы, что им надо делать в этой жизни, не имели бы разумной цели деятельности, никогда не могли бы примириться с мыслью о предстоящей плотской смерти и не имели бы любви.

Для человека, понимающего жизнь как подчинение своей личности закону разума, боль не только не есть зло, но есть необходимое условие как его животной, так и разумной жизни. Не будь боли, животная личность не имела бы указания отступлений от своего закона; не испытывай страданий разумное сознание, человек не познал бы истины, не знал бы своего закона.

Но вы говорите, скажут на это, про страдания свои личные, но как же отрицать страдания других? Вид этих страданий - вот самое мучительное страдание, не совсем искренно скажут люди. Страдание других? Но страдания других,- то, что вы называете страданиями,- не прекращались и не прекращаются. Весь мир людей и животных страдает и не переставал страдать. Неужели мы только сегодня узнали про это? Раны, увечья, голод, холод, болезни, всякие несчастные случайности и, главное, роды, без чего никто из нас не явился на свет,- ведь все это необходимые условия существования. Ведь это - то самое, уменьшение чего, помощь чему и оставляет содержание разумной жизни людей,- то самое, на что направлена истинная деятельность жизни. Понимание страданий личностей и причин заблуждений людских и деятельность для уменьшения их ведь есть все дело жизни человеческой. Ведь затем-то я и человек - личность, чтобы я понимал страдания других личностей, и затем-то я - разумное сознание, чтобы в страдании каждой отдельной личности я видел общую причину страдания - заблуждения, и мог уничтожить ее в себе и других. Как же может материал его работы быть страданием для работника? Все равно, как пахарь бы сказал, что непаханая земля - его страдание. Непаханая земля может быть страданием только для того, кто хотел бы видеть пашню вспаханною, но не считает своим делом жизни пахать ее.

Деятельность, направленная на непосредственное любовное служение страдающим и на уничтожение общих причин страдания - заблуждений, и есть та единственная радостная работа, которая предстоит человеку и дает ему то неотъемлемое благо, в котором состоит его жизнь.

Страдание для человека есть только одно, и оно-то и есть то страдание, которое заставляет человека волей-неволей отдаваться той жизни, в которой для него есть только одно благо.

Страдание это есть сознание противоречия между греховностью своей и всего мира и не только возможностью, но обязанностью осуществления не кем-нибудь, а мной самим всей истины в жизни своей и всего мира. Утолить это страдание нельзя ни тем, чтобы, участвуя в грехе мира, не видать своего греха, ни еще менее тем, чтобы перестать верить не только в возможность, но в обязанность не кого-нибудь другого, но мою - осуществить всю истину в моей жизни и жизни мира. - Первое только увеличивает мои страдания, второе лишает меня силы жизни. Утоляет это страдание только сознание и деятельность истинной жизни, уничтожающие несоразмерность личной жизни с целью, сознаваемой человеком. Волей-неволей человек должен признать, что жизнь его не ограничивается его личностью от рождения и до смерти и что цель, сознаваемая им, есть цель достижимая и что в стремлении к ней - в сознании большей и большей своей греховности и в большем и большем осуществлении всей истины в своей жизни и в жизни мира и состоит и состояло и всегда будет состоять дело его жизни, неотделимой от жизни всего мира. Если не разумное сознание, то страдание, вытекающее из заблуждения о смысле своей жизни, волей-неволей загоняет человека на единственный истинный путь жизни, на котором нет препятствий, нет зла, а есть одно, ничем ненарушимое, никогда не начавшееся и не могущее кончиться, все возрастающее благо.



Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.