Мама освоит волшебную эмоцию. Удивление (состояние замешательства) Удивление эмоция

surprise) У. - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до того активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. При крайней степени У., особенно при испуге, наблюдаются моргание глаз и постуральные реакции. Это одна из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Ее физиолог. корреляты в целом яв-ся теми же, что и при увеличении возбуждения. У. м. б. неприятным, приятным или тем и и др. одновременно. Томкинс описывает У. как состояние "сброса", при к-ром разум на долю секунды очищается от мыслей. У. может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции. В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно тж тесно связано с когнитивным несоответствием - рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В более узком смысле - это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности. Удивление - первичная эмоция. Для выделения первичных (базисных) эмоций предлагались многочисленные критерии, включая универсальность выражения и распознавания, нейрофизиологический субстрат, филогенетическую и онтогенетическую первичность, адаптивную функцию, согласующийся гедонистический тон и продолжительность во времени. Определяемое с включением в него реакции испуга, У. без труда отвечает любому из этих критериев, за исключением двух последних. Большинство теоретиков пренебрегают этими двумя критериями, в рез-те чего У. практически неизменно входит в состав каждого известного перечня первичных эмоций. Репрезентативным может служить перечень Плучика: радость, печаль, принятие, отвергание, страх, гнев, предвкушение и У. Испуг и ориентировочная реакция. Испуг в чистом виде - комплексная непроизвольная реакция на внезапный и сильный раздражитель. Неожиданность может усиливать реакцию испуга. Чрезвычайно сильный раздражитель тж может способствовать усилению испуга, но не обязательно. Внезапность же необходима для испуга или У. У. связано с ориентировочной реакцией (ОР), или реакцией на новые раздражители, при к-рой животное или чел. ориентирует свое тело и органы чувств в направлении этих раздражителей. Научение. Л. Кеймен высказал предположение, что для вырабатывания условной реакции раздражитель должен вызывать У. В поддержку этого тезиса он привел яркие демонстрации блокировки - неблагоприятного исхода обусловливания, при к-ром игнорировались значимые, но избыточные (и т. о. не вызывающие У.) сигналы. Наряду с этим было продемонстрировано явление контрблокировки, или "сверхобусловливания", при к-ром, напр., хорошее событие (пища) вызывало сильное У. вследствие ожидания плохого события (удара электрическим током). Рескола и Вагнер формализовали эту теорию обусловливания У. в виде простой модели линейных операторов. Эта модель успешно интегрировала блокировку, контрблокировку и нек-рые др. интуитивно неочевидные феномены обусловливания. Вагнер расширил эту модель, чтобы включить в нее как простое привыкание, так и сложные процессы обработки информ. у людей. Все уровни научения в этой модели оказались взаимосвязанными через понятие удивительности раздражителя. Познание. Одна из областей исслед., связывающих У. с челов. познанием, относится к изучению вызванных внешним раздражителем корковых потенциалов (event-related electroencephalogram potentials ) компонента Р300. В целом компоненты ERP с короткими латентными периодами связаны с регистрацией мозгом физ. раздражителей, тогда как компоненты с более длительными латентными периодами, включая Р300, оказываются более тесно связанными с процессами когнитивной обработки информ. Исслед. Дончина и сотрудников продемонстрировали, что У. можно измерять по амплитуде волны Р300, к-рая позволяет оценивать сравнительное количество ожиданий или схем, обрабатываемых субъектом; ее латентные периоды позволяют оценивать сравнительную скорость их обработки. Социальное познание. Литература по соц. познанию, в частности по вопросам когнитивной согласованности, содержит ограниченное число исслед. на тему У., в основном по причине недостаточного внимания, к-рое уделялось внезапности - необходимой предпосылке У. Тем не менее, была продемонстрирована прямая связь между внезапными изменениями в уровне согласованности и У. Наибольший интерес представляют собой следующие полученные высокие корреляции: Неприятность и несогласованность - 0,89 Удивление и изменение несогласованности - 0,86 Удивление и неприятность - 0,83 Тогда как первая корреляция примечательна тем, что показывает, насколько точно приятность может прогнозироваться на основе степени несогласованности, вторая корреляция демонстрирует, что У. очень тесно корреспондирует с величиной изменений в степени согласованности. Третья корреляция свидетельствует о том, что в тех случаях, когда любые изменения несогласованности направлены в сторону увеличения, У. яв-ся неприятным. Юмор. З. Фрейд проводил различие между "тенденциозным" и "безобидным" остроумием. Этим двум разновидностям остроумия соответствуют два семейства теорий юмора. Первая разновидность остроумия отражена в психоаналитической мотивационной теории, к-рая рассматривает остроумие (и остроты) как косвенное выражение сексуальных табу и агрессивных мотивов. В когнитивных теориях, преим. посвященных "безобидному" остроумию, в качестве центрального объяснительного конструкта используется или несоответствие (т. е. несогласованность), или У. Роль несоответствия и У. в "безобидных", или когнитивных остротах можно проиллюстрировать на примере сценария анекдота, к-рый традиционно состоит из трех частей: а) "установки", в ходе к-рой оформляются контекст событий и ожидания слушателя; б) "кульминационного пункта", когда внезапно вводится несоответствие; в) "соли", или развязки, посредством к-рой слушатель внезапно разрешает это несоответствие. Если развязка происходит не сразу, слушатель испытывает У. дважды: сначала вследствие внезапного несоответствия самого кульминационного пункта, и второй раз - в процессе развязки. Существуют многочисленные свидетельства того, что комическое напрямую связано с удивительным в "безобидном", или осн. на несоответствии, юморе. Имеются тж нек-рые данные, что тенденциозные остроты воспринимаются более смешными, если они не вызывают особенного У., - свидетельство того, что доставляющие наибольшее удовольствие тенденциозные остроты скорее должны подтверждать наши ожидания или предубеждения, нежели опровергать их. Т. о., У. играет противоположные роли в этих двух разновидностях остроумия. См. также Эмоции, Чувство юмора Р. Уиллис

Инновационная мысль состоит в том, что именно удивление способствует продлению молодости. Ранее я сделал выводы, что молодости способствуют положительные эмоции, активная работа мозга, постоянные впечатления для него , личностное развитие, сильные гены, природа организма, правильный образ жизни, внутренняя энергия, которая питает работу программы мозга, и занятия спортом, которые повышают мозговую активность.

Остановимся на постоянных впечатлениях для мозга. Как работает точно мозг науке не известно, но так как мозг живой организм, то можно предположить, значит, он живет своими событиями, своими впечатлениями для себя любимого. Так сказать своей насыщенной жизнью. Моя гипотеза состоит в том, что именно удивление и есть одна из главных подпиток для мозга.

Несмотря на значительный прогресс в изучении головного мозга в последние годы, многое в его работе до сих пор остаётся загадкой. Функционирование отдельных клеток достаточно хорошо объяснено, однако понимание того, как в результате взаимодействия тысяч и миллионов нейронов мозг функционирует как целое, доступно лишь в очень упрощённом виде и требует дальнейших глубоких исследований.

Почему именно удивление спросите вы? Ответ будем искать в детях и в их молодости. Посмотрите на маленьких детей, которые играют во дворе, в песочнице. Кто поспорит с тем, что они молоды и счастливы? Скорей всего никто. Ребенку все в новизну, в новинку, его все удивляет ему мир кажется свежим, чистым, интересным, удивительным. Дети любознательны, они всему учатся, восхищаются, радуются, смеются (рассматриваем вариант “счастливого детства”). Помимо смеха, который каждый день их сопровождает, они также много всему удивляются.

Наберите слово восторг в Яндексе или Google и вы увидите, что на первых картинках в результатах поиска изображены искрящиеся дети!

Почему они удивляются, а взрослые в большинстве своем уже ничему не удивляются, с годами для них жизнь становится обыденной? потому что ребенок еще пока не знает жизни, ребенок только появился и ему все в новинку, в радость, в удивление! Пока она познает новое для себя, его все удивляет! Взрослому человеку удивляется нечему, так как уже ‘все познал, все узнал”.

Доказано, что смех освобождает от напряжения, стресса, гнева и страха. А как обстоит дело с удивлением?

Посмотрим, что нам говорит Википедия. “Удивление - когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес. Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.” Продолжим рассуждение если удивление переходит в радость, то радость потом переходит в смех, а смех в счастье. Также и интерес. Интерес переходит в радость, радость в смех и счастье. Несомненно, что когда человек счастлив он и молод!

Но молодой человек если перестает удивляться, то начинает “стареть” Вокруг вас наверняка есть пожилые люди, вы можете у них спросить когда они последний раз удивлялись и чему? Скорей всего ответ последний такой, что уже дано, не помню. А чему собственно удивляться? Вот выходит старость - это отсутствие удивления, а значит отсутствие смеха, радости, счастье и соответснно молодости. Я предполагаю, что молодость ребенка продлевается пока он удивляется, молодость человека напрямую зависит от количества удивлении от жизни. В мозге заложена своя программа в жизни, когда нету удивления, радости познания, то мозг как бы заканчивает свою деятельность!

Посмотрите на статистику дети до 6 лет 400 раз в день улыбаются и 150 раз смеются!! В то время, как взрослые улыбаются в среднем 15 раз в день, а смеются и того меньше: всего 6. Молодые люди ближе к 20 лет - смеются только 6раз. От 20 до 30 лет- 4 раза. После 30 лет- 5 раз в день!!

Известно, что за детский смех, как и за взрослый, отвечает особый гормон - эндорфин, который вырабатывается в организме, когда человек полон положительных эмоций, сопровождаемых смехом. В большом количестве эндорфины способны вызвать состояние блаженства, радости и ликования, счастья!

Вы наверно заметили, что есть молодые люди, которым 20 лет, но они уже выглядят старовато, сидеют, лысеют. Скорей всего они потеряли качество Удивление. Узнаете у них!

Как вернуть удивление или приобрести? Несомненно, нужно выходить из своего мира и смотреть по сторонам, жить активной жизнью. Если вы все знаете вокруг себя - это не означает что вы знаете что происходит на другой части земли, к примеру, в Новой Зеландии, Мексике, Сингапуре или на каких-нибудь островах. Дорого? Необязательно ездить в далекие страны, можно поехать по России, к примеру, в Санкт-Петербург, если вы в нем не были.

Важно постоянно искать новые возможности к удивлению. Можно предположить, что удивляет человека чаще всего что-то новое. Как раз в путешествиях вы узнаете много чего нового, путешествия способствуют росту вашего удивления, а также росту вашей молодсти. Самое главное ездить туда, где вы не были, а не туда где вы все знаете! Так если вы все знаете, то удивляться вы ничего уже не будете!

Текущая страница: 5 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Гнев

Гнев возникает, когда появляется угроза для значимого критерия. Ее можно и нужно устранить, и человек в гневе намерен это сделать.

Как проявляется гнев в мимике

Брови сведены, между ними появляется морщинка, губы плотно сжаты. Глаза смотрят пристально, заметны движения крыльями носа. Когда человек испытывает гнев, он готовится бороться с угрозой, а для этого нужна энергия. Быстро получить энергию можно от кислорода и работы мышц, именно поэтому человек интенсивно дышит – он насыщает организм кислородом для борьбы.

Последствия гнева

Вербальная и невербальная агрессия. Человек может кричать или размахивать руками, проявлять физическую силу, поэтому лучше отойти от него на расстояние вытянутой руки.

Производные гнева

Неприязнь, возмущение, ревность, истерика, вспыльчивость, ненависть, грубость, агрессия, ярость, аффект, бешенство, негодование, раздражение, злорадство.

Что делать, если Клиент испытывает гнев?

Гнев вы можете нейтрализовать тремя действиями.

1. Вызвать удивление.

Эмоция удивления прерывает действие, вы сможете выиграть немного времени. Можно спросить: «При чем тут я?», «Что произошло?» Удивленный человек на несколько мгновений останавливается, возникает пауза – воспользуйтесь этой паузой, чтобы сделать следующий шаг.

2. Найти общего врага либо уйти с линии атаки.

Гнев затуманивает взгляд – человек отчетливо видит то, что находится перед ним, и воспринимает это как угрозу, но не видит, что находится вокруг. Зрение становится туннельным, как будто бы глаза смотрят в прицел. Уйдите с места напротив Клиента, станьте с ним рядом, чтобы он перестал воспринимать вас как угрозу. В этот момент найдите общего врага – это может быть конкретная цель (виноват менеджер отдела, все из-за начальника) или абстрактный враг (до чего страну довели чиновники, все из-за пробок на дорогах).

3. Помочь Клиенту потратить адреналин.

Нужно дать клиенту простую и четкую инструкцию, чтобы он мог потратить скопившуюся негативную энергию.

Это должна быть односложная команда, которую можно выполнить сразу.

Например: «Вот вам жалобная книга, напишите все как думаете!», «Пройдемте разберемся вместе прямо сейчас!», «Звоните сейчас же, давайте все выясним!»

Что делать, если гнев испытываете вы?

1. Управляйте дыханием.

У людей в гневе длинный вдох и короткий выдох, вам нужно выровнять дыхание и затем несколько раз сделать короткий вдох и длинный расслабленный выдох.

2. Помогают физические упражнения.

Присядьте 20–30 раз, отжимайтесь, отправьтесь на пробежку, ударьте боксерскую грушу.

3. Помните, что гнев – это деструктивная эмоция , но ее можно направлять в правильное русло.

Например, гнев уместен в целеполагании – испытывая гнев по отношению к препятствиям, вы будете быстрее достигать своих целей.

Как вызывать гнев

1. Говорите человеку о том, что происходит без учета его желаний.

2. Говорите ему, что нужно что-то сделать, хоть он и не хочет, что он должен, обязан.

3. Используйте простые глаголы действия: «скажи», «сделай», «позвони», «приди».

4. Ускоряйте речь ступенчато, выдерживайте ритм.

5. Отрицайте позитивные намерения другой стороны, ищите подвох и озвучивайте свои предположения.

6. Жестикулируйте ступенчато, желательно в направлении живота Клиента, постепенно приближаясь. Такие действия человек подсознательно воспринимает как угрозу.

7. Точно указывайте врага – называйте конкретных людей, конкретные факты.

Важно: вызывая гнев, нужно использовать противопоставление. Ты – он, мы – они. Делайте упор на том, что что-то происходит без воли Клиента. Говорите: «Они делают это специально», «Он плохой», «Мы страдаем из-за них». Создайте угрозу критерию в настоящем: «Он может сделать это в любой момент», «Они делают это прямо сейчас, ты должен их остановить». Обязательно перечисляйте детали, наращивая интенсивность речи.

Печаль

Печаль возникает, когда навсегда потерян значимый критерий, и эта потеря произошла в настоящем времени.

Как проявляется печаль в мимике

Уголки рта и брови опущены вниз, веки расслаблены, дыхание акцентировано на выдохе.

Последствия печали

Заторможенность, рефлексия, пауза, остановка, сокращение коммуникации.

Если человек печально говорит: «У этого товара высокая цена», то он уже смирился с ценой и принял решение о покупке или не купит эту вещь никогда.

Производные печали

Меланхолия, уныние, бессмысленность, обреченность, скука, ностальгия, досада, грусть, гнев, сочувствие, депрессия, опустошенность, скорбь, беспомощность, огорчение, безвыходность, тоска, разочарование.

Как избавить человека от печали

Если близкий вам человек печален, его нужно разозлить. Если с печальным человеком у вас сформирован раппорт, то возникающий гнев будет направлен не на вас, а на что-то другое. Можно перевести негативную печаль в позитивную – в ностальгию.

Нельзя оставлять все как есть – печаль, которую держат в себе, проявляется в виде психосоматики. Возможно, вы слышали о такой старой профессии – плакальщицы. На похороны приглашали женщин, которые оплакивали умершего и громко кричали: «Как мы без тебя теперь будем жить, на кого ты нас покинул». Плакальщицы помогали выпустить всю печаль из тела, отпустить ее.

Как вызвать печаль

Печаль – это утрата в настоящем, и вызывать эту эмоцию в человеке достаточно легко.

1. Говорите с человеком, используя слова-обязательства настоящего времени: «должен», «это необходимо», «ты обязан». Употребляйте максимальное количество глаголов в пассивном залоге: «нам принесли», «нам говорили».

2. Говорите медленно, откажитесь от активных жестов, двигайтесь монотонно.

3. Включайте человека эмоционально, используя технику «Рамка Мы».

4. Обобщайте: «Так было всегда», «Они никогда нам не помогали», «Все было плохо».

5. Противопоставляйте настоящее и прошлое: «А помнишь, как раньше было», «Вот сейчас все иначе, все хуже». Говорите человеку, что все возможности и ресурсы остались в прошлом, все хорошее осталось позади.

Когда вы включите эмоцию печали, человек перестанет сопротивляться, он больше не будет угрозой. Печальные люди готовы к утомительной, систематической, монотонной работе.

Страх

Человек испытывает страх, когда для значимого критерия существует угроза, на которую нельзя повлиять.

Как проявляется страх в мимике

Глаза одновременно напряжены и широко открыты, нижние веки растянуты, верхние веки подняты. В центре лба заметны морщинки, брови слегка сведены и подняты, рот приоткрыт. Человек замирает, сжимается.

Как проявляется имитация страха в мимике

Если человек говорит, что ему страшно, но лоб расслаблен, – он имитирует страх.

Последствия страха

Естественных реакций на страх три – бегство, замешательство (человек замирает), драка. Если вы начинаете драться, то эмоция страха сменяется эмоцией гнева.

Производные страха

Беспокойство, неуверенность, смятение, переживание, трусость, паника, осторожность, отчаяние, ужас, испуг, кошмар, растерянность, тревога. Любой страх – это проекция страха смерти (если вы боитесь публичных выступлений – это страх быть отвергнутым, страх «умереть» для публики).

Что делать, если вы испытываете страх?

Разработайте свой план действий для борьбы с угрозой. Как только вы начнете следовать плану, страх исчезнет.

1. Спросите себя, какой именно критерий под угрозой (здоровье, жизнь, репутация и т. д.).

2. Спросите себя, что вы можете сделать для устранения этой угрозы.

3. Начните действовать.

Как вызвать страх

Скажите человеку о том, что существует угроза важному критерию в будущем. В настоящем времени ничего не угрожает ценностям Клиента, но это может случиться совсем скоро или в отдаленной перспективе, причем без учета желаний и планов Клиента.

1. Обязательно участвуйте эмоционально, потому что человеку легче бояться вместе.

2. Делайте немотивированные паузы.

3. Ускоряйте речь, резко прерывайтесь и снова начинайте говорить.

4. Используйте неопределенные слова, пространственные фразы: «Мало ли что может случиться», «Бывают такие случаи», «Иногда этот товар ломается».

Неопределенность способствует появлению страха.

5. Используйте противопоставления: «Это может случиться, а может и не случиться».

6. Делайте акцент на будущем: «Вы только представьте, что может случиться», «Подумайте о том, как это будет выглядеть в будущем».

7. Жесты должны быть мелкими, хаотичными, движений должно быть много.

Удивление

Удивление возникает, когда появляются факты, не отвечающие представлению о модели мира, когда какое-то действие или событие не соответствует контексту.

Например, человек удивится, если увидит на центральной площади города новогоднюю елку в разгар лета.

Очень полезна эмоция удивления в обучении, во время мозгового штурма. Если человек не удивляется новому – учиться ему будет трудно. Посмотрите на детей – они так искренне удивляются, когда познают мир, и схватывают все на лету!

Как проявляется удивление в мимике

Глаза широко открыты, брови приподнимаются и изгибаются дугой, рот приоткрыт и расслаблен, нижние веки расслаблены. Удивление – это очень короткая эмоция, ее практически невозможно подделать.

Как проявляется имитация удивления в мимике

Продолжается искренняя эмоция удивления не более 1 секунды, если вы наблюдаете проявление удивления дольше – то наверняка человек притворяется, что удивлен.

Например, вы говорите другу удивительную вещь, и наступает секундная пауза, а потом ваш друг медленно приподнимает брови и так же медленно распахивает глаза шире – он не удивлен, он имитирует удивление. Если удивление настоящее, реакция молниеносная – человек резко поднимает брови и одновременно распахивает глаза.

Последствия удивления

Возникает любопытство, человеку хочется узнать больше, подробнее разобраться в том, что его удивило.

Производные удивления

Недоумение, потрясение, любопытство, интерес.

Как вызвать удивление

У каждого человека есть свои понятия нормального, и удивить его может быть сложно. Но вы можете вызвать интерес, любопытство – производные удивления.

1. Привлекайте внимание к одному каналу восприятия: «послушай», «посмотри», «пощупай».

2. Используйте сенсорные глаголы.

3. Акцентируйте внимание на настоящем времени, на деталях.

4. Говорите с вопросительными интонациями, словно бы с восторгом, задерживая дыхание: «Вы видели?», «Он очень красив, да?», «Это невероятно, чувствуете?»

5. Говорите о появлении неожиданного опыта, обращайте внимание на свершившиеся факты: «Раньше вы такого никогда не пробовали», «Это совершенно новые ощущения», «Вы увидели эксклюзив».

Презрение

Презрение – это сравнительная эмоция, она возникает в результате сопоставления нарушения и удовлетворения критерия.

Когда человек презирает вас, он сравнивает с другим или с собой.

Не путайте презрение с отвращением (несравнительная эмоция), которое появляется, когда значимый критерий нарушается. Удивительно, но презрение можно испытывать только к человеку – это социальная эмоция. Невозможно презирать собаку за то, что она слишком доверчива или не так умна, как вы, но можно презирать за это человека.

Как проявляется презрение

Презрение проявляется асимметричной мимикой.

Появляются ухмылка, усмешка на одной половине лица, поднимается одна бровь. Уголок губ оттягивается в сторону.

Когда человек испытывает презрение, в его речи появляются сравнительные слова – быстрее, лучше, сильнее, толще и т. д.

У каждого человека есть свои критерии, по которым он определяет – кто лучше, а кто хуже. Когда человек презирает сам себя, он испытывает стыд.

Производные презрения

Игнорирование (человек считает вас хуже и одновременно дистанцирован).

Гордость, насмешка, хвастовство, амбициозность, превосходство (человек считает себя выше, лучше других).

Зависть (человек не может получить то, что имеете вы, но хочет этого).

Тщеславие (человек незаслуженно считает себя лучше других).

Скепсис (сомнение на счет возможностей, знаний другого человека).

Уважение (ты и я выше других, каждый по-своему).

Торжество (я победил, я лучше).

Скромность (нежелание оценить свои заслуги по достоинству).

Стеснение, смущение (неготовность занять свою позицию выше).

Смирение, покорность, непокорность (признание своей позиции снизу).

Пренебрежение (объединение отвращения и презрения).

Издевка (человек в позиции выше, но неуважителен по отношению к тем, кто ниже).

Как вызвать презрение

Как мы говорили ранее, у каждого человека есть свои критерии, по которым он сравнивает себя с окружающими.

Если вы знаете о таких критериях, можете вызвать презрение, совершив недопустимое с точки зрения человека действие.

Можно вызывать презрение к другим людям, рассказывая, как они нарушили важные для Клиента ценности.

Комбинирование эмоций

Сколько эмоций вы знаете? Попробуйте перечислить их все на листке бумаги, чтобы оценить разнообразие. Но все эти эмоции – лишь комбинация или производные базовых эмоций, о которых мы только что говорили.

Коктейли из эмоций

Если представить, что каждая базовая эмоция – это остров, то комбинированные эмоции будут мостиками между островами. Мостики могут соединяться друг с другом, образуя смешанные эмоциональные коктейли.

Представьте, что между островом «Гнев» и «Презрение» проведен мост – это будет мост «Ревность». Между островом «Печаль» и островом «Гнев» мост «Обида».

Параметры эмоций

Все эмоции отличаются по интенсивности и длительности. Например, высшей точкой радости можно считать счастье, эйфорию – они сильнее. Высшая точка гнева – ярость. Испуг – это короткая эмоция, а страх – длинная. Эти понятия условны, но каждый человек может для себя определить, какая эмоция сильнее и продолжительнее, а какая слабее и короче.


Попробуем заменить печаль на радость. Мостик между радостью и печалью – это ностальгия.

И сначала вам нужно сделать печаль слабее – понизить ее интенсивность. Постепенно сводя к нулю силу печали и переводя ее в грусть, вы сможете вывести человека на ностальгию, а оттуда – на спокойствие, интерес, радость.

– Тебя что-то беспокоит?

– Я расстался с девушкой. (Печаль)

– Не грусти! Вы ведь замечательно провели это время вдвоем, сколько хорошего было.

– Да, с ее помощью я полюбил путешествовать, столько всего интересного видели. (Грусть)

– Вот видишь, ты посетил много стран, это же здорово! Помнишь, как ты ездил в Китай? Такие классные сувениры привез из той поездки!

– Ага, там много интересных вещиц удалось купить, огромные чемоданы были. (Ностальгия, спокойствие)

– Кстати, помнишь Олю? Ту веселую брюнетку, вы виделись с ней на моем дне рождения.

– Да, помню! (Заинтересованность)

– Она интересовалась тобой, просила номер телефона. Может, встретишься с ней на днях? Она отлично поет, можем все вместе сходить в караоке-бар.

– Правда? (Предвкушение радости)

– Да, я серьезно.

– А давай сходим! (Радость)


Можно переходить из одного острова на другой по мостикам, сменяя одну эмоцию на другую. Перейти из гнева в печаль можно через обиду, из презрения в гнев – через ревность. Чтобы менять эмоции, используйте эти мостики – постепенно переводите ненужные вам эмоции в нужные.

Снизить интенсивность можно, говоря спокойно и расслабленно, делая мягкие и аккуратные жесты. Чтобы увеличить интенсивность эмоции, говорите громче, ускоряйте темп речи, хаотично жестикулируйте, делайте неожиданные паузы.

Пробуйте совершенно разные комбинации – переводите нежность в брезгливость, страх в восхищение, восторг в гнев. Экспериментируйте, тренируйтесь на себе и знакомых, пока не научитесь управлять эмоциями достаточно хорошо, чтобы применить этот навык в переговорах.

Девятый шаг на пути к успешным переговорам

Если вы научитесь управлять своими эмоциями и эмоциями Клиента, то сможете испытывать и вызывать разные эмоциональные переживания. Наблюдайте за эмоциями людей, их поведением в различных ситуациях, экспериментируйте с объединением эмоций и заменой одной эмоции на другую.

Не путайте эмоции и состояние. Эмоция – это короткая реакция на внешний раздражитель.

Внимательно наблюдайте за человеком, чтобы правильно распознать эмоцию.

Помните, что у каждого человека свои эмоциональные триггеры. На один и тот же раздражитель два человека могут отреагировать по-разному, эмоции могут иметь разную интенсивность.

Базовых эмоций всего семь. Все остальные эмоции – комбинации или производные базовых.

Помните о последствиях эмоций, используйте эти знания в переговорах.

Научитесь вызывать эмоции у Клиента и контролировать свои.

Экспериментируйте со сменой одной эмоции на другую, тренируйтесь не только на простых, но и на сложных переходах.

Глава 3. Архетипы в переговорах

По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди.

Оскар Уайльд


В психологии людей делят на разные типы – наверняка вы знакомы с такими терминами, как сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. По такому же принципу люди делятся на архетипы, которые впервые описал Карл Юнг.

Подробнее об архетипах

Суть системы архетипов заключается в том, что по мере своего взросления человек проходит четыре этапа. В зависимости от этапа человек относится к одному из четырех архетипов.

Знание архетипов полезно в переговорах, потому что у каждого из них есть свои слабые и сильные стороны. Если будете знать архетип своего оппонента, сможете выстроить максимально эффективную стратегию переговоров.

Есть четыре архетипа – Дитя, Трикстер, Воин, Хозяин. Архетипы можно определять не только в бизнесе, они видны и в обычной жизни, их можно наблюдать в сказках.

Помните, как бедного наивного Зайчика-Дитя обманывала Лисичка-Трикстер? Волк-Воин мог напугать Лисичку, в свою очередь Медведь-Хозяин смог победить Волка и Лису, защитив Зайца.


Чтобы было понятнее, я приведу пример. Представьте себе молодого неопытного человека, вчерашнего студента, который устроился на работу. Сначала он получает удовольствие от работы и общения с коллегами, он послушен и исполнителен, не успел накопить негативного опыта. На этом этапе он Дитя.

Постепенно он понимает, что внутри компании есть определенные взаимосвязи – кто-то выслуживается перед начальством, кого-то презирают. Он наблюдает, как с одними начальник строг, а с другими – добр. Он узнает о негласных внутренних правилах и постепенно адаптируется – становится Трикстером. Теперь он сам манипулирует, влияет на внутреннее устройство компании, становится сильнее психологически и физически. Трикстеры любят действовать хитростью и манипуляциями.

Когда Трикстер взрослеет и становится сильнее, он предпочитает простые и волевые решения, становится Воином. Воины любят действовать напролом, достигая своих целей. В свою очередь Воин тоже со временем взрослеет, обретает опыт и переходит в архетип Хозяина – сильного человека, создающего законы и правила, которым следуют другие. К этому моменту рядовой сотрудник, пришедший в компанию как Дитя, обычно получает новую должность – становится руководителем определенного уровня.

Дитя Как узнать Дитя

Стремление выделиться, броская одежда, заметные аксессуары. Девушки часто выбирают розовые цвета в одежде, парни предпочитают что-то вычурное и эпатажное. Дитя хочет удивлять. Автомобиль у Дитя такой же – привлекает внимание цветом или формой, для этого архетипа важна внешняя оболочка.

Дитя обычно выбирает детские позы, жестикулирует и ведет себя как ребенок.

Если вы увидели девушку в розовом платье, которая приняла позу наивной девочки – носки рядом, а пятки направлены в разные стороны, – перед вами Дитя.

Как Дитя ведет переговоры

Дитя выбирает наивную позицию, использует фразы: «Это произошло случайно», «Ой, я этого не знал», «Я буду аккуратнее в следующий раз». Дитя не смотрит в будущее, он живет здесь и сейчас, ни за что не отвечает. Люди этого архетипа реагируют ситуативно, у них маленький охват внимания, они не задумываются о последствиях. Дитя не соблюдает договоренностей, поэтому лучше с ним не сотрудничать.

Как проходит свидание с Ребенком

Встреча с Ребенком превращается в увлекательную прогулку, интересное путешествие, обычно много смеха и общения. Дитя легко удивить, поэтому свидание наполнено романтикой.

Трикстер Как узнать Трикстера

Обычно Трикстеры выбирают универсальную одежду – например, в стиле кэжуал. Они одеваются так, чтобы чувствовать себя комфортно в разных ситуациях – на совещании и на вечеринке, на обычной прогулке и в дальней поездке. Трикстеры предпочитают универсальные образы, легко подстраивающиеся к контексту.

Автомобиль у Трикстера ассоциируется с интенсивными переживаниями, он любит испытывать острые ощущения. Скорее всего, Трикстер выберет быструю, маневренную машину.

Трикстер по-особенному ставит ноги – носки направлены в ту сторону, которая его интересует. Если вы разговариваете с Трикстером и не уверены, что он внимательно вас слушает, посмотрите на его ноги – куда указывает носок, там находится объект настоящего интереса Трикстера.

Сегодня – ПРЕДПОСЛЕДНИЙ ЭЛЕМЕНТ схемы, шестая базовая эмоция – УДИВЛЕНИЕ.

Уже следующей статьей все основные элементы схемы (все базовые эмоции) будут открыты и описаны. Однако, самое интересное находится между ними. Это то, что перевернет ваше понимание себя и всей реальности, а также даст понимание ваших возможностей по управлению собой и своими состояниями.

И да, этот простейший инструмент – 1% от того, что будет дано на онлайн-курсе “Апгрейд Эмоционального Интеллекта”. Но сейчас не об этом.

Эмоция удивление

Сейчас мы говорим о, непосредственно, УДИВЛЕНИИ. Будет слегка сложновато, но чертовски интересно и УДИВИТЕЛЬНО.

Главная функция удивления, высшая точка амплитуды этой эмоции – построение новой нейронной связи в мозгу. Или ОСОЗНАНИЕ.

Не спеши понимать всё сразу и прямо сейчас, я всё объясню!

Ты ведь ловил так называемые “Инсайты” (как сейчас модно выражаться) или по-русски “Озарения” о каких-либо жизненных явлениях?

Это то самое чувство, когда тебе в долю секунды, в один миг становится ясна вся картина происходящего, вся суть явления. Ты видишь все составляющие явления, ты его понимаешь, чувствуешь, ты его ОСОЗНАЕШЬ!

В этот момент в твоем мозгу была построена новая нейронная связь. Ощущается этот момент построения новой нейронной связи именно как “осознание”/”озарение”/”инсайт”/”просветление”.

А возможно такое ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО внутри эмоции удивления. Нет удивления – никогда не будет прозрения, осознания.

Каждая такая вспышка, по сути своей, является переломной точкой в вашей жизни, потому что с построение каждой новой нейронной связи, с каждым новым осознанием, меняется ваша картина мира, ваше мышление, ваш образ действий, и как следствие – ваш результат. Вам становится известно то, что доселе было неизвестно, видно то, то чего вы раньше не видели, доступно то, что раньше было недоступно.

Амлитуда эмоции удивления так же очень широка. Начиная от банального неярковыраженного интереса заканчивая прозрением, расширением сознания, просветлением (“сатори”, “самадхи”, “нирвана”).

Гормональный агент удивления – дофамин в чистом виде. Чем сильнее удивление, тем сильнее и продолжительнее выброс дофамина.

Гормональная реакция в незначительной степени подкрепляется выбросом серотонина, но основой удивления является дофамин.

К слову, именно поэтому на длительных сроках информационного/полового/пищевого воздержания, когда чувствительность рецепторов к дофамину предельна, вас всё удивляет, как будто вы видите это в первый раз, даже вид заката или неба вызывает у вас нереальный “@XyEвоз”

Вы начинаете, буквально, жить в этой эмоции, потому что ваш гормональный фон меняется вследствие конкретных физиологических практик (ограничение базовых потребностей).

Удивление – эмоция, созданная для обучения. Именно внутри этой эмоции ваши когнитивные способности, способности к запоминанию, обработке, фиксации и структуризации информации – предельны.

Нужно чему-то научится? Что-то усвоить из речи человека, книги, видео? Тогда задаете себе вопрос: “Чему я могу у него научиться”? “Чему я могу научится у этой книги”, входите в эмоцию удивления через триггерные мысли, которые будут указаны ниже и… Всасывайте как губка!

Кстати, вы все, наверное, встречали на своем жизненном пути так называемых “шизоидов” – людей, что фанатично пропагандируют какую-либо идею. Они маниакальны, их зрачки всегда расширены а брови чуть подняты, будто в их голову каждую секунду загружаются Божественные, мать их, законы мироздания, повергающие в шок.

Да, эти шизики – люди с “застрявшей” эмоцией удивления, они в ней “залипли”.

Удивление граничит с радостью и состоянием ребенка (которое я описывал в предыдущей статье про “радость”).

Напоследок следует сказать, что нет удивления – нет развития. Люди с подавленным удивлением (эмоция может существовать в трех фазах – одобренная, неодобренная, подавленная) – неспособны осознавать новое, выстраивать новые нейронные связи и как следствие, развиваться. Учится они тоже не хотят и не могут.

Импотенция. Ментальная. Гормональная, эмоциональная, называйте как хотите, суть не меняется.

Ключевые триггерные мысли, прокрутка и проживание которых вводит в эмоцию удивления:

Ничего себе!
?ОЙ!
?УХ ТЫ!
?ВАУ!
?ВОСХИТИТЕЛЬНО!
?И другие, включая русские матерные слово-формы (“Ебать!”, “Охуеть!”).

Смотреть запись про эмоциональный интеллект

Хочешь научится погружаться в эмоцию удивления максимально глубоко и становится лучшим в своем деле за счет небывалой обучаемости?

Хочешь уметь свободно переключаться между любыми эмоциями?

Вызывать в каждый конкретный момент ту эмоцию и то состояние, которое тебе сейчас наиболее необходимо?

Управлять своим гормональным фоном через эмоции?

Тогда не тормози и записывайся на онлайн-курс “Апгрейд эмоционального интеллекта” от “Института Сильной Личности”.



Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.