Какие бывают эмоции у человека. Виды эмоций человека Положительные и отрицательные эмоции

Эмоции – важная составляющая человеческой жизни. Люди подвержены как положительным, так и отрицательным эмоциям. Какие из них преобладают в большей степени, зависит от образа жизни человека, его окружения и отношению к жизни.

Многие из нас слышали, что негативные эмоции могут подорвать здоровье, позитивные - «вылечить» от недугов. Если говорить о психическом состоянии человека, то эмоции откладывают определённый отпечаток. Но как они влияют на здоровье, знают не многие.

В народе говорят: «Все болезни от нервов». Да и врачи нередко используют эту фразу, пытаясь объяснить причину очередного недуга. Многочисленные исследования показывают, что отдельные эмоции по-разному влияют на здоровье человека. Но прежде чем выяснить, как это происходит, нужно разобраться, какие эмоции носят положительный характер, а какие - отрицательный.

Положительные и отрицательные эмоции

По определению эмоции не могут быть положительными или отрицательными. Просто в зависимости от того, что мы ощущаем в данный момент времени, наше самочувствие и здоровье может улучшаться или ухудшаться. Однако в обществе прочно закрепилось стереотипная классификация чувств: положительные и отрицательные.

    Положительными эмоциями принято считать:
  • смех и радость;
  • сочувствие и интерес;
  • любопытство и вдохновение;
  • восторг и восхищение.
    К отрицательным эмоциям относят абсолютно противоположные чувства:
  • грусть и печаль;
  • неуверенность и стыд;
  • раздражение и зависть;
  • тревога и ненависть;
  • чувство вины и безразличие;
  • гнев и волнение.

Это основной список человеческих эмоций, который при желании можно дополнить и разнообразить. Но ясно одно: когда мы испытываем положительные эмоции, у нас поднимается настроение, улучшается самочувствие, появляется интерес к жизни и желание действовать. Когда нами завладевают отрицательные эмоции – мы впадаем в уныние, апатию, озлобляемся на окружающий мир, нас перестаёт интересовать сама жизнь и окружающие люди.

Как влияют отрицательные эмоции на здоровье человека?

Древние целители утверждали, что каждая болезнь взаимосвязана с определённым переживанием. Агрессия способна нарушить функционирование желудочно-кишечного тракта, спровоцировать головные боли, гипертонию и проблемы с зубами. Ревность вызывает нарушения в пищеварении, бессонницу и головные боли. Страх связан с сердечными заболеваниями, нарушениями в органах дыхания, ухудшениями слуха, остроты зрения и болезнями почек. Беспокойство вызывает проблемы кровообращения и болезни центральной нервной системы. Ненависть способствует развитию рака, болезней печени и язвы желудка.

Как влияют положительные эмоции на здоровье человека?

Любая положительная эмоция повышает работоспособность нервной системы, улучшает сон, стабилизирует эмоциональное состояние, способствует выработке гормонов радости (эндорфины) и оказывает позитивное влияние на гормональный фон организма. Чем больше положительных эмоций ощущает человек, тем меньше он подвержен стрессу и различным заболеваниям.

Как управлять эмоциями?

Лучшее средство избавления от отрицательных эмоций – это их «выброс». Такие эмоции нельзя держать в себе, но от них и не должны страдать окружающие люди. Справиться с неврозами помогает физическая активность. Любимое хобби или увлечение помогает отвлечься от обид и переживаний. Арт-терапия (переписывание проблем на бумагу) позволяет перекрыть отрицательные эмоции положительными. Лекарственная терапия - седативные фитопрепараты, в составе которых содержатся успокаивающие травы.

Негативные эмоции всегда как бы кричат на вас, а положительные эмоции больше похожи на шепот. Это и создает ту самую асимметрию между позитивным и негативным, склоняя наше внимание больше к негативному (а в некоторых случаях приводит к полной неспособности испытывать положительные эмоции). И это не индивидуальная особенность, так устроен человеческий мозг: все негативное звучит для нас громче, предупреждая об опасности. Этот секрет хорошо знаком СМИ: самый быстрый, надежный и, главное, дешевый способ привлечь наше внимание – это искра страха (ведь все наши «бесстрашные» предки вымерли, так и не эволюционировав, не правда ли?).

Хорошая новость, друзья!

«Дружба» с 10 позитивными эмоциями поможет вам совладать с негативными!

Барбара Ли Фредриксон

Человека, которого я считаю своим проводником в позитивную психологию, зовут Барбара Ли Фредриксон (Barbara Lee Fredrickson ), она руководитель Лаборатории позитивных эмоций и психофизиологии, президент Международной ассоциации позитивной психологии. Эта выдающаяся женщина стояла у истоков исследования позитивных эмоций и помнит то время, когда эти исследования считали бессмысленными, как и сами позитивные эмоции и их значение в жизни человека. В своих лекциях о разновидностях позитивных эмоций доктор Фредриксон сознательно запрещала использовать слово «счастье» , так как оно из-за слишком частого употребления имеет довольно обобщенное значение и не передает все возможные эмоциональные переливы.

  1. Радость . Это чувство, когда что-то действительно хорошо складывается для вас, может быть даже лучше, чем ожидалось. Мы оцениваем ситуацию и мир как безопасный, знакомый и все время улучшающийся. Чувство радости вызывает потребность быть игривым. А ведь именно во время игры мы как раз и учимся. Так что в случае чувства радости исходом чаще всего бывает приобретение навыков.
  2. Благодарность . Это более спокойная эмоция, которая больше связанная с социумом. Она воспринимается не просто как что-то хорошее, что произошло с вами, а как будто кто-то намеренно сошел со своего пути, чтобы совершить это благое дело для вас. Мы ощущаем ее как альтруистический подарок, который мы хотим как-то компенсировать. Поэтому благодарность ведет к отдаванию (при этом к поиску творческого способа отдачи), и результатом благодарности выступают социальные связи и навык близости и любви. Характерная особенность благодарности, при ее нормальном протекании – это длительность и цикличность этого чувства, когда обмен добрыми поступками между людьми продолжается.
  3. Спокойствие . Оно ощущается как то, что ваши текущие обстоятельства в жизни настолько правильны, что вы хотите продлить это чувство. Многие считают, что спокойствие приводит к пассивности и лени. Да, состояние безмятежности сопровождается ощущением безопасности, уверенности и низкой активностью, но основное достоинство этого чувства – это способность наслаждаться, смаковать момент и интегрировать опыт в себе. Результатом чувства спокойствия являются изменение своего Я, мировоззрения и расстановка жизненных приоритетов.
  4. Интерес . Да, мало кто причисляет интерес к позитивным эмоциям, да и к эмоциям вообще. Но это его законное место. Вы ощущаете, что окружающие вас люди, предметы, обстоятельства – безопасны, но в них есть элемент новизны, что-то, что вы еще не знаете, что-то таинственное. Так что интерес провоцирует исследовательскую деятельность и результатом этой эмоции выступают новые знания и наполненность энергией.
  5. Надежда . Уникальная позитивная эмоция, которая рождается в обстоятельствах, которые никак нельзя назвать положительными. Вы ощущаете, что следующей эмоцией вполне может быть отчаяние; это страх худшего и стремление к лучшему, что способствует развитию нашей изобретательности, повышает устойчивость во время и перед трудными временами.
  6. Гордость . Уже слышу недовольное ворчание… Ни в коем случае не путать с гордыней и нескромностью! Гордость всегда связана с общественно значимыми достижениями. Это не просто то, что вы сделали хорошо, но это что-то хорошее, что ценится в вашей культуре, что объединяет людей. Вы можете гордиться своими поступками, а также поступками членов своей семьи, друзей, коллег, сограждан. Это не хвастовство. Это чувство, которое воодушевляет вас и заставляет мечтать о великом. Так что результатом гордости выступают новые достижения (и новые поводы для гордости).
  7. Веселье . Не из веселья ли начинается удовольствие? Оно связано с несерьезностью, легкой социальной неуместностью. Ваш промах приводит не к самобичеванию и осуждению, а к совместному веселью, смеху, укреплению связей. Исход веселья не такой уж и незначительный – это создание дружеских связей, развитие креативности. Согласитесь, ради этого можно позволить себе совершить маленькую глупость!
  8. Вдохновение . Эта эмоция просыпается в нас при соприкосновении с человеческим совершенством. При этом эмоция вдохновения больше связана с интерпретацией: когда вы видите, что люди умеют что-то делать очень хорошо, талантливо, вы говорит себе «Это здорово! Я бы хотел быть похожим на этого человека, делать так же!». То есть это своеобразная комбинация стремления к собственному совершенству и способность видеть и положительно оценивать превосходство другого человека. К чему приводит вдохновение? Конечно же к приобретению новых навыков, творчеству и развитию собственной нравственности.
  9. Благоговение . Эта эмоция похожа на вдохновение, но она более личная. Вы ощущаете себя ошарашенным величием, чувствуете себя крошечным по сравнению с тем невероятным, что происходит рядом с вами. Благоговение открывает ваше сердце и разум для восприятия нового и результатом этой эмоции является ощущение себя частью великого целого.
  10. Любовь . Это одна из самых позитивных эмоций. Ее особенность заключается в том, что она аккумулирует в себе все остальные позитивные эмоции: это и радость, и безмятежность, и благодарность, и вдохновение, и гордость за любимого человека и т.д. Но это также не индивидуальный опыт – это совместный опыт двух людей. Позитивное чувство сопричастности, которое позволяет и мечтать, и исследовать, и наслаждаться, и играть. Любовь дарует ощущение прочной связи, доверия, общности и здоровья в целом.

И в завершение еще пара слов об асимметрии между позитивным и негативным: плохое сильнее хорошего, так как негативные эмоции должны кричать, чтобы спасти нам жизнь. Поэтому мы чаще замечаем негатив, чем позитив. Но: фактически положительные события более часты, чем отрицательные! В подтверждение этому есть соответственные научные данные. В нашей жизни много хорошего. Но позволяем ли мы позитивным событиям превращаться в позитивные эмоции – это уже вопрос выбора и воспитания в семье. Но, хотите того или нет, вы все время чувствуете эти мягкие позитивные эмоции в течение всего дня, хотя чаще всего мы называем их средними или нейтральными. Нейтральные эмоции – это положительные эмоции, которые мы не признаем или не осознаем в данную минуту. И если вы признаете их, начнете их замечать – вы усилите их и предоставите им поле для их волшебной внутренней работы!

1. Страдание – связано с получением информации о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, часто протекает в форме стресса.

2. Гнев – вызывается появлением неожиданных препятствий на пути удовлетворения потребности исключительно важной для человека. Обычно эта эмоция протекает в виде эффекта не особо длительного по времени.

3. Отвращение – вызывается обстоятельствами, предметами, людьми соприкосновение с которыми вызывает резкое противоречие с нравственными, эстетическими, идеологическими принципами человека. При сочетании с гневом в межличностных отношениях может провоцировать агрессию.

4. Презрение – порождается разногласием в жизненных установках человека с поведением и жизненной позицией другого человека.

5. Страх – появляется при получении информации о возможной угрозе благосостоянию. Может вызываться не реальной опасностью, а воображаемой, этим и отличается от эмоции страдания.

6. Стыд – появляется при осознании несоответствия своих поступков, помыслов нормам общепринятой морали или собственным установкам.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.
34.Теория возникновения эмоций Джеймса-Ланге.

Т. э. Дж.-Л. сразу же после ее опубликования в труде Джемса «Принципы психологии» (Principles ofpsychology) превратилась в предмет многочисленных научных дискуссий. Некоторые положения теории Джемса были сформулированы датским психологом Карлом Георгом Ланге в 1885 г. Джемс объединил свои представления с идеями Ланге, что и послужило основанием для введения в научный оборот термина Т. э.Дж.-Л. Эта теория предлагает физиолог. объяснение механизма возникновения, организации и поддержания на определенном уровне таких отчетливо проявляющихся эмоций, как печаль, страх, гнев и любовь, а также более утонченных эмоций, к числу которых можно отнести моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Авторы исходят из того, что общими причинами возникновения эмоций являются не психические. (mental) или психологические, а внутренние, физиолог., нервные процессы. Эмоции - это результат органических изменений, возникающих в теле чел., реагирующего на возбуждающий объект или факт, с которыми он сталкивается.


Последовательность возникновения эмоционального переживания состоит из трех фаз: а) восприятие возбуждающего объекта или факта; б) внешние проявления эмоций, напр., плач, нападение или бегство; д) психического. воздействие, или собственно эмоция, напр., чувство страха или гнева. Многие теории эмоций (то же самое подсказывает и здравый смысл) исходят из того, что внешние проявления эмоций (плач, нападение или бегство) следуют после возникновения таких эмоций, как страх или гнев. Джеймс и Ланге изменили эту последовательность, поместив стадию внешних проявлений между восприятием возбуждающего стимула и собственно эмоцией.

В дискуссиях, вызванных теорией Джемса-Ланге, обсуждался вопрос о роли ЦНС и соц. среды в возникновении эмоций. «Централисты» (включая Джеймс и Ланге) утверждали, что каждой эмоции соответствуют специфические физиолог. изменения. Их оппоненты, «периферисты», отрицая такую возможность, настаивали на том, что речь может идти только об общем состоянии возбуждения, модифицированном соц. средовыми факторами. Эксперимент. данные не позволяют сделать однозначного вывода.

Жан Поль Сартр, критически подойдя к теории Джемса-Ланге с позиции феноменологии, отверг ее последующим причинам. Во-первых, поведение, физиолог. или экспрессивное, не является эмоцией, как не является эмоцией и осознание такого поведения. Во-вторых, тело не «разглашает» свои собственные интерпретации, последние даны в сознании индивидуума. В-третьих, физ. проявления эмоций представляют собой самые ординарные нарушения нормального функционирования организма и не могут быть причинами эмоций. Через них индивидуум получает подтверждение факта существования эмоции, они придают эмоциям достоверность, но не являются их причинами. В-четвертых, принимать во внимание только биолог. тело - в отрыве от прожитой им жизни (lived body) - и осознание индивидуумом тела как источника эмоций значит рассматривать тело как вещь (thing) и локализовать эмоции в расстройствах тела.

Т. э. Дж.-Л. не утратила своего значения и в наши дни. Фазы эмоционального переживания, обозначенные ее создателями, не подвергаются сомнению. Однако продолжаются дискуссии относительно их последовательности и по поводу того большого значения, которое эта теория придает физиологии в ущерб соц.и психол. факторам и процессам.

В течение дня человек переживает массу эмоций, которые перемешиваясь между собой, создают причудливый букет. Этот букет окрашивает восприятие человека, делая «плохим» или «хорошим» прожитый день.

Наверняка любому человеку хочется просыпаться каждое утро с улыбкой и провожать прожитый день в позитивном настроении. Проживать каждый день счастливо, наполнять свою жизнь радостными эмоциями – эта задача может оказаться невыполнимой, пока человек не научиться управлять своими эмоциями.

Свое настроение можно менять, так как нам хочется, необязательно быть зависимым от обстоятельств. Для того, чтобы почувствовать эмоцию радости, необязательно ждать подходящего момента, когда нас кто-то или что-то рассмешит.

Для того, чтобы радоваться, нужно просто радоваться. Для счастья не обязательно искать повод: деньги, здоровье, вторую половинку, признание и так далее. Быть счастливым можно просто так. Ведь все что нам необходимо уже есть – это наши эмоции.

Только осталось разобраться в искусстве управления своими эмоциями. Для этого, в первую очередь, надо знать виды эмоций человека, чтобы научиться различать, отделять эмоции друг от друга, ведь они редко проявляются в чистом виде.

Каждый человек обладает четырьмя чистыми эмоциями:
  • гнев
  • страх
  • радость
  • уныние

Эти виды эмоций создают комбинацию остальных чувств и эмоций, которые каждый из нас может переживать ежедневно.

Посмотрите это короткое видео, на нем показаны лица различных людей, переживающие одинаковые эмоции: от радости до страха.

Условно виды эмоций человека можно разделить на три основные категории: негативные, позитивные и нейтральные.

Перечень основных эмоций и чувств человека

Положительные

1. Удовольствие

2. Радость.

3. Ликование.

4. Восторг.

5. Гордость.

6. Уверенность.

7. Доверие.

8. Симпатия.

9. Восхищение.

10. Любовь (половая).

11. Любовь (привязанность).

12. Уважение.

13. Умиление.

14. Благодарность (признательность).

15. Нежность.

16. Самодовольство.

17. Блаженство

18. Злорадство.

19. Чувство удовлетворённой мести.

20. Спокойная совесть.

21. Чувство облегчения.

22. Чувство удовлетворённости собою.

23. Чувство безопасности.

24. Предвкушение.

Нейтральные

25. Любопытство.

26. Удивление.

27. Изумление.

28. Безразличие.

29. Спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные

30. Неудовольствие.

31. Горе (скорбь).

33. Печаль (грусть).

34. Отчаяние.

35. Огорчение.

36. Тревога.

38. Боязнь.

41. Жалость.

42. Сочувствие (сострадание).

43. Сожаление.

44. Досада.

46. Чувство оскорбления.

47. Возмущение (негодование).

48. Ненависть.

49. Неприязнь.

50. Зависть.

52. Злость.

53. Уныние.

55. Ревность.

57. Неуверенность (сомнение).

58. Недоверие.

60. Растерянность.

61. Ярость.

62. Презрение.

63. Отвращение.

64. Разочарование.

65. Омерзение.

66. Неудовлетворённость собою.

67. Раскаяние.

68. Угрызения совести.

69. Нетерпение.

70. Горечь.

Возможно, кто-то из читателей не согласится с таким разделением чувств. Чувства разделены не с позиции этики, а с позиции доставляемого удовольствия или неудовольствия.

Человек вкладывает в свои эмоции колоссальный объем энергии. По сути эта энергия нейтральная, только эмоция может придать ей положительный или отрицательный характер, направить ее в русло созидания или разрушения.

Присмотритесь к этому списку, определите для себя, в какие эмоции вы больше вкладываете свои силы, в эмоции разрушения или созидания?

© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.

Выполнил студент 192 группы
Кочнева Виктория
Основные
виды и
качества
эмоций

Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и
процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при
помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных
условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний,
отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или
неприятного процесс и результаты практической деятельности,
направленной на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к
окружающей действительности и к самому себе.
Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека.
Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание

В зависимости от обстоятельств, свойств воздействующих раздражителей и
особенностей личности у человека возникают различные эмоциональные
реакции, которые классифицируются по модальности, знаку, различному
влиянию на поведение, а также по форме выражения.
Модальность - основная качественная
характеристика эмоций, определяющая
их вид по специфике и особой
окрашенности переживаний. По
модальности выделяются три базовые
эмоции: страх, гнев и радость. При всем
многообразии практически любая эмоция
является своеобразным выражением
одной из этих эмоций. Тревожность,
беспокойство, боязнь, ужас представляют
собой различные проявления страха;
злоба, раздражение, ярость - гнева; веселье, ликование, торжество - радости.

Характер переживания (удовольствие
или неудовольствие) определяет знак
эмоций - положительные и
отрицательные. По воздействию на
организм и влиянию на последующее
поведение человека эмоции разделяются
на стенические и астенические.
Стенические эмоции повышают
жизнедеятельность и активность
человека, астенические, напротив,
снижают. Положительные эмоции
чаще оказывают стенический эффект.
Большинство отрицательных эмоций
выражаются и в той, и в другой форме.
Например, под влиянием страха человек
может быстро убежать, расчетливо
спрятаться, но иногда из-за страха
«застывает», не предпринимая никаких
активных действий.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и
осознанностью. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоций любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция,
например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг - эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от
раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх - от
легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции
длятся от нескольких секунд до многих лет, иногда в течение всей
жизни. Степень осознанности эмоций также может быть различной.
Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и
почему она возникает. Иногда имеет место одновременное взаимодействие противоположных эмоций, например любви и ненависти
или радости и печали. В этом проявляется амбивалентность эмоций
как следствие сложного и неоднозначного отношения человека к
объекту, вызывающему переживание.

Качества,
характеризующие
каждую
конкретную
эмоциональную
реакцию, могут
сочетаться
различным образом,
что создает
многообразие форм
их выражения.
Основные формы
выражения эмоций
- чувственный
тон, ситуативная
эмоция, аффект,
страсть, чувство,
настроение и
стресс.

Качества и виды эмоций
Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают оценочное
отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Собственно эмоции могут
слабо проявляться во внешнем поведении, если человек умело скрывает свои эмоции,
то вообще трудно догадаться, что он испытывает.

По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты,
страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.
Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает
психику человека. Обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не
справляется с ситуацией. Отличительными чертами аффекта являются ситуативность,
обобщенность, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит
мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер. Аффект
практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю.
Страсть - это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и
владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности - к чувствам.
Чувства - наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный
характер. Это всегда чувство к чему-то, к кому-то. Иногда их называют «высшими»
эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более
высокого порядка.
Настроения - это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное
состояние в течение значительного времени. В отличие от эмоций и чувств настроение
не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени.

Классификация эмоций по
содержательному своеобразию:
1) Эмоциональный тон ощущения - отношение человека к качеству
ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта.
2) Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на
текущие изменения в предметной среде; определяется эмоциональной
возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом.
3) Настроение - ситуативно обусловленное устойчивое
эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее
психическую деятельность; это эмоциональная интеграция
жизнеощущений человека, определяющая общий тонус его
жизнедеятельности. Оно вызывается теми влияниями, которые
затрагивают личностные стороны индивида, его основные ценности,
успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной
обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми,
самочувствием и т.д.

4) Конфликтные эмоциональные
состояния:
а) тревожность;
б) стресс;
в) аффект;
г) фрустрация.
5) Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений;
они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств
от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если
низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических
потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально
значимыми ценностями.

Основные качества эмоций и чувств.
Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью.
Прежде всего, это выступает в напряжении и сменяющем его
разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от
изменений во внешних обстоятельствах. В зависимости от
содержания деятельности и обстоятельств, при которых она
совершается, от индивидуальных особенностей личности
напряжение может переживаться как активное состояние,
тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности
действий, мыслей, поступков человека.
Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое
человеком как облегчение, умиротворение или полная
обессиленность.

Физиологические основы чувств и эмоций.
Специальные исследования
показывают, что эмоциональные
переживания обусловлены
нервным возбуждением
подкорковых центров и
физиологическими процессами,
происходящими в вегетативной
нервной системе. В свою очередь
подкорка оказывает
положительное влияние на кору
больших полушарий, выступая в
качестве источника их силы.
Эмоциональные процессы
вызывают целый ряд изменений в
организме человека: в органах
дыхания, пищеварения, сердечнососудистой деятельности.

При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление,
расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения,
побледнение и покраснение, усиленный приток крови к сердцу,
легким, центральной нервной системе и т. д. Различные
переживания сопровождаются своеобразными изменениями во
внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел
вегетативной нервной системы.
Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших
полушарий головного мозга человека. И. П. Павлов связывал происхождение
сложных чувств с деятельностью коры мозга. Поддержание или
разрушение систем связей изменяет субъективное отношение к
действительности. Он указывал, что нервные процессы полушарий при
установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно
называют чувствами в их двух основных категориях -- положительной и
отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая
сигнальная система. Переживания могут возникнуть не
только при непосредственном воздействии предметов, но
могут быть вызваны словами. Рассказ о пережитом может
вызвать у слушателей определенное эмоциональное
состояние. Благодаря деятельности второй сигнальной
системы эмоции и чувства становятся осознанными
процессами, приобретают общественный характер,
осмысливается соотношение между собственными
эмоциональными реакциями и общественно значимыми
чувствами. Лишь при деятельности второй сигнальной
системы возможно формирование таких сложных чувств
человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические

Мимическое выражение эмоций.
Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад.
Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном
состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?
Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина,
изложенная им в работе "Выражение эмоций у человека и животных" (1872).
Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения
образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас
является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное
приспособительное значение.

На формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:
врожденные видотипичные мимические схемы соответствующие определенным
эмоциональным состояниям;
приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств
подлежащиё произвольному контролю;
индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным
формам мимического выражения специфические черты, свойственные только
данному индивиду

Пантомимика, выражение эмоций голосом.
Выражение эмоций голосом, так же как и мимическое выражение, имеет как врожденные
видотипичные компоненты, так и приобретённые - социально обусловленные и
формирующиеся в процессе индивидуального развития "компоненты. Врожденными
механизмами обусловлены такие проявления, как изменение силы голоса (при изменении
эмоционального возбуждения) или дрожание голоса (под влиянием волнения). При усилении
эмоционального возбуждения возрастает количество функциональных единиц,
актуализированных к действию, что оказывает влияние на усиление активации мышц,
участвующих в голосовых реакциях,
Иногда сильное возбуждение может, напротив, проявляться в уменьшении силы голоса
"(можно говорить шипящим от ярости голосом). Эта форма является следствием сочетания
врожденной тенденции к усилению голоса под влиянием эмоций и приобретенной
способности не издавать слишком сильных звуков.
Что касается движений всего тела - пантомимики, то здесь удалось выявить одну
отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный
раздражитель, прежде всего звуковой. Это так называемая реакция вздрагивания (startle
pattern).
Некоторые авторы считают, что эта реакция предшествует собственно эмоциональным
реакциям. К последним можно относить лишь более развитые ее формы. Эти более
развитые формы носят явный отпечаток социальной обусловленности

Значение эмоций и чувств.
Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять
происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между
собой.
Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя.
Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства
и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то
новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.
У человека существует готовность к определенного рода реакциям, или, иначе говоря,
готовность к более легкому научению определенным способам поведения. Научение
направляется социальными нормами; благодаря научению возникают также и такие
реакции, которые могут не иметь никакой "природной" связи с той или иной эмоцией.
В обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления,
организации и передачи опыта, существует еще язык выразительных движений,
функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует
человек. Этим языком в совершенстве овладевают актеры, приобретая способность
пластически передавать эмоции, вызываемые в результате произвольного намерения.

ЛИТЕРАТУРА.
Левитов Н.Д. О психических состоянииях человека.
М., 1964.
Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания
эмоций. М., 1971.
Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма
отражения действительности. М., 1971.
http://revolution.allbest.ru/psychology/00005078_0.html
http://studbooks.net/673095/psihologiya/kachestva_vidy_
emotsiy
http://studopedia.ru/18_22043_osnovnie-vidi-i-kachestvaemotsiy.html


Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.