Мане завтрак на траве описание. «Завтрак на траве» Мане: история создания картины 

В 1863 жюри Парижского Салона, самой важной выставка современного искусства, исключило больше чем две трети художников, которые представили свои работам к участию. Большое недовольство публики – было результатом такого решения.

Наконец, Император Наполеон III не имел своего собственного взгляда на искусство, и особенно непосредственно на то, какие требования предъявляются к работам, разрешил эти работы к показу публике в "Салоне Отвергнутых» . Семь тысяч посетителей были зарегистрированы только в день открытия, такое количество было больше чем посетителей официального Салона. Большинство искало сенсаций, стремясь к дешевому развлечению. Картина Мане «Завтрак на траве», которая была представлена под названием «Купание» вызвала шквал насмешек и недоумения: что эта за голая женщина, сидела рядом со своей небрежно сброшенной одеждой, что предполагалось показать? Что относительно этих двух господ, которые одеты в плотно застегнутые фешенебельные одежды, которые непринужденно расположились около нее? Простой пикник? Маленькая корзина была опрокинута, производя своего рода беспорядочно расположенный натюрморт, состоящий из бутылки, плодов различных сезонов и круглого хлеба, который неоднократно хвалили критики.

В этой картине, Мане не заботился о том, что бы рассказать историю или даже намекнуть на что-то. Женская нагота, возбуждающе открытая - как в «Венере» Кабанэля - всегда нетерпеливо ожидалась и вызывала восхищение, но это было только, когда их нагота была скрыта под маской лицемерной, мифологической или библейской истории, которая давала картинам их название. Хотя эти рассказы были часто неизвестны посетителям того времени, но сопровождающие брошюры Салона обеспечили такие объяснения.

Однако, в случае картины Мане, даже если бы он назвал свою "неназванную" картину, это было бы не менее загадочно. Кроме того, красота не пряталась в стыде, но имела смелость, чтобы уставиться на зрителя - какая приличная женщина сделает это? - как будто она не сознавала свою наготу, или наоборот, возможно слишком знала о ее эффекте. Было общее согласие в том, что по сравнению как с Олимпией, она могла быть проституткой. Помещая человека подобно этому – рядом с центром картины - просто отвратительно!

Если посетители «Салона отвергнутых» не одобрили странный сюжет, то и противоречивая техника живописи, тоже конечно заработала их критику. «Кричащий способ Мане писать привела к тому тому, что это бросается в глаза, а его фигуры, как будто облиты пуншем, со жесткостью, которая не ослаблена никакой формой компромисса",- так критиковал E, Чесно картину художника.

Почему Мане не писал картину однородно, как было в традиции признанных и популярных художников? Элементы, которые он расценил как важные - трио - выделяются резким освещением и окрашены с большой осторожностью. Но что относительно фона? Листва, вода и женщина, скромно поднимающая свой купальный костюм местами заштрихованы. Наверное аудитория, должно была быть удивлена или тихо изумлена этой картиной, не имела никакого намерения удовлетворить обычные ожидания людей.

Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 г. 130×181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

“Завтрак на траве” в – одна из самых знаменитых картин Клода Моне. Хотя она не типична для него. Ведь создана она была, когда художник ещё искал свой стиль. Когда понятия “импрессионизм” не существовало. Когда до его знаменитых серий картин со стогами сена и лондонским парламентом ещё было далеко.

Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну “Завтрак на траве”. Да, да. Существует два “Завтрака на траве” Клода Моне.

Вторая картина хранится в в Париже. Правда картина сохранилась не полностью. Только по этюду из Пушкинского музея мы можем судить о её первоначальном виде.

Так что же произошло с картиной? Начнём с истории её создания.

Вдохновение. “Завтрак на траве” Эдуарда Мане

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.

Нам она может показаться обычной. Обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами. Снятая одежда небрежно лежит рядом. Фигура и лицо женщины ярко освещены. Она уверенно смотрит на нас.

Однако картина произвела невообразимый скандал. В то время обнаженными изображали только нереальных, мифических женщин. Здесь же Мане изобразил пикник обычных буржуа. Обнаженная женщина – не мифическая богиня. Это самая настоящая куртизанка. Рядом с ней молодые щеголи наслаждаются природой, философскими беседами и наготой доступной женщины. Именно так некоторые мужчины и отдыхали. Тем временем их жены в неведении сидели дома и вышивали.

Публика не хотела такой правды о своём досуге. Картину освистывали. Мужчины не разрешали своим жёнам на неё смотреть. Беременных и слабонервных и вовсе остерегали к ней приближаться.


Чам. “Мадам, вам не рекомендуется сюда входить!” Карикатура в журнале Le Charivari, 16. 1877 г. Музей Штедель, г. Франкфурт-на-Майне, Германия

Такая же реакция была у современников Мане и на его знаменитую “Олимпию”. Об этом читайте в статье

Клод Моне готовится к Парижскому салону.

Клод Моне был восхищён скандальной картиной Эдуарда Мане. Тем, как его коллега передал свет на картине. В этом плане Мане был революционером. Он отказался от мягкой светотени. От этого его героиня выглядит плоской. Она чётко выделяется на тёмном фоне.

Мане сознательно к этому стремился. Ведь при ярком свете тело становится однородного цвета. Это лишает его объема. Однако делает более реалистичным. На самом деле, героиня Мане выглядит более живой, чем Венера Кабанеля или Большая Одалиска Энгра.




Сверху: Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. , Париж. Посередине: Эдуард Мане. Олимпия. 1963 г. Там же. Внизу: Жан-Огюст-Доминик Энгр. Большая Одалиска. 1814 г.

Моне был в восторге от таких экспериментов Мане. К тому же он сам придавал большое значение влиянию света на изображаемые объекты.

Он задумал по-своему эпатировать публику и привлечь к себе внимание на Парижском салоне. Ведь он был амбициозен и хотел славы. Так в его голове родилась идея создать свой “Завтрак на траве”.

Картина была задумана по истине огромной. 4 на 6 метров. Обнаженных фигур на нем не было. Зато было много солнечного света, бликов, теней.

Клод Моне. Завтрак на траве. 1866-1867 гг. , Париж.

Работа шла тяжело. Слишком большое полотно. Слишком много этюдов. Большое количество сессий, когда друзья художника позировали ему. Постоянные перемещения из студии на природу и обратно.


Клод Моне. Завтрак на траве (этюд). 1865 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Моне не рассчитал своих сил. До выставки оставалось всего 3 дня. Он был уверен, что ещё нужно слишком много сделать. В расстроенных чувствах он бросил почти законченную работу. Он решил её не показывать публике. Но на выставку попасть очень хотелось.

И вот за оставшиеся 3 дня Моне пишет картину “Камилла”. Известная ещё, как “Дама в зеленом платье”. Она выполнена в классической манере. Без экспериментов. Реалистичное изображение. Переливы атласного платья в искусственном освещении.


Клод Моне. Камилла (Дама в зеленом платье). 1866 г. Художественный музей в Бремене, Германия

Публике “Камилла” понравилась. Правда критики недоумевали, почему часть платья не уместилась в “кадр”. На самом деле Моне сделал это намеренно. Чтобы смягчить ощущение постановочного позирования.

Ещё одна попытка попасть на Парижский салон

“Дама в зеленом платье” не принесла той славы, на которую расчитывал Моне. К тому же он хотел писать по-другому. Хотел, как и Эдуард Мане, нарушать классические каноны живописи.

На следующий год он задумал ещё одну крупную картину “Женщины в саду”. Картина также была большой (2 на 2,5 м), но все же уже не такой огромной, как “Завтрак на траве”.

Зато Моне почти полностью написал её на открытом воздухе. Как и подобает истинному . Слишком ему хотелось передать, как ветер циркулирует между фигур. Как воздух вибрирует от жары. Как свет становится главным действующим лицом.


Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. 205×255 см. , Париж

Картину в Парижском салоне не приняли. Её сочли небрежной и незаконченной. Как сказал один из членов жюри Салона “Слишком много сейчас молодых людей движутся в непозволительном направлении! Пора их остановить и спасти искусство!”

Удивительно, что государство приобрело работу художника в 1920 году, ещё при жизни художника, за 200 тыс. франков. Будем считать, что его критики таким образом взяли свои слова обратно.

История спасения “Завтрака на траве”

Публика картину “Завтрак на траве” так и не увидела. Она осталась у Моне, как напоминание о неудавшемся эксперименте.

Через 12 лет художник по-прежнему сталкивался с финансовыми трудностями. 1878 год был особенно трудным. Пришлось выехать с семьёй из очередного отеля. Денег на уплату не было. Моне оставил владельцу отеля в залог свой “Завтрак на траве”. Тот картину не оценил и забросил на чердак.

Через 6 лет финансовое положение Моне выправилось. В 1884 году он вернулся за картиной. Однако она уже была в плачевном состоянии. Часть картины покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. И порезал картину на три части. Одна из них была утеряна. Две оставшиеся части сейчас и висят в музее д’Орсе.

Об этой интересной истории я также писала в статье

PS.

После “Завтрака на траве” и “Женщин в саду” Моне отошёл от замысла писать большие полотна. Это было слишком неудобно для работы на открытом воздухе.

Да и людей он стал писать все меньше и меньше. Разве что членов своей семьи. Люди если и появлялись на его картинах, то утопающими в зелени или еле различимыми в снежном пейзаже. Они уже не главные герои его картин.

Вконтакте

«Завтрак на траве » — картина великого французского художника-импрессиониста (1832-1883). Первоначальное название картины — «Купание». Картина стала по-настоящему скандальной и подвергалась большой критике, однако сейчас занимает почётное место среди шедевров мировой живописи.

Картина «Завтрак на траве» была написана в 1863 году. Холст, Масло. 208 × 264,5 см. В настоящее время находится в музее Орсе, Париж. На картине изображена обнажённая женщина в компании с двумя одетыми мужчинами. В качестве модели для обнажённой женщины позировала художница Викторина Мёран (1844-1927). Двое мужчин — это брат Мане Густав и шурин Мане Фердинанд Леенхофф. Оба мужчины одеты очень модно и за своим разговором совершенно не замечают женщины. На переднем плане находится корзина с фруктами. На заднем плане Мане изобразил женщину в лёгкой одежде, которая моется в реке. Женщина на заднем плане непропорционально большая. Из-за того, что фигуры на переднем и задних планах не соответствуют правилам перспективы, теряется эффект глубины. Больше того, свет, который падает на фигуры, создаёт ощущение, что вся сцена происходит не на природе, а в студии художника.

Эдуард Мане пытался выставить свою картину «Завтрак на траве» в Парижском салоне. После бурной критики и недовольства экспертов и публики, картину вместе с многими другими выставили в Салоне Отверженных. Эдуарда Мане обвинили в декадентстве и плохом вкусе. Эта картина, как и картины многих художников-новаторов того времени, показывает как резко художники захотели порвать с академизмом и подарить миру новое искусство, которое основано не на точных схемах и законах живописи, а на чувствах и эмоциях художника.

За основу композиции с тремя фигурами Эдуард Мане взял фрагмент с известной гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса». На гравюре три похожие фигуры с женщиной, которая глядит на зрителя, и двумя мужчинами рядом с ней, находятся в правой нижней части.

Эдуард Мане — Завтрак на траве

Маркантонио Раймонди — Суд Париса

Давно мечтаете научиться хорошо петь? В этом вам помогут уроки вокала в Москве от профессиональных преподавателей. Заходите на сайт студии сценических искусств «СОЛО», чтобы узнать об этом подробнее.

«Завтрак на траве» (фр. Le déjeuner sur l"herbe) - скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. В настоящее время находится в 19-м зале музея Орсе в Париже.

Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.

Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора – шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.

Снегирь в листве, лес, похожий на декорацию, непропорциональные фигуры, рассыпающаяся композиция. По количеству несуразностей кажется, что Эдуард Мане - художник-новичок. Однако такой же стиль он сохранит и в более поздних картинах. Мане словно высмеивает привычку человека видеть на картинах «правильное», академическое. Чем ему это аукнулось?

На мой взгляд, у феномена этой картины есть одна очень показательная параллель с современной культурой: это, когда мистер Боб Дилан сменил свою фолк-гитару на электро и затянул: «Once upon a time you dressed so fine… »
Like a complete unknown, like a rolling stone. Тадам! Теперь у нас есть рок-музыка! Песня "Like a rolling stone" изменила всё! Вышибла пробку и в мир хлынуло то, что мы сейчас называем рок-н-роллом! Всё от Black Sabbath до Muse, от The Who до, прости господи, Ed Sheeran - всё это началось на фолк-фестивле в Ньюпорте, где Боб Дилан впервые исполнил эту песню.

Что-то похожее произошло и с «Завтраком на траве». Есть искусство до Salon des Refuses, на котором впервые была представлена эта картина, а есть искусство после. Salon des Refuses или Салон отверженных – это выставка 1863 года, проходившая параллельно официальной выставке Парижского салона. На ней, в прямом смысле слова, были представлены работы отверженных художников. От работ художников отказалось жюри главного Парижского салона, состоящее из членов парижской Академии изящных искусств. Они отбирали очередные «Рождения Венеры» или какой-нибудь пафосный сюжет в стиле Делакруа. На худой конец, портретик в стиле Энгра – купальщицу или библейский сюжет.

«Завтрак на траве» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ни в одной мастерской ни одного художника XIX века не могла больше появиться такая или даже хоть сколько-нибудь похожая картина. В то время как Салон покоряли «Римляне эпохи упадка» и бесконечные Венеры и одалиски, она перевернула живопись, для нее не находилось в то время ни терминов, ни традиции, в которую можно бы было ее вписать. И все складывалось к тому, чтобы этот эффект усугубить.

Первоначально названная «Купание» (фр. Le bain), эта картина предназначалась для Парижского салона, однако её вместе с 3 тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.

Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки, - писал один из критиков, когда полотно под невинным названием «Завтрак на траве» было в 1863 году впервые выставлено на всеобщее обозрение.

Картина впервые выставлена в знаменитом «Салоне отверженных», который был открыт 15 мая 1863 года в Париже императором Наполеоном III, пожелавшим прослыть защитником свободы и творчества. Тогда жюри отклонило множество работ художников, не допущенных к участию в выставке. Эдуард Мане «Салону отверженных» предложил на десерт свой «Завтрак на траве», который вызвал бурю эмоций, жесточайшей критики и единодушного приговора, что этот «завтрак» абсолютно «несъедобный».

Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.

В образе жен­щины худож­ник соеди­нил черты посто­ян­ной натур­щицы Вик­то­рины Мёран и соб­ствен­ной жены Сюзанны (тело). Вик­то­рина была люби­мой натур­щи­цей Мане и запе­чат­лена во мно­гих его рабо­тах, в част­но­сти в зна­ме­ни­той “Олим­пии”. Она сама писала непло­хие кар­тины, мно­гие из кото­рых позд­нее были уте­ряны. Стра­дала алко­го­лиз­мом и в пре­клон­ные годы про­сила пода­я­ние на улице, играя на гитаре. Известна сво­ими любов­ными отно­ше­ни­ями с жен­щи­нами.

Золя написал: «В картине нужно видеть не завтрак на траве, а весь пейзаж с сильными и тонкими местами, широким и устойчивым передним планом и столь легкими и деликатными задними планами. Это прочная плоть, смоделированная мощными потоками света. Уголок природы, переданный с такой правдивостью и простотой». Золя стал другом и защитником Мане на долгие годы.

Картина Мане «Завтрак на траве», которая была представлена под названием «Купание» вызвала шквал насмешек и недоумения: что эта за голая женщина, сидела рядом со своей небрежно сброшенной одеждой, что предполагалось показать? Что относительно этих двух господ, которые одеты в плотно застегнутые фешенебельные одежды, которые непринужденно расположились около нее? Простой пикник? Маленькая корзина была опрокинута, производя своего рода беспорядочно расположенный натюрморт, состоящий из бутылки, плодов различных сезонов и круглого хлеба, который неоднократно хвалили критики.

Сам сюжет картины оскорблял чувства зрителей, не понимавших и не принимавших изображенную сцену. К тому времени проституция в Булонском лесу Парижа получила широкую известность, однако отражение этой темы в живописи было под запретом. Открыто показав сексуальность, нарушавшую этические и эстетические нормы общества, Мане оказался в центре внимания возмущенной общественности. Отсутствие связей между персонажами, абсурдность сюжета и контрастная цветовая палитра шокировали критиков.

За основу композиции с тремя фигурами Эдуард Мане взял фрагмент с известной гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса». На гравюре три похожие фигуры с женщиной, которая глядит на зрителя, и двумя мужчинами рядом с ней, находятся в правой нижней части.

Идея написания этой работы возникла у Мане в ходе поездки по берегу Сены.

Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet) родился в Париже. Отец не приветствовал интерес сына к живописи. Однако дядя, брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, поддержал увлечение племянника: оплачивал лекции по живописи и водил в музеи.

Работу над картиной » Завтрак на траве» Клод Моне начал в 1965 году в Живерни, когда увидел презентацию одноименного полотна Эдуарда Мане на выставке в Салоне. Эти работы мало что объединяет - общим у них является только пейзажный фон, а также название, хотя изначально полотно Клода называлось по - другому.

Замысел картины сложился во время прогулки. Как вспоминал друг художника Антонен Пруст, однажды, во время моциона по Аржантейю, Мане увидел купающихся женщин. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле «ню» Парижскому Салону.

Клод начал писать свою версию произведения с набросков, которые он писал с живописных видов леса Фонтенбло, где он также написал множество прекрасных картин, таких как «Дорога на Бас-Бро, Фонтенбло». Людей же художник писал уже в мастерской (одной из позировавших ему тогда моделей была его будущая супруга Камилла Донсье). В завершение полотна художник мастерски вписывает в чудный пейзаж силуэты отдыхающих людей.

Работа создавалась под впечатлением рисунков Рафаеля и Джорджоне. Как признался автор перед началом работы, он собирается изобразить такой же сюжет, но перенеся сцену на воздух, запечатлеть образы людей своего времени, а также окружить все атмосферой прозрачности.

Эдуард Мане родился в Париже в 1832 году. Отец – высокопоставленный чиновник Министерства юстиции, мать – дочь видного дипломата. Ему были предоставлены все возможности для получения образования и начала солидной карьеры. Но учеба в престижных пансионах и колледжах – не для него. Пятнадцатилетний Эдуард пытается поступить в мореходку, терпит неудачу и уходит в плаванье юнгой, чтобы пробоваться на следующий год. Во время плавания он много рисует, с тех пор картины Мане часто содержат морские мотивы.

"В 1862 году кто-то внушил Мане, что имеет смысл рискнуть и показать в Салоне следующего года изображение обнаженной натуры. Хотя мысль эта и не слишком его прельщает, но мало-помалу она завладевает им. Обнаженная натура - что ж, тут спорить не приходится, и Мане по обыкновению прищелкивает языком, изображение обнаженной натуры на выставке Салона заставит окончательно признать художника. Но какое "nu" написать - "nu" вроде Венеры Урбинской Тициана? Или, быть может, какое-то другое?.." Как-то летним воскресеньем того же года, прогуливаясь вместе с Антоненом Прустом по Аржантейю, он разглядывает с берега плавающие по Сене ялики, смотрит, как плещутся в воде женщины, и внезапно ему на память приходит луврская картина - "Сельский концерт" Джорджоне.

Ярко освещенное нагое тело - тоже насмешка над общественной моралью, олицетворенной для Эдуарда фигурой отца: Огюст Мане был судьей и рассматривал дела о нарушении правил общественной нравственности. Позировала Мане продавщица галантерейного магазина Викторина Мёран. Они познакомились в 1862 году. Вскоре знакомство переросло в страстный роман. Мёран сама неплохо рисовала.

В 1865 году Клод Моне начал работу над подготовительными набросками к задуманному им огромному - 6х4,6 м - полотну, который он назвал «Завтрак на траве», в знак уважения к Мане. На этой картине не было обнаженных тел, только элегантные дамы под зонтиками и мужчины в рединготах. Полотно было задумано прежде всего для того, чтобы изучить освещение в лесу - в тени деревьев и на поляне.

Это смелое начинание, предпрнятое 25-летним юношей, заинтересовало всех, и Курбе, в то время живший в Марлотт, навестил Моне в Шайи, дабы щедро помочь ему советами и приободрить юного коллегу, к которому всегда благоволил. Курбе повел себя неожиданно: он посоветовал юноше умерить свой пыл. В результате картина так и не была завершена: то ли духу не хватило, то ли Моне осознал, что еще не созрел для осуществления своего замысла, но он прекратил работу и более к этой картине не возвращался.

Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой
парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за
миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только
для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная
певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем",
"Гитарист" и "Железная дорога".

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.

Эдуард Мане родился в 1832 г. в семье высокопоставленного чиновника, родители прочили ему будущее юриста. Когда Эдуард Мане провалил экзамены в мореходку дважды, семье пришлось смириться с его увлечением живописью. В 1850 г. Мане поступил в мастерскую классической живописи Тома Кутюра, в которой проучился шесть лет. Недовольный засильем академизма, Эдуард Мане, находившийся под сильным влиянием Веласкеса, постоянно вступал в споры со своим учителем и пытался найти новые пути изображения в живописи. В то же время художник жаждал славы и признания официальным Салоном. Но его работы раз за разом отвергались. В 1859 г. Салон не пропускает картину «Любитель абсента», в 1863 г. - картину «Завтрак на траве» .

Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.

Он берет несколько пробных аккордов - пишет этюды деревьев, вид острова Сент-Уэн. Но как расположить персонажей? Он признается Прусту, что идет от картины Джорджоне. Ему все же не хочется просто переносить композицию "Сельского концерта" на собственное полотно - ну нет, это его не устраивает. Его стесняет не сама идея заимствования. Он-то свои слабости знает. Но знает и свою силу и хочет, чтобы именно ее оценили, оценили бы вне зависимости от старых мастеров, у которых он ищет поддержки и опоры. И вот, просматривая однажды альбом старых эстампов...

Заключительные штрих отобрали у Мане не менее времени, чем вся его предыдущая работа. Например, обнаженная рука, вроде неплохо изложена уже на переднем плане, на самом деле, может показаться, что не совпадает с картиной Мане по цвету, фактуре и распределением теней. Ему пришлось тщательно сверить свою работу с оригиналом, а не продвигаясь вперед до тех пор, пока каждая деталь его имитации не будет соответствующей оригиналу.

Гравюра Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции "Суд Париса" заставляет Мане насторожиться. Здесь представлены три фигуры - морские божества, одно женское, два других мужские, - их позы как нельзя лучше подходят к задуманной им "Загородной прогулке". Наконец-то "архитектура" картины найдена: надо только одеть эти морские божества, одеть в куртки и панталоны; заменить вот этот трезубец тросточкой; да еще добавить вот там, в глубине, четвертую фигуру (это будет полуобнаженная женщина, пробующая рукой воду), и дело сделано. Все в порядке!

Писатель Эмиль Золя (1840-1902) подчеркивает художественную отвагу Моне, позволяющего себе при помощи светотени подчеркивать полы одежды «Женщин в саду». Это относится к «Завтраку на траве», главной особенностью которого является изображение проникающих сквозь листья деревьев солнечных лучей. В картине Моне лето буквально струится сквозь кружево листвы и мягко прикасается к различным фрагментам: человеческой коже, ткани на платье, тарелке, стакану, участку травы...

С первых же дней, даже с первых часов "Завтрак на траве" собирает толпу. "Завтрак" выделяется на фоне остальных холстов своим новаторством, живостью колорита и затмевает все, что его окружает. Преобладающее число выставленных произведений, выполненных с большей или меньшей ловкостью, по сути дела, мало чем отличается от работ официальных мастеров. И в Салоне и в Контрсалоне царит битюм; и там и тут господствует анекдот. В таком окружении и даже невзирая на сравнительно многочисленные работы, отмеченные печатью новизны и творческих сил, такие, например, как "Девушка в белом" Уистлера, "Завтрак" Мане приобретает значительность исключительную. Его новизна потрясающа.

Никогда еще Мане не отваживался на холст такого большого формата. Но он чувствует себя во всеоружии. Он целиком покоряется доподлинным склонностям своего творческого «я»: максимально упрощает технику, отказывается от всех приемов «зализанной» живописи, от всех ухищрений моделировки, от всех этих «обманов глаза», уничтожающих хроматические валеры, и проецирует формы на плоскость холста, разграничивая их чисто живописно. Его персонажи ничего не «рассказывают». Смысл их существования состоит лишь в том, чтобы служить основой для мелодии красок, то нежных, чуть «журчащих», то светлых, острозвучных нот, паузы меж которыми насыщаются молчанием и покоем. Четко очерченные силуэты согласуются в двумерности холста и принимают на себя самые сильные тональные сочетания. Вибрирующее интенсивными и контрастными аккордами, произведение это - живопись и только живопись.

На самом деле: если приглядеться, в картине можно заметить немало странностей. Почему, например, у одного из мужчин на голове домашняя ермолка с кисточкой, а другой одет в давно вышедшие из моды светлые панталоны? Почему фигура на заднем плане кажется слишком близкой к зрителю, вопреки всем законам перспективы, а фон больше похож на театральный задник?

Многое связывает Мане с импрессионизмом, особенно в работах 70-х гг. – «Аржантёй», «В лодке», «Партия в крокет». Изображаемая им парижская богема, улицы, бары, парижская толпа, современный ему ландшафт переданы во всем богатстве и многообразии точно схваченного движения и неожиданных случайностей, что характерно для импрессионизма в целом.

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

Основное отличие «Мане – люди, Моне – пятна», можно было бы безоговорочно взять за правило. Но если бы всё было так просто... Дело в том, что у обоих мастеров встречаются полотна как с людьми, так и без. По этой причине искусствоведы советуют более детально присмотреться к другим элементам полотна, таким как стиль, цвет, свет и объём.

Эдуард Мане написал «Завтрак на траве» в 1863 году. Картина выставлена в Музее Орсе в Париже.

Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора – шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.

1. Береговая линия

Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.

2. Фигуры центрального плана

Мы видим обнаженную женщину и двух интеллигентно одетых мужчин, которые ведут беседу. Фигуры расположены слишком близко друг к другу. Автор усиливает это ощущение, используя прием «сжатой» перспективы, при котором объекты кажутся значительно ближе друг к другу. Но при этом между мужчинами и женщиной есть какая-то незримая граница, они не взаимодействуют.

Рисуя женскую фигуру, Мане так подобрал тона, что она выглядит плоской, в то время как мужские фигуры объемны. По цвету они тоже различаются. Думаю, что посредством этих контрастов, игры с перспективой и искажением восприятия художник хотел затронуть тему неравенства полов, норм мужского и женского поведения, принятых в современном ему обществе.

Черные официальные костюмы на фоне дикой природы смотрятся так же неестественно, как и обнаженная женская фигура на фоне одетых мужчин. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Второй скрытым образом на нее претендует, о чем говорит достаточно агрессивный жест его руки, трость и раскрытые ноги. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.

Если вы прикроете рукой нагое тело женщины, то увидите перед собой типичный семейный портрет конца XIX века. Он отражает внешне благопристойные, но бесстрастные отношения, в которых нет чувств, игры, тепла.

3. Обнаженная женщина

Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой, и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Мужчины же при этом не смотрят ни на нее, ни на зрителя, и в этом читается некое отсутствие сексуальности. Любопытно, что есть свидетельства современников о том, что Викторина Мёран - натурщица художника, была нетрадиционной сексуальной ориентации. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.

Ее тело обнажено, но никакой эротики здесь нет. В неестественно-белом оттенке кожи есть что-то холодное, фальшивое, подчеркнуто отличающееся от теплого оттенка кожи девушки на дальнем плане. Тело женщины почти такого цвета, как воротники рубашек у мужчин. Она напоминает фарфоровую статуэтку, атрибут мужчины. В ней живо одно лишь лицо, потому что взгляд женщины на самом деле обращен не на нас. Она видит ту юную девушку, которой она была когда-то, погружена в те детские фантазии.

4. Девушка на заднем плане

Художник нарушает законы перспективы и сознательно искажает наше восприятие пространства: фигура женщины, изображенной на заднем плане, кажется слишком крупной, она значительно больше лодки и реки; ее рука почти касается руки мужчины, изображенного в центре картины.

Девушка подобна Алисе, которая оказалась вдруг в Стране чудес. Ее фигура полна жизни. Левой рукой девушка касается платья, которым прикрывает свою вагину. Этот жест означает, с одной стороны, запрет на эротические фантазии, а с другой, наоборот, их разжигание.

5. Натюрморт

В разбросанных фруктах, бутылке и одежде, изображенных в нижней части холста, есть нечто хаотичное, все это вроде бы указывает на бурный секс. Но фигуры людей подчеркнуто отстранены от этой части картины. Герои даже не прикасались к хлебу и фруктам. Как будто все удовольствия жизни, которые олицетворяют еда и секс, ими отброшены, отвергнуты.

6. Снегирь

Снегирь – зимняя птица, в летнем пейзаже он смотрится как минимум странно. Он расположен вверху картины, как бы на границе двух миров. Его присутствие подчеркивает фантазийность мира «за занавесом» и в то же время говорит об эмоциональном холоде, который царит в мире декоративном. Настоящая сексуальность здесь умерла, замерзла. Этот холод подчеркнут черно-белыми одеждами мужчин и белым телом женщины.

Бунт художника

Главной идеей произведения является насмешка, бунт художника, противостояние официальному искусству своего времени. Алогичностью картины (странный сюжет, нарушение законов перспективы, сочетание различных техник письма и т.д.) художник показывает бессмысленность современного искусства и говорит о том, что есть темы куда важнее общепринятых классических – такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами.

В картине, которая, на первый взгляд, призвана эпатировать зрителей, речь на самом деле идет о судьбе женщины XIX века. Она вынуждена играть определенную социальную роль и жить фальшивой церемониальной жизнью. И только в фантазиях она представляет себя той чувственной девушкой и печалится об упущенных возможностях, наслаждении, счастье. И, вероятно, жалеет, что не отправилась на поиски чего-то другого – по той светлой дороге, ведущей вдаль.

Об экспертах

Психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».



Copyright © 2024 Женский портал - Екатерина.