Как выглядят дети в 3 месяца. Третий месяц жизни ребенка

В 3-4 месяца жизни новорожденного знаменуется интенсивным увеличением показателей роста и веса. Ребенок ест и спит большую часть суток, тем временем организм приспосабливается к новой для него среде. Некоторым родителям кажется, что в этот период их чадо не нуждается в общении и развитии. Это не так, однако заметна потребность малютки в психологической, социальной и физической активности становится лишь к концу 3 месяца жизни малыша.

В этот период кроха начинает проявлять активный интерес к своему окружению, ярким или движущимся предметам, речи людей, звонким звукам. Он заметно реагирует на обращение к нему взрослых и их интерес, осознанно улыбается, узнает значимых взрослых, особенно единственную мамочку. В 3 месяца малыш уже становится забавным и игривым, способен узнавать близких ему людей, постоянно требует внимания. Также он готов к восприятию новых объектов с подачи мамы и папы

Значит ли это, что ребенок в 3 месяца сам способен совершенствоваться без грамотной помощи взрослых (см. также: )? Находясь в социальной среде, до определенного уровня ребенок способен развиться самостоятельно. В этот период он учится по принципу «делаю, как ты». Он усваивает стереотипы поведения взрослых их способы эмоционального реагирования, но если не уделять время игровой деятельности, в будущем это будет иметь негативные последствия. Поэтому многие заботливые родители задаются вопросом, как не упустить момент для развития той или иной сферы и соотнести свои ожидания с возможностями малыша.

Развитие двигательной сферы

Развитие координаторных навыков в 3 месяца только начинается:

  • Ребенок научается управлять собственным телом. Двигается малютка уже несколько свободнее и плавнее. Он потягивается, вытягивает ручки и ножки, тянется к игрушкам и хватает их, разжимает кисти.
  • Яркие предметы и игрушки, которые можно погрызть и которыми можно позвенеть, начинают его интересовать.
  • Он может лежать на животике достаточно продолжительное время, поднимать голову и верхнюю часть тела, опираясь на предплечья.

С трех месяцев кроха готовится к ползанию и сидению, делает попытки перевернуться, некоторые малыши уже могут это делать. В этот период ваше чадо интересуется своими ручками и ножками. Может играть с ножками. Предметы, до которых может дотянуться, подвергаются ощупыванию и осмотру.

Если у родителей есть финансовая возможность, они приобретают своим 3-х месячным крохам дорогостоящие сложные игрушки, но в этом нет особой необходимости. Ребенку нужны простые и яркие вещи, с помощью которых мама сможет с ним успешно заниматься.



Игрушки для малыша в 3 месяца должны быть яркими и привлекающими внимание, а также полностью безопасными. Он с удовольствием будет ощупывать их, пробовать на зубок, дергать ручкой и тянуться к ним

Подвижные игры для развития тела младенца

В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):

  • Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
  • Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
  • Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.

Чему учить малыша в 3 месяца?

  1. Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
  2. Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: ).
  3. Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
  4. В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: ). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:

Развитие сенсорной сферы

Любые сенсоры способны развиваться, только если они задействованы. Привыкнув к окружающей обстановке, которая уже больше вызывает интерес, нежели пугает, крошка, как и любой человек, перестает воспринимать привычные звуки, как нечто достойное внимания. Они превращаются для него в привычный шум.

Поэтому, чтобы сенсоры и обрабатывающие их информацию мозговые центры работали, нужно время от времени менять звуковые раздражители, то есть менять погремушки, давать игрушки с разными мелодиями. Это поможет не только развлечь и рассмешить ребенка, но и упражняться с малышом, развивая его слух.

Трехмесячный кроха прекрасно вычленяет из общего звукового ряда голос мамы и актуальных взрослых, при обращении к нему он оживляется, двигается более активно. Основой для развития сенсорной сферы младенца являются:

  • разговор с малышом (описание процесса одевания или внешней обстановки);
  • пение детских песенок;
  • похлопывание по поверхности в такт музыке;
  • прослушивание детских песен;
  • использование в занятиях шумящих, свистящих, пищащих предметов.


Разговор мамы с малышом или пение колыбельных для него - значительная составляющая близких взаимоотношений. Даже если кажется, что ребенок пока не способен уловить смысл, стоит знать: он ориентируется на интонацию, на те чувства и энергию, которые вкладываются в слова

Игры для развития сенсорики

В домашних условиях любую деятельность для малыша можно превратить в игровую и развивающую. Для детей этого возраста очень важно обучаться воспринимать окружающий мир:

  • осязать;
  • обонять;
  • видеть;
  • слышать.

В этом возрасте основным способом познания окружающего мира являетсяанализ тактильных ощущений. Именно поэтому очень важно предлагать не только яркие игрушки, но и разные по форме и по материалу:

  • дерево;
  • пластик;
  • ткань самая разнообразная, от меха до бязи;
  • живые листики, настоящие овощи и т.п.

Занимаясь с малюткой, свои действия нужно обязательно комментировать. Например, можно говорить так: «Это кубик, он твердый, желтого цвета, пластиковый», также полезно показывать части тела и лица у себя и у него, называя их и т.д.

Хороши для маленьких детей и занятых мамочек детские мобили на кроватку. Особенно интересны музыкальные варианты. Движение фигурок привлекает внимание малыша и может его занять в период бодрствования, пока мама делает важные дела, а негромкие мелодии способны даже убаюкать кроху.



Каждая игра, в которой ребенок касается, трогает и ощупывает что-либо, отлично подходит для развития его мозговой деятельности и мелкой моторики

Хорошо забытое старое

  • Хороши в этом возрастном периоде игры, имеющие глубокие исторические корни, например, «сорока-белобока» - это и «обучалка» для крохи, и массаж, и способ стимулировать некоторые зоны мозга.
  • «Ладушки» тренируют внимание, координаторные функции и память.
  • «Ку-ку» часто безумно нравится деткам, игра способна не только развлекать вашего ребенка, но и тренирует когнитивные функции мозга. В мире современных технологий эти простые, но полезные игры незаслуженно позабыты.

Одним из самых увлекательных занятий для маленького человека в три месяца является изучение его конечностей. Он способен довольно длительный период посвятить разглядыванию своих рук или игре с ногами. Для того чтобы превратить игровую деятельность в обучающую, маме понадобиться немного фантазии. Цветные носочки с разными зверушками или мордочками станут отличными помощниками. Их можно надеть как на стопы, так и на ручки.

Некоторые детки увлеченно рассматривают цветастые ткани, некоторые активно щупают их, а другие просто снимают, тренируя координацию, развивая точность движений. Однако проводя с трехмесячным малышом полезные и интересные занятия, важно не перестараться. Если ребенок устал, хочет спать или просто не настроен на занятия, перенесите их на другое время.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

К 3-му месяцу жизни ребенок сильно меняется, его уже нельзя назвать новорожденным – детское лицо утрачивает младенческую пухлость, приобретает сходство со своими родителями, а сам малыш достаточно активно участвует во всех событиях, происходящих вокруг него. Обычно к этому времени уже вырабатывается определенный режим дня и у мамы малыша появляется больше времени на занятия и игры с ребенком. Очень важно правильно оценивать темпы развития ребенка в это время, так как именно в этот период можно заметить первые признаки отставания в физическом или нервно-психическом развитии малыша, а для такой оценки нужно точно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца.

Физическое развитие ребенка в 3 месяца

Физическое развитие ребенка 3-х месяцев от роду идет быстрыми темпами, к этому времени он уже умеет немного управлять своим телом и изо всех сил совершенствует свои навыки, а его костно-суставная система в этот период особенно быстро растет и крепнет. Поэтому очень важно позволить ребенку свободно двигать ногами и руками и ни в коем случае жестко не пеленать ребенка, так как это может сильно замедлить его развитие и даже стать причиной нарушения развития тазобедренных суставов.

Обычно в этом возрасте всем детям назначают витамин Д – для профилактики рахита и укрепления костей ребенка, если ваш малыш – осенне-зимний и вы мало времени проводите на свежем воздухе, этот витамин просто необходим ему для нормального усвоения кальция и быстрого роста.

За 3-й месяц жизни средняя прибавка в весе составляет 600-800 гр, рост малыша также значительно увеличивается – от 2 до 4-5 см, окружность головы и груди практически одинакова и обычно составляет около 40-42 см, большой родничок постепенно уменьшается в размерах, а движения ребенка становятся более осознанными и скоординированными.

В 3 месяца малыш должен хорошо держать голову, приподнимать верхнюю половину туловища, лежа на животе и пытаться ползти в этом положении. В этом возрасте он уже гораздо лучше владеет своими ручками и может схватить и удерживать в кулачке низко висящую игрушку, палец взрослого или какую-нибудь вещь, находящуюся в пределах его досягаемости. В 3 месяца ребенок начинает все изучать с помощью осязания – любой заинтересовавший его предмет он тянет в рот .

Очень важно не препятствовать такому поведению ребенка, а давать ему возможность изучить как можно больше разных на ощупь предметов, предлагая ему не только игрушки, но и чистые и безопасные предметы домашнего обихода и так далее.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 месяца

В этом возрасте зрение и слух ребенка заметно улучшаются, и он еще активнее прислушивается и наблюдает за всем происходящем вокруг него. В 3 месяца малыши практически все время, когда не спят, пытаются получить новые впечатления, изучая игрушки, окружающие их предметы, находящихся рядом людей или свои пальчики, причем это занятие неизменно вызывает у них интерес и даже восторг. Трехмесячный ребенок быстро развивает свои коммуникативные навыки, если еще недавно его единственным способом общения с мамой и окружающими был плач, то начиная с 3-х месяцев, он пытается общаться с помощью определенных действий, звуков и мимики.

Услышав какой-нибудь звук, ребенок пытается найти его источник, а увидев красочную игрушку, провожает ее глазами, а если она пропадает из поля его зрения, еще некоторое время смотрит в ту сторону, в которой она исчезла. Во время бодрствования малыш гулит, издает разные звуки, преимущественно гласные, внимательно следит за эмоциями окружающих и пытается подражать окружающим его взрослым.

В этом возрасте уже нужно начинать устанавливать речевой контакт с ребенком, важно проговаривать все действия и называть все предметы , находящиеся рядом с ребенком, это помогает ускорить развитие малыша, способствует расширению его кругозора, стимулирует развитие памяти, устной речи и других навыков. Также в этом возрасте детьми отлично воспринимаются короткие стишки, потешки и приговорки, детские песенки или классическая музыка.

Оценка развития ребенка в 3 месяца

Каждый ребенок развивается в своем темпе, но существуют определенные навыки, которыми должен владеть практически каждый ребенок в этом возрасте:

  • Ребенок видит и обращает внимание на предметы, находящиеся на расстоянии 1-2 метров от него;
  • Малыш внимательно следит за перемещением игрушки, а при приближении – пытается схватить ее;
  • Лежа на животе, легко удерживает голову и поворачивает ее в разные стороны;
  • Может приподнять верхнюю половину туловища, лежа на животе;
  • Упирается ножками, если подставить ему опору;
  • Пытается «ходить», когда его поднимают и держат подмышками;
  • Хватает игрушки и другие предметы всей рукой, подносит к лицу, изучает, а потом тянет в рот;
  • Смеется от радости или удовольствия;
  • Активно размахивает ручками, улыбается, гулит, увидев маму или других взрослых, которые часто с ним общаются;
  • Пытается повторять разные звуки, в хорошем настроении гулит и агукает;
  • Внимательно наблюдает за мимикой взрослых и пытается имитировать ее;
  • Когда не спит, требует внимания, привлекая его криками или плачем.

Тревожные признаки

В 3 месяца ребенок уже приобретает индивидуальность и можно различить основные черты его характера, внимательные мамы могут предугадать его реакцию на различные предметы и «предсказать», как он будет себя вести в той или иной ситуации. Поэтому, даже если ваш врач не находит в поведении вашего ребенка ничего странного, стоит забеспокоиться, если 3-х месячный малыш.

Ребенок в 3 месяца уже значительно отличается от новорожденного. Он значительно подрос, более осознанно смотрит на мир, улыбается и гулит. В течение первого года жизни ребенок очень быстро развивается. Почти каждый день появляются новые умения, чаще проявляется целый комплекс новаций в поведении и восприятии. В статье подробно рассмотрим, что умеет ребенок в 3 месяца, как развивать трехмесячного ребенка, на что стоит обратить внимание родителям во время развития (в конце данной статьи будет видео для закрепления материала).

Что умеет ребенок в 3 месяца и чему нужно научиться?

Развитие ребенка в 3 месяца проходит стремительно. Родителей на данном этапе волнуется вопрос, что должен уметь ребенок в 3 месяца, однако, не стоит забывать, что все дети развиваются по-разному и какие-то умения ребенок освоит в конце третьего месяца, другие же — позже.

  • Кисти рук немного закрыты, пальцы рук согнуты незначительно. Ребенок в 3 месяца активно рассматривает свои руки, особенно увлекает его сжатие и разжатие пальчиков и наблюдение за этими процессами. Он понимает, что это именно его рука и управляет ей он сам.
  • Ребенок в 3 месяца умеет поднимать голову под углом 30-40 градусов и удерживать ее на протяжении 10-30 секунд. Не стоит забывать, что у крохи еще мышцы шеи не окрепли и ему еще нужна перестраховка родителей. Ребенок в 3 месяца отлично контролирует движение своей головки. У крохи лучше получается удерживать и крутить головкой в вертикальном положении.
  • Ребенок в 3 месяца, прикасаясь к различным предметам, учится отличать мягкие и твердые материалы. Если мама дает ребенку игрушку, он пытается брать её рукой. Ему очень нравиться трогать и хватать разные предметы, стоит позаботиться о безопасности и использовать для игр безвредные погремушки. Желание все потрогать говорит о развитии тактильных ощущений и познавательного интереса. В тоже время укрепляются пальчики.
  • Ребенок на 3 месяце развития может попытаться попробовать игрушки на вкус или просто подносить предметы к лицу. Кроме того, все, что попадает к нему в рот, он сразу же принимается сосать, будь то пальчик или край пеленки, одежка. Но есть разница между едой и просто сосанием и он хорошо это отличает. Можно пронаблюдать, когда младенец не голоден, он может сосать пустышку, в противном случае он просто ее выплевывает и требует грудь.
  • Совершенствуются зрение и слух. Услышав звук погремушки или колокольчика, малыш повернет голову к источнику звука, захочет посмотреть на него. При незнакомых звуках ребенок сначала замирает, прислушивается, а потом начинает активно двигать ножками и ручками. Младенец хорошо может отличать звуки, звонок телефона, шорохи, шелест.
  • Ребенок в 3 месяца жизни смеется осознанно и, тем самым, приносит радость маме и всем родным.
  • Наблюдает за предметами, которые движутся вблизи от него. Поворачивает головку в направлении движения игрушки или родителей.
  • У младенца развиваются речевые навыки на ряду с пополнением словарного запаса. Малыш уже активно начинает гулить, звать маму, используя различные звуки. Лексикон крохи еще невелик, однако, звуки: «Л», Б», «П», «Ф», «М» ребенок начинает задействовать во время взаимодействия с предметами и людьми.
  • В этом возрасте малыш начинает распознавать родителей, узнает маму и папу.
  • Меняется способ сосания, ребенок в 3 месяца умеет уже крутить головкой в поисках груди, а затем захватывать её губами.
  • В положении на спине ребенок может делать попытки перевернуться с бока на бок, ножки в этот момент будут подгибаться. Однако, это лишь попытки. Как правило, детки начинают переворачиваться с 4-го месяца.
  • Малыш может делать попытки ползанья, но для данных движений ребенку понадобится больше сил.

Многие родители подумают, что это обязательный список, что должен уметь ребенок в 3 месяца своей жизни, однако это не так. Некоторые умения трехмесячный ребенок может освоить чуть позже. В этом нет ничего страшного, все детки индивидуальны.

На что нужно обратить внимание?

Данный список умений ребенка в 3 месяца, которые малыш не освоил к концу этого периода, должны насторожить родителей.:

  1. К концу 3-го месяца малыш не может поднять головку выше, чем на 5 см.
  2. Не может держать голову в вертикальном положении
  3. Ребенок в 3 месяца не может приподняться лежа на спине
  4. Если ребенок не тянется рукой к игрушке, которую дает ему мама
  5. Если на источник звука реагирует плохо или не реагирует вообще
  6. Отсутствие улыбки на лице

Этот перечень, является тем минимумом, что должен уметь ребенок в 3 месяца. При обнаружении какого-либо из пунктов, обратитесь за консультацией к педиатру.

Как развивать ребенка в 3 месяца

Чтобы развитие ребенка в 3 месяца было продуктивным и многие умения были достигнуты, существует ряд физических и обучающих упражнений, которые помогут преуспеть малышу в развитии.

  1. Упражнение «осваиваем перевороты». Как правило, развитие ребенка в 3 месяца не позволяет делать полноценные перевороты, но уже можно постепенно в конце этого месяца делать подготовку. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Вы поднимаете правую ножку (можете также поднять правую ручку) и легонечко тянуть правую ножку к левой ножке. Положение ребеночка должно меняться и постепенно потянув за правую ножку вы должны перевернуть ребеночка на бочок. Опять таки, если упражнение дается сложно, то можно брать и за правую ручку и за ножку одновременно. Тоже самое можно проделать, взяв малыша за левую ножку.
  2. Играйте с ребеночком игрушками недолго, 10-15 минут будет достаточно. Если ребенок устал, дайте ему спокойствие и отдых.
  3. Как было уже сказано в статье, у ребенка в 3 месяца стремительно происходит процесс развития речевого аппарата, поэтому важно петь песни, рассказывать стишки в момент игрового процесса, купания, перед сном. Заметьте, что все слова, которые вы произносите должны быть четкими. Малыш не поймет смысл слов, но звуки, которые вы будете произносить, станут хорошим укреплением фундаментального развития речи.
  4. Развитие мелкой моторики для малыша в 3 месяца это также не менее важный этап. Следует проводить массаж в виде поглаживаний стоп и ладошек, пальчиков. Прощупываем фактуры конечностей.
  5. Показывайте яркие картинки вашему ребенку и проговаривайте детали, которые размещены на картинке. Не забывайте о четкой речи.
  6. В борьбе с недугами и болезнями, родители прибегают к закаливанию. В разумных приделах без фанатизма можно немножко понижать температуру во время купания. Еще одним хорошим способом является грудничковое плаванье.
  7. Упражнения, связанные с улучшением координации движений, благоприятно влияют на развитие ребенка в 3 месяца. Для этого нужно положить ребеночка на живот и на расстоянии в 10-15 сантиметров положить игрушку от него. Чтобы завлечь внимание, вы можете потарахтеть игрушкой, но не давать в ручку. Ребенок будет слышать звук и пытаться узнать, что же это за интересное звучание. У младенца появится интерес и он захочет «познакомиться» с предметом и начнет тянуться к нему. Это упражнение поможет в дальнейшем развить мышцы и поползти, однако развитие ребенка в 3 месяца не предполагает этого.
  8. Пищащие игрушки можно укрепить на кроватке, между прутьями. Малышу очень понравиться задевать их ножками или ручками, что бы услышать звук.
  9. Для развития тактильных ощущений в ручку надо вкладывать различные ткани, они могут быть шуршащими или мягкими. Бархат, вельвет, мешковину можно скрепить и развесить на разной высоте, чередуя твердые и мягкие предметы.
  10. Для развития зрения на ручки и ножки можно надеть цветные манжеты или носочки. Сначала на ручки, потом на ножки, а потом на все конечности.

Теперь вы знаете, как развивать ребенка в 3 месяца. Эти простые упражнения помогут освоиться на данном этапе развития и улучшить способности малыша.

Важны физические упражнения, укрепление ножек и ручек малыша. Можно проделывать упражнение «велосипед», он сам начнет толкать руки взрослого. Слегка подтягивайте его за ручки, голова не должна запрокидываться, если все же не держится еще, то со временем шея окрепнет.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Ребенок все активнее начинает реагировать на окружающий мир. У ребенка в 3 месяца совершенствуется обоняние, он хорошо отличает родителей не только по голосу, но и по запаху.

Трехмесячный малыш активно проявляет свои чувства, он может плакать и кричать в знак протеста на дискомфорт или неудобства. Активно улыбаться и гулить, когда он доволен. Плакать он может из-за:

  1. боли и дискомфорта;
  2. испуга;
  3. голода;
  4. неудобства;
  5. желания спать.

Все детки любят быть на руках, особенно у мамы. Ребенок в 3 месяца уже понимают, что на руках у мамы ему тепло и удобно. Младенец всегда ожидает контакта, сам пытается отвечать на прикосновения, протягивает ручки. Все дети любят, когда с ними ласково беседуют или играют. С самого раннего возраста важно правильное психологическое развитие, а для этого надо обеспечить постоянный контакт с младенцем.

Проявление любви родителей повлияет на дальнейшее психологическое развитие ребенка в 3 месяца. В этот момент ему так важно чувствовать любовь родителей.

Питание ребёнка в 3 месяца

За одно кормление ребенок должен получить до 150 граммов, не менее 130 граммов. В сутки это примерно 1/6 веса. Лучшим питанием остается грудное молоко. При его недостатке нужно стараться сохранить хотя бы часть кормлений именно грудным молоком. Сколько бы не было его, вначале надо приложить ребенка к груди, а только потом докормить из бутылки. Чтобы понять, сколько он смог высосать, надо взвесить его до и после кормления. При необходимости можно использовать адаптированную детскую смесь. Как правильно ее приготовить написано на коробке. Обязательно надо следовать инструкции.

Уход за ребенком в 3 месяца

Вы уже знаете, что умеет ребенок в 3 месяца и каким должно быть питание, пришло время затронуть вопрос об уходе за младенцем.

К 3 месяцам у ребенка должен наладиться регулярный однородный стул. Важно проследить за этим. При запорах, которые продолжаются по нескольку дней надо обратить внимание на питание мамы при кормлении грудью. В случае если стул редкий, но мягкий и однородный волноваться не стоит, это говорит об отличном усвоении грудного молока.

Ребенок всегда должен быть чистый и сухой. Купать его можно каждый день, а менять подгузник следует не реже чем через 3 часа или меньше при необходимости.

Кожа по-прежнему требует особого ухода, ежедневно надо использовать детский крем или молочко после купания и сна. Крохотные ноготки растут очень быстро, и подстригать их требуется очень часто. В противном случае он может поцарапать себе личико. Надо научиться правильно подстригать ногти, чтобы они не врастали в кожу.

Для трехмесячного ребенка в некоторых случаях характерно появление ярких красных пятен, которые потом могут покрыться тонкой сухой коркой. Они могут зудеть или даже болеть. Это явление назвали молочными корками (молочный струп) — это сигнал о неправильном обмене веществ, экссудативном диатезе.

На третьем месяце может появиться . Стоит знать его признаки:

  • Младенец становится беспокойным, сильно пугается резких звуков.
  • Появляется потливость. Капельки пота могут быть при кормлении, а ночью голова настолько мокрая, что остаются следы на простынке или подушке.
  • Из-за выпадения волосиков на затылке ребенок старается потереться ею.
  • Наблюдается и резкий запах в моче из-за увеличения количества аммиака.

Многие родители пренебрегают массажем и зарядкой. Обязательно стоит начать выполнять упражнения. Их длительность может быть уже до 25 минут в день. Но делать массаж надо только тогда, когда ребенок в хорошем настроении, не капризничает и не голоден.

Спать трехмесячный ребенок должен столько же как и раньше. Разница в том, что он начинает ощущать время суток. Многие малыши могут спать всю ночь от вечернего до утреннего кормления. Трехмесячный ребенок может просыпаться, если ему требуется «перекус» ночью.

Позади три первых месяца жизни малыша. Трехмесячный малыш уже многое умеет, но еще большему ему предстоит научиться. Период адаптации к жизни в большом мире уже успешно закончился, малыш наконец стал похожим на пухленьких обаятельных младенцев из рекламы. Чтобы подытожить пройденный путь с самого рождения любящим родителям обязательно хочется знать, что же должен уметь делать ребенок в 3 месяца?

Развитие ребенка в 3 месяца

Под бытовым вопросом, что должен уметь делать ребенок медики понимают так называемое психомоторное развитие ребенка, которое включает психическое развитие и моторное (двигательное). Оцениваются как приобретенные навыки ребенка, так и врожденные рефлексы, а также зрение, слух.

Темпы формирования двигательных и эмоциональных реакций, развития речи в возрасте трех месяцев у мальчиков и девочек примерно одинаковы и больше зависят от состояния здоровья и темперамента малыша, чем от пола. Различия в темпах развития только-только намечаются и проявляются позже, примерно с 6-8 месяцев.

Двигательные навыки

  1. Врожденные рефлексы (опоры и автоматической ходьбы) почти полностью вытеснены более сложными условными и осознанными реакциями.
  2. Прослеживается начальная координация движений.
  3. Малыш лежит на спине без дополнительной опоры и уверенно держит головку лежа на животе.
  4. Если карапуза удерживать вертикально, придерживая подмышки, он может отталкиваться от опоры и попытается толкнуть ножкой предложенный мячик.
  5. Лежа на животике, ребенок опирается на предплечья, прогибается «лодочкой», интуитивно выполняя действия для укрепления мышц спины.
  6. Мышцы маленького человека уже окрепли настолько, что он может поворачиваться на бочок, некоторым деткам даже удается перевернуться на животик.
  7. Физиологический гипертонус окончательно остается в прошлом, ручки больше не сжаты в кулачки, малыш свободно растопыривает ладошки, учится играть с мобилем или другими подвешенными игрушками.
  8. Он уже может целенаправленно прикасаться или ударять по игрушке и с каждым днем у него получается все лучше. Доставать игрушки малыш старается даже лежа. Предлагая ребенку игрушки, мама стимулирует его к дальнейшим действиям.

Бывают и довольно редкие случаи, когда малыш на четвертом месяце жизни способен принять полусидячее положение, но если ваш ребенок этого не делает, пытаться его сажать нельзя. Детский организм, не испорченный ожиданиями социума, сам «знает», к чему он готов, а к чему нет. Следует заметить, что темпы физического развития во многом зависят от отношения родителей к пеленанию – чем большая свобода действий предоставлена крохе, тем быстрее он обучается.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Трехмесячный ребенок подолгу рассматривает ручки и ножки, тянет их в рот, сводит и разводит, и даже уже может сцепить ручки в замок.
  2. Малыш уже способен определить, где находится источник света или звука, активно ищет его, поворачивая голову.

Речевые навыки

  1. Звуки, которые издает малыш, приобретают эмоциональную окрашенность.
  2. Малыш начинает активно гулить, выражая свое настроение и пытаясь привлечь внимание окружающих.

Взаимодействие с окружающими людьми

  1. Кроха осознанно реагирует на происходящие вокруг события, он улыбается родителям и другим членам семьи, смеется.
  2. Малыш внимательно изучает мамино лицо и ему нужно разрешать прикасаться к разным частям лица, называя их.

Сравнивать темпы развития грудных детей – неблагодарное и бессмысленное занятие, даже если речь идет о родных братьях и сестрах. Если ваш малыш здоров, но пока чего-то не умеет – значит, его время еще не пришло, однако существуют признаки, на которые следует обращать внимание и вовремя корректировать.

Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Отклонения в развитии

Важно помнить, что даже совершенно здоровые дети развиваются с разной скоростью и не всегда физическое и психическое развитие идут вровень. Богатейший спектр эмоций и речи, опережающий средневозрастную норму, у таких крошечных деток может сочетаться с некоторой задержкой формирования двигательных навыков и наоборот. Стоит учесть и характер маленького человечка, который начинает проявляться в столь нежном возрасте.

Некоторые малыши, едва освоив новый навык, начинают его активно использовать, протестуя против попыток взрослых как-либо ограничить свободу движения. Другие напротив, долго взвешивают, стоит ли тратить силы на столь «бесполезное» занятие, что им дает новое умение, и к активному применению переходят через несколько недель или даже месяцев.

Следует обратить внимание, если:

  • ребенок в 3 месяца не может следить глазами за предметом;
  • при сильном звуке никак не реагирует;
  • вы еще ни разу не видели, как ребенок улыбается;
  • лежа на животе, голова младенца остается лежать на поверхности и ребенок не пытается ее поднять;
  • отдельные звуки не произносятся ребенком.

Как заниматься с ребенком в 3 месяца

Уже в столь раннем возрасте можно и нужно начинать развивать малыша.

Песенки и потешки

Три месяца – отличный возраст для знакомства с детскими песенками и потешками. Даже если вы по каким-то причинам не делали этого раньше, стоит воспользоваться моментом и обогатить взаимное общение с малышом. Разнообразие звуков и интонаций очень важно для становления речи. Ребенок часто развлекает сам себя, «распевая» произвольные сочетания звуков, в гулении прослушиваются первые согласные.

Подражание речи и движению

При любом общении с малышом желательно комментировать свои и его действия. Это нужно для формирования пассивного словарного запаса крохи. Разумеется, понимать значение слов он научится к более старшему возрасту, но чем больше разговаривать с крохой, тем раньше это произойдет. При общении с грудничком можно и нужно подражать его агуканию и использовать утрированную мимику. Малыши – прекрасные имитаторы и через некоторое время ребенок будет повторять движения мамы.

Прятки

В три месяца уже можно предлагать грудничку простейшие игры, прятаться за пеленкой или прятать от него игрушку, сопровождая появление объекта наблюдения восклицанием «ку-ку».

Что умеет ребенок в 3 месяца? Психомоторное развитие малыша в этом возрасте стремительно идет вперед. Но если у грудничка не наблюдаются какие-то навыки, не стоит заранее бить тревогу. Диагностировать общее развитие детей грудного возраста должен детский врач. Мама может проводить самостоятельное исследование навыков и реакций грудничка, но без консультации и осмотра педиатра не обойтись.

Самое большое открытие грудничка 3 месяца жизни - собственные руки. У малыша уже довольно хорошо развита координация «глаза-руки». Кроха уже не просто натыкается на свои ладошки, а сознательно их ищет и легко находит им применение: засовывает в рот и пробует на вкус.

Моторные навыки малыша 3 месяцев

В движениях и положении тела крохи наблюдается все больше стабильности и равновесия. Что должен делать ребенок в 3 месяца?

  • Уверенно держит голову в положении на животе. Младенец способен поднять голову под углом 90°, на 2 месяце жизни грудничок мог ее поднимать лишь на 45°. Удерживает голову около минуты и больше. В положении лежа малыш уверенно поднимается на предплечьях, его бедра плотно прижаты к поверхности, ноги при этом распрямляются. В 3 месяца у грудничка наблюдается тенденция к вертикальному положению головы в любых позициях, но лучше всего это получается сделать в положении лежа на животе.
  • Развитие ползательных навыков. Малыш проводит все больше времени на животе. В этом положении он может делать первые ползковые движения. Конечно, они далеки от ползания на четвереньках, но малыш уже способен понемногу перемещаться, подтягиваясь на руках. Ребенок в три месяца не должен уметь переворачиваться со спины на живот. Но случайно он может перевернуться с живота на бок или на спину, по инерции покатиться. Поэтому в этом возрасте нельзя оставлять малышей без присмотра на незащищенной высокой поверхности.
  • Исчезновение шагового рефлекса. На первом месяце жизни у малыша наблюдался стойкий шаговый рефлекс, на втором - он начал затухать, а на третьем - полностью исчезает. Это нормальный физиологический процесс. Если кроху взять под мышки, расположить вертикально и поставить на твердую поверхность, его ножки начнут подгибаться, рефлекс шаговых движений больше не наблюдается.
  • Реакции в положении сидя. В этом возрасте грудничок еще не умеет сидеть. Такое положение должно быть кратковременным, чтобы посмотреть, как малыш удерживает голову. Нужно усадить кроху, бережно приподнимая за руки из положения лежа на спине. В этой позиции голова младенца лишь около 30 секунд может оставаться на линии шеи и позвоночника, затем запрокидывается назад или наклоняется в сторону. После этого нужно снова уложить грудничка на спину. Через минуту приподнять кроху за ручки, чтобы его тело немного повисло над поверхностью. Голова в этом положении должна оставаться на одной линии с шеей и позвоночником несколько секунд.
  • Фиксация взгляда и формирование условного хватательного рефлекса. Если перед ребенком на расстоянии 30 см расположить игрушку, он оживляется, но хаотичности в движениях рук и ног уже меньше. Малыш в 3 месяца должен уметь концентрировать взгляд на игрушке. Если ее перемещать, кроха следит за ней. Также в этот период малыш впервые может потянуться обеими ручками за игрушкой. Ладони при этом остаются полуоткрытыми. Удерживать в руках погремушку младенец пока не может.

Самое устойчивое положение для грудничка в 3 месяца - на животе. В этом положении хорошо виден окружающий мир, развиваются не только моторные навыки, но и дальнее зрение.

В реакциях грудничка все больше эмоциональной окраски. И если на втором месяце «комплекс оживления» можно считать безусловным рефлексом, то на третьем малыш может демонстрировать радость и заинтересованность. Улыбка в этом возрасте уже осознанная, социальная. Также при виде близкого человека младенец активно двигает руками и ногами, «разговаривает», даже смеется. Важно поддерживать с крохой эмоциональный контакт. Это способствует здоровому психическому развитию грудного ребенка.

Как развиваются органы чувств

Малыш познает мир при помощи пяти органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Что может делать ребенок в 3 месяца? Как проявляются его зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные реакции?

  • Зрение. Зрительные функции у грудничков этого возраста усовершенствуются, повышается световая чувствительность и острота зрения, формируются зрительные образы. Малыш уже способен не только обнаруживать предмет, но также и различать его, распознавать среди других предметов. Цветовосприятие малыша также развивается, но пока что далеко от совершенства. В этом возрасте начинается распознавание цветов, первые из них - красный и желтый. Пока что зрение малыша ориентировано на ближнее пространство, но по сравнению со вторым месяцем ребенок видит уже дальше и может распознавать мамино лицо на расстоянии более метра.
  • Пространственное восприятие мира. Формируется трехмерное восприятие пространства и объемность предметов: малыш видит ширину и высоту объектов, а благодаря тактильным ощущениям может воспринимать их объемно. Как и прежде, лицо близкого человека привлекает наибольшее внимание грудничка, он ищет зрительный контакт с глазами, следит за движениями, поворачивает голову в сторону перемещения мамы.
  • Слух. Младенец уже с легкостью узнает маму не только по запаху, образу, но и по голосу. Малыш в 3 месяца умеет безошибочно определять голоса всех близких людей. Его слуховая система усовершенствовалась настолько, что он способен вычленять одни звуки на фоне других, угадывать источник звука. Если позвенеть колокольчиком над ухом младенца, он тут же повернет голову в сторону исходящего звука. Такое наблюдение рекомендуется проводить родителям для проверки слуха грудничка. Также можно проверить реакцию крохи на тихие звуки. На слишком громкий шум он может отреагировать плачем и гримасами. Осознанно слушать музыку в этом возрасте, конечно, дети не могут. Предполагают, что грудничок может сконцентрировать свое внимание на музыке лишь 20 секунд, затем она будет просто фоном.
  • Осязание. Тактильные ощущения у крохи развиты хорошо с самого рождения, потому что в первые месяцы слух и зрение еще далеки от совершенства, природа замещает их осязанием. Ребенок тут же реагирует на прикосновение. Если погладить крохе щечку, он зажмурит глаза, может потянуться рукой к месту, где почувствовал прикосновение. В медицине эта реакция называется кожным сосредоточением. Она будет развиваться с возрастом все больше, к 5 месяцам кроха будет реагировать на щекотание. Болевые ощущения у трехмесячного грудничка усиливаются. Он теперь быстрее реагирует на дискомфорт - мокрые пеленки, жара, холод, неудобное положение тела.
  • Обоняние и вкус. В 3 месяца грудничок может выразить свое восприятие запаха: неприятные запахи вызывают у младенца чихание и гримасы неудовольствия, приятные - улыбку, оживление или, наоборот, замирание. К концу 3 месяца острота нюха у младенцев повышается. Также малыш легко распознает различные привкусы грудного молока. Если оно горькое, кроха будет кривиться, отказываться от груди. Есть такое мнение, что дети, которые были на грудном вскармливании, в старшем возрасте менее привередливы к еде. Это объясняется тем, что вкусы многих продуктов они уже продегустировали через мамино молоко.

Развитие органов чувств, как и моторных навыков, у мальчика и девочки в этом возрасте проходит одинаково. Возможна лишь разница в весе и росте: мальчики обычно крупнее.

Общение и речевое развитие

Чем больше общения и контакта с крохой, тем он говорливее и улыбчивее. В этом возрасте грудничок может перенимать интонации взрослых. Какие речевые навыки ребенка в 3 месяца можно наблюдать?

  • К усвоенным гласным («э», «ы», «а», «у») присоединяется «и».
  • Хорошо произносит согласные «г», «х», «к», «м».
  • Появляются новые согласные: «в», «д», «т».
  • Гласные и согласные звуки соединяются в слоговые цепочки.
  • Появляется новая цепочка звуков, которые оформляются так: «эй-гэ», «э-вэ», «э-дэ» и другие.
  • Гортанная артикуляция «р», похож на звук при полоскании горла.
  • Первый этап доречевого развития (гуканье) сменяется, воркованием, гулением, которое предшествует лепету.

Грудничок начинает реагировать на собственные звуки. Больше всего кроху радует гортанное «ррр». Также появляется эмоциональная окраска звуков. По-разному малыш «говорит», когда радуется, плачет или чем-то недоволен.

Что может ребенок в 3 месяца? Важные навыки и реакции: удерживание головы в положении лежа на протяжении 1 минуты; формирование условного хватательного рефлекса и попытка потянуться за игрушкой и прикоснуться к ней; первое различение цветов; социальная улыбка и смех; слоговые цепочки, гортанная артикуляция звуков.

Распечатать



Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.